Лекции по "Коммерческой деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:33, лекция

Описание

1.1. Сущность коммерческой деятельности и характеристика основных ее элементов
Коммерческая деятельность в торговле представляет совокупность последовательно выполняемых торго-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли.

Работа состоит из  1 файл

лекционный материал по дисциплине Коммерческая деятельность.docx

— 131.43 Кб (Скачать документ)

Организация хранения товаров

Правильная технология хранения товаров на складе предусматривает, во-первых, рациональное их размещение и укладку, и, во-вторых, создание и поддержание оптимальных условий хранения. Размещение и укладка товаров зависят от принятого на складе способа хранения. Например, картофель и овощи хранятся навалом в специальных закромах. Этим же способом можно хранить незатаренную соль.  
Наливные товары (олифа, бензин, растительное масло и др.) хранят в баках, бочках, цистернах. Для хранения многих продовольственных и некоторых непродовольственных товаров применяются контейнеры. В них товары могут доставляться непосредственно в магазины. Использование специальных контейнеров-вешал позволяет сохранить товарный вид перевозимой в них одежды. Чаще всего на общетоварных складах применяют два способа хранения товаров — стеллажный и штабельный.  
Стеллажный способ укладки используют для хранения товаров как в упакованном, так и в распакованном виде. Предварительная укладка товаров в транспортной таре на поддоны позволяет разместить их на полках стеллажей с помощью различных подъемно-транспортных механизмов: электроштабелеров, электропогрузчиков, различных кранов и др. Так, применение высокостеллажных электроштабелеров с вилочным захватом, которые способны выполнять работу по складированию на высоте 10-12 м и более, позволяет максимально использовать емкость складских помещений.               

 

Организация и  технология отпуска товаров со склада

К операциям по отпуску  товаров со склада относят:                

•  оформление продажи товаров оптовым покупателям;

•  отборку товаров с мест хранения;                                        

•  перемещение товаров в зону комплектования заказов покупателей;                                                                             

 •  комплектование заказов и упаковку (укладку в тару-оборудование);   

•   помаршрутное комплектование партий товаров;

•   перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;

•   погрузку автотранспорта, контейнеров, вагонов. Оформление продажи товаров оптовым покупателям производится в зале товарных образцов.  
Основанием для отборки товаров с мест хранения служат отборочный лист или счет-фактура, которые должны быть оформлены таким образом, чтобы последовательность записи в них товаров соответствовала порядку размещения их в секциях стеллажей, в штабелях или на вешалах. Такой порядок оформления отборочного листа (счета-фактуры) значительно облегчает отборку товаров работниками склада.  
Существуют два метода отборки товаров: индивидуальный (для одного покупателя) и комплексный (для группы покупателей). Комплексная отборка предусматривает отбор товаров с мест хранения одновременно для нескольких покупателей по сводному отборочному листу, что позволяет рациональнее организовать документооборот, более эффективно использовать технику, повысить производительность труда работников склада.

Определение технико-экономических  показателей работы склада

Оценить эффективность функционирования склада можно с помощью ряда технико-экономических  показателей. Важнейшим показателем, характеризующим работу склада, является оптово-складской товарооборот. С  его помощью отражается на только общий объем продажи товаров со склада, но и его структура по отдельным товарным группам.  
Вторым важным показателем является грузооборот склада, который выражается количеством переработанных тонн груза по отпуску товаров. Может быть выражен и в других единицах (кубических метрах и т. д.). Годовой грузооборот склада в тоннах рассчитывается по формуле Гг = T ос/Ст где Гг — годовой грузооборот, т;                                                 

Тос — годовой оптово-складской  товарооборот, руб.;            

С, — средняя стоимость 1 т груза, руб.                                  

