Контроль в области лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:41, лекция

Описание

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Содержание

1. Понятие и цель лицензионного контроля

2. Стадии лицензионного контроля

3. Приостановление действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий.

4. Аннулирование лицензии

5. Прекращение действия лицензии

Работа состоит из  1 файл

тема лицензионный контроль.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)


Тема 5. Лицензионный контроль

(проводить аналогию с ФЗ-99 обязательно)

 

1.  Понятие и цель лицензионного контроля

2. Стадии лицензионного контроля

3. Приостановление действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий.

4. Аннулирование лицензии

5. Прекращение действия лицензии

 

НАЧИНАТЬ РАССМОТРЕНИЕ ТЕМЫ  С ПОНЯТИЕ ЛИЦ ТРЕБОВАНИЯ:

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

5) иные требования, установленные указанными в части 4 статьи 1 Федерального закона 99 федеральными законами.

К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

При осуществлении деятельности, указанной в пункте 38 части 1 статьи 12 Федерального закона 99, одним из лицензионных требований является требование об осуществлении такой деятельности с использованием производственного оборудования, принадлежащего лицензиату на праве собственности.

 

Лицензионный контроль представляет собой административно-правовую процедуру, направленную на предотвращение или выявление возможных составов правонарушений в сфере лицензирования, состоящую из стадии получения контролирующим субъектом необходимой информации, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении соответствующих мер к лицензиату при неукоснительном соблюдении прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Или Лицензионный контроль – это контроль за соблюдением лицензионных требований.

Цель – проведение лицензирующим органом проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных им заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверке сведений о лицензиате и соблюдение им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Субъект контроля. Осуществлять лицензионный контроль вправе только лицензирующие органы и только в пределах их компетенции. Компетенция лицензирующих органов устанавливается положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, утверждаемыми указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Проверка производится путем сопоставления таких сведений со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Сопоставление сведений предполагает сравнительный анализ информации, содержащийся в различных официальных источниках в целях выявления тождества или различий в указанных сведениях.

Предметом сопоставления является:

во-первых, информация, содержащаяся в заявлении соискателя лицензии о предоставлении лицензии и представляемых им в лицензирующий орган комплекта документов, информация, содержащаяся в заявлении лицензиата, его правопреемника о переоформлении документа, подтверждающего наличие документа и прилагаемых к нему документов, а также иная информация, содержащаяся в лицензионных делах (см. комментарий к п. 3 ст. 10 Закона);

во-вторых, информация, содержащаяся в Единых государственных реестрах юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются лицензирующему органу по запросу, составленному в произвольной форме в виде выписки из соответствующего государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре, или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Кроме того, сведения, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса. Указанная информация из государственных реестров предоставляется лицензирующим органам бесплатно (п. 22 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (в ред. от 27.07.2007).

Формой лицензионного контроля является проверка деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям. Лицензирующий орган не вправе осуществлять контроль лицензиата в иной форме.

При этом в отдельных нормативных актах, регулирующих лицензионные отношения, предусматриваются иные самостоятельные формы лицензионного контроля. К примеру, в Положении о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 381, указано, что "контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в форме проведения проверок деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также путем запроса (в письменной форме) у лицензиата необходимых объяснений и документов". На основании ст. 12 Закона № 128 следует, что лицензирующий орган вправе запрашивать у лицензиата документы только при проведении проверки. В случае, если лицензирующий орган запрашивает у лицензиата документы в отсутствие проводимой в установленном порядке лицензионной проверки, последний вправе не представлять их.

Лицензирующие органы имеют право: СРАВНИТЬ ФЗ 158, 128, 99

запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату.

 

О проведении лицензионной проверки руководитель лицензирующего органа или уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа выносит соответствующее решение. Требования к содержанию этого решения устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности или ведомственными актами самих лицензирующих органов. В частности, согласно Положению о лицензировании туроператорской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95, в решении о проверке лицензиата указываются: подлежащий проверке лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. Аналогичные требования к содержанию решения лицензирующего органа об осуществлении проверки лицензиата установлены в Положении о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 455, и некоторыми другими положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Срок проведения проверки лицензиата Законом не установлен. В ряде положений о лицензировании конкретных видов деятельности настоящий пробел восполнен. Например, в "Положении о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373, продолжительность проведения проверки, как правило, не должна превышать 15 дней; только в исключительных случаях на основании обоснованного предложения должностного лица, возглавляющего комиссию, руководитель лицензирующего органа может продлить этот срок не более чем на 15 дней. Безусловно, было бы оптимально, если бы срок проведения лицензионной проверки был установлен Законом или в нем было бы указание на необходимость установления срока проверки Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, поскольку в настоящее время этот вопрос отдан на усмотрение Правительства РФ и ведомств.

Периодичность проведения проверок также Законом не определена, хотя это лишило бы лицензирующие органы потенциальной возможности злоупотреблять чересчур частыми и, следовательно, необоснованными и ангажированными проверками. Правительство РФ в значительном числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности регулирует настоящий вопрос следующим образом. Предусматривается проведение плановых проверок раз в один, два или три года и внеплановых - исключительно для проверки исправления лицензиатом нарушений, выявленных лицензирующим органом в ходе проведения плановой проверки или в случае поступления от органов государственной власти, юридических или физических лиц информации в письменной форме о нарушении (невыполнении) лицензиатом лицензионных требований и условий, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений (Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, Положение о лицензировании деятельности по производству табачных изделий, Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте).

Лицензирующий орган по итогам проверки лицензиата вправе составить акт (протокол) с указанием конкретных нарушений. Представляется, что лицензирующий орган не только вправе, но и обязан составить акт независимо от того, были выявлены в ходе проверки нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий или нет. Настоящий акт, второй экземпляр которого остается у лицензиата, подтверждает наличие самой проверки (следовательно, гарантирует защиту от проведения повторных проверок), ее окончательное и надлежащее завершение и результаты.

На основании акта о проведенной проверке лицензирующий орган в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий вправе вынести решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения в указанные в этом решении сроки.

На основании акта проверки, в котором зафиксированы допущенные лицензиатом нарушения лицензионных требований и условий, лицензирующий орган вправе вынести лицензиату предупреждение.

Содержание предупреждения настоящим Законом не установлено. Исходя из того что сам факт нарушений лицензионных требований и условий, допущенных лицензиатом, фиксируется в акте проверки и решении лицензирующего органа, обязывающем лицензиата устранить выявленные нарушения, можно заключить, что предупреждение имеет иную правовую природу и назначение.

Предупреждение - это выраженное намерение лицензирующего органа в случае последующего нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий приостановить действие лицензии до устранения таких нарушений. Иначе говоря, лицензирующий орган выносит предупреждение лицензиату тогда, когда полагает, что допущенные лицензиатом нарушения не являются достаточными для приостановления действия лицензии до устранения нарушений, но при этом ограничиться только решением, обязывающим устранить нарушения, уже тоже недостаточно. Можно отметить, что в некоторых положениях о лицензировании конкретного вида деятельности могут быть предусмотрены специальные условия вынесения предупреждения лицензиату. В частности, в Положении о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей предусмотрено, что лицензирующий орган выносит лицензиату предупреждение в случае, если последний не устранил нарушения, выявленные в результате проверки, в установленный срок. Таким образом, в указанном Положении прямо сказано, что предупреждение является превентивной мерой воздействия на лицензиата, нарушившего лицензионные требования и условия. Последующее действие лицензирующего органа в случае, если и после вынесения предупреждения лицензиат не устранит нарушения, - приостановление действия лицензии.

Информация о работе Контроль в области лицензирования