Этот показатель служит исходным показателем для расчета себестоимости    переработки    I т    груза,   для   определения производительности труда складских работников.                        
Себестоимость складской переработки 1 т груза можно определить по формуле : С1=Рэ/Гг,                                                                                                                                                         где С1— себестоимость переработки 1 т груза, руб.; Рэ — эксплуатационные расходы, связанные с переработкой грузов, руб.; Гг — годовой грузооборот, т. При этом эксплуатационные расходы включают затраты на заработную плату работников склада, электроэнергию или топливо, различные вспомогательные материалы, амортизацию и ремонт складских помещений и оборудования, а также расходы, связанные с хранением товаров. Производительность труда складских работников определяется количеством тонн груза или размером оптово-складского товарооборота, приходящегося на одного работника за какой-либо период времени (год, месяц, смену и т. д.)

 

 

Раздел4 Коммерческая деятельность на предприятиях розничной торговли

4.1Понятие розничной торговли

Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям. Это конечный этап каналов сбыта. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли продажи, поскольку потребители приобретают нужные  им товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.         

 Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий-изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, ателье и др.  

 Розничная торговля осуществляет ряд функций:

- исследует конъюнктуру,  сложившуюся на товарном рынке; 

- определяет спрос и  предложение на конкретные виды  товаров; 

- осуществляет поиск товаров,  необходимых для розничной торговли;

- проводит отбор товаров,  их сортировку при составлении  требуемого ассортимента;

- осуществляет оплату  товаров, принятых от поставщиков; 

- проводит операции по  приемке, хранению, маркировке товаров,  устанавливает на них цены;

- оказывает поставщикам  и потребителям транспортно-эксплутационные,  консультационные, рекламные, информационные  и другие услуги.  

Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную и посылочную.         

 Стационарная торговая  сеть – наиболее распространенная, включает в себя как крупные,  технически оборудованные магазины, так и палатки, киоски, ларьки, торговые автоматы. При этом различают  магазины самообслуживания, в которых  покупатель имеет свободный доступ  к товарам. Разновидностью стационарной  торговли являются также магазины  типа "магазин-склад"; товары в  них не выкладываются на витрины,  полки, что значительно снижает  расходы по их погрузке, разгрузке,  укладке, поэтому продажа в  них осуществляется по более  низким ценам.         

 Создаются магазины, торгующие  товарами по каталогам. Подобная торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталоги, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой (телефону, телетайпу, факсу). Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу или посетить магазин и лично выбрать необходимый товар.         

 Немалые потенциальные  возможности имеет организация  продажи товаров через торговые  автоматы. Они удобны тем, что  могут работать круглосуточно,  без торгового персонала. Устанавливаются  автоматы внутри магазина или  вне его (на улицах, вокзалах, метро,  в кафе, вестибюле гостиниц и  т.д.). Предметом торговли обычно  бывает определенный круг товаров  повседневного спроса (напитки, бутерброды, жевательная резинка, сигареты  и др.).         

 Передвижная торговая  сеть способствует приближению  товара к покупателю и оперативному  его обслуживанию. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок, а также разносной с применением лотков и других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому. При этом торговые агенты изготовителей, сбытовых, посреднических и торговых предприятий поставляют и реализуют продукцию непосредственно покупателю.         

 Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами. С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продукцию производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, подшипники и др.).

Т.О. Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям.

 

4.2Виды розничных торговых предприятий        

 Розничные торговые  предприятия можно классифицировать  по нескольким признакам: 

1.     По формам собственности

а) независимый розничный  торговец (располагает только одним  магазином и предлагает персональное обслуживание, удобное месторасположение  и непосредственный контакт с  потребителями);

б)торговая сеть(совместное владение рядом розничных точек  с использованием системы централизованных закупок и принятий решений; характеризуется  специализацией, стандартизацией и  сложной системой управления);

в) розничные франшизы(контрактные  соглашения между производителем, оптовой  и сервисной организацией и розничными точками; позволяют осуществлять определенную хозяйственную деятельность под  хорошо известной маркой и в соответствии с набором правил);

г) арендуемый отдел (это  отдел в розничном магазине обычно универсальном или магазине сниженных  цен);

д) кооператив (создается  розничной торговлей или потребителями, розничный магазин принадлежит  его членам, которые вносят деньги, получают сертификаты о владении, выбирают должностных лиц, управляют  и делят прибыль; цель – более  низкие цены для членов).

2. По структуре стратегии  розничной торговли:

а) по времени работы –  дежурный магазин (обычно представляет собой удобно расположенный магазин  с ограниченным ассортиментом и  с продолжительным временем работы);

б) по ассортименту обслуживания:

- обычные универсамы (супермаркеты  – продовольственные магазины  с рядом отделов, сочетают большой  объем сбыта, низкие цены, импульсивные  покупки в одном месте);

- супермагазины (диверсифицированный  супермаркет, в котором продается  широкий ассортимент продовольственных  и непродовольственных товаров);

- специализированные магазины (концентрируются на продаже какой-нибудь  одной товарной группы, например, высококачественной бытовой техники);

- магазины разнообразного  ассортимента (торгуют широким набором  товаров по низким и средним  ценам: канцтоварами, простыми бытовыми  изделиями, предметами женского  туалета, посудой, игрушками);

- универмаги (продается широкий  ассортимент товаров: одежда, белье,  мебель, радио, бытовая техника  и т.д.);   

- полноассортиментные магазины  сниженных цен (характеризуются  низкими ценами, относительно широким  кругом товаров, самообслуживанием,  расположением в местах с низкой  арендной платой, фирменными товарами);

в) по сниженным ценам (выставки каталогов товаров; товары хранятся в служебных помещениях, и их ассортимент  весьма ограничен).

3. Немагазинная розничная торговля – деятельности магазинов, не связанных с использованием традиционной торговли:

а) торговые автоматы;

б) прямые продажи на дом;

в) прямой сбыт (потребитель  не вступает в личный контакт, а делает покупку на основании информации почтовой или телефонной рекламы, радио, телевидения и журналов).

Т.о. виды розничных торговых предприятий можно классифицировать по разным признакам: в зависимости  от форм собственности; по структуре  стратегии розничной торговли, а  также существует немагазинная розничная торговля.

4.3Основные форматы розничной торговли

Категория специализированных и неспециализированных ритейлоров – относительно простой выделения  различных типов торговых предприятий. Однако, с точки зрения потребителя, коммерческая привлекательность определенного  магазина связана со способом  осуществления продаж. Под розничным форматом понимается предлагаемый потребителю ритейлором в магазине пакет товаров и услуг. Розничные форматы могут  быть определены в соответствии с различными атрибутами:

  1. Местоположение. Для того чтобы привлечь потребителей, магазины в загородных торговых центрах должны предлагать широкий выбор и качество. Для торговой точки, расположенной в проходных местах. Привлекательным должен быть соответствующий ассортимент первоклассных брендов по выгодным ценам.
  2. Размер магазина влияет на ожидания потребителя относительно товарного ассортимента. От маленьких магазинов ожидают  интересного ограниченного ассортимента.
  3. Мерчендайзинг. Розничный торговец должен принять во внимание ряд аспектов:
  4. Товар-макс. Некоторые магазины придерживаются одной из основных    товарных категорий (бакалея, другие могут «смешивать» продукты питания и основные непродовольственные товары (электротовары).
  5. Товарный ассортимент: выбор товаров в пределах классификации.
  6. Товарная широта, измеряемая числом различных брендов в магазине.
  7. Товарная глубина товаров: измеряемая средним числом товарных единиц хранения (ТЕХ) в пределах каждого бренда.
  8. Цена. От универсама ожидают низких цен и широкого и глубокого ассортимента; от экономичных магазинов (дискаунтеров) – относительно ограниченного диапазона товаров по более низким ценам. Специализированные магазины, как ожидается, обеспечивают широкий диапазон товаров. Специализированные продовольственные магазины назначают относительно высокие цены. С другой стороны, специализированные непродовольственные магазины варьируют цены в зависимости от предлагаемой товарной категории.
  9. Атмосфера и сервис. Восприятие качества или низкой цены; полное или ограниченное обслуживание – все это сигналы, которыми потребители руководствуются в своих решениях относительно мест совершения покупок.

Информация о работе Лекции по "Коммерческой деятельности"