Конкуренция в системе бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание

Процесс конкуренции (или, как иногда говорят, процедура конку ренции2) имеет, как и всякий процесс, свою структуру. Данный процесс начинается с подготовки к непосредственному столкновению, переходит в стадию столкновения, которое обычно перерастает в конкурентную борьбу. Завершается данный процесс подведением итогов, выявлением, что именно конкуренты приобрели, либо потеряли в борьбе, определением победителей и побежденных.

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция в системе бизнеса.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

Признаки конкуренции несложно обнаружить на всех исторических этапах развития человеческого общества. На каждом из таких этапов конкуренция в экономике обнаруживала свои специфические особенности. Историческая специфика пронизывала, скажем, различные формы конфликтного соперничества внутри первобытных племен и ме жду ними. Отголоски такого соперничества мы порой находим и в со временной действительности – во вражде племен, населяющих отсталые страны и готовых по первому зову боевой трубы встать на тропу войны с конкурентами.

Конкуренция в экономике проявлялась  в истории человечества в огромном многообразии форм. Признаки конкуренции  просматриваются во всех видах соперничества между различными народами, социальны ми группами, классами, каждый из которых в силу объективной необходимости вынужден был постоянно бороться за относительно лучшие условия существования, функционирования и развития, а нередко – и про сто за выживание.

К примеру, противостояние рабовладельцев и рабов, крепостных крестьян и помещиков, древних императорских семей и крупных рабовладельцев, свободных ремесленников и феодалов, работодателей и наемных работников всегда имело характер экономической конкуренции. Любые колониальные захваты, войны с целью увеличения земельных площадей или переводы собственниками земли промышленно развитых городов под свою юрисдикцию в средние века, любые межнациональные противостояния также имели характер экономической конкуренции.

Наряду с историческими особенностями  конкуренция во все времена обнаруживала и наличие общих родовых черт. Это обусловлено тем, что, как  вы помните по курсу Основы бизнеса, любые элементы системы бизнеса  всегда имеют общую и исторически особенную платформы. В деловой деятельности субъектов бизнеса и в отношениях их между собой всегда обнаруживались следы конкуренции. При этом жизненно важные деловые интересы субъектов бизнеса сталкивались независимо от того, носили ли конкуренты современные галстуки и костюмы или же облачались в древние туники и надевали на головы чалмы.

Второй уровень осмысления особенностей происхождения конку ренции в  экономике базируется на понимании  ее, как и бизнеса в целом, в  качестве общеисторического явления, имеющего древние корни.

Именно в древние времена  сформировалось и понятие конкуренции в экономике. Современный термин конкуренция является перенесением в русский язык немецкого слова konkurrenz . В свою очередь данное определение восходит к латыни, в которой с помощью слов concurro / concurrencia обозначали различные явления: с одной стороны, слияние, взаимное проникновение, подобное соединению рек, а с другой стороны, столкновение, которое напоминало, однако, скорее, не соединение рек, а сшибку каменных глыб. В любом случае латинские слова concurro/concurrencia отражали процессы взаимодействия и применялись для обозначения процессов, необходимость которых складывалась в условиях одновременного (согласованного, либо несогласованного) выполнения людьми каких-либо действий. В ходе этих действий, которые, как мы помним, согласно поведенческому толкованию бизнеса, принято называть деловой деятельностью субъектов бизнеса, между последними и возникали конфликтные отношения и противоречия.

Конкуренция выступает как одна из наиболее важных тенденций функционирования и развития экономики. Глубинные истоки конкуренции в экономике содержатся в принципиальной невозможности полного совпадения интересов субъектов бизнеса на фоне относительной ограниченности материальных и духовных благ и невозможности обеспечения равенства в доступе каждого из экономических субъектов к этим благам.

Из курса Основы бизнеса Вы помните, что экономические субъекты преследуют в своей деятельности разнообразные цели, которые мо гут быть сведены в три группы:

•           стремление к сохранению и приумножению своего материального и нематериального богатства;

•           максимизация доходов от любой формы деловой деятельности;

• перманентное повышение степени  личной/корпоративной конкурентоспособности.

Перечисленные выше цели проявляются в виде целевых установок, которые принимают на себя конкуренты – субъекты бизнеса. Заметим, что этими целями руководствуются все субъекты бизнеса, а не только предприниматели4. Конкурентными являются любые разновидности бизнеса вне зависимости от содержания и характера конкретных деловых отношений между субъектами бизнеса.

Стремясь реализовать указанные  цели, конкуренты непременно в той  или иной форме бросают вызов  окружению, поскольку, добиваясь поставленных целей, они вольно или невольно пытаются навязать другим субъектам бизнеса свои деловые интересы. Огромное многообразие конкурирующих между собой субъектов бизнеса порождает обстановку перманентного столкновения деловых интересов конкурентов. В ходе таких столкновений возможны временные соглашения субъектов бизнеса в целях совместного противостояния другим конкурентам, но такие соглашения никогда не приводят к полному преодолению противоречий между их жизненно важными деловыми интересами.

Все вышеизложенное позволяет определить конкуренцию как общеэкономическую категорию , исторические рамки применения которой очень сложно очертить из-за отсутствия очевидных исторических границ бизнеса, развития деловых отношений и деловой деятельности. Поэтому исторические рамки конкуренции полностью соответствуют историческим рамкам экономики как таковой – там, где есть экономика, обязательно встречаются признаки конкуренции.

4 Здесь и далее мы придерживаемся положения, впервые сформулированного и высказанного в учебнике Основы бизнеса, согласно которому под субъектами бизнеса понимаются, наряду с предпринимателями (субъектами предпринимательского бизнеса), и другие участники деловых отношений. Критерием отнесения людей к субъектам бизнеса является наличие у них деловых интересов, под воздействием которых эти люди вступают в деловые отношения между собой, становясь, тем самым полноценными субъектами бизнеса – необязательно предпринимательского бизнеса.

Вместе с тем конкуренция  в экономике является всего лишь одной из разновидностей конкуренции  в человеческом обществе. Следы конкуренции  без особого труда можно обнаружить, например, в политике. Борьба политических партий при выборах президента или депутатов представительных органов власти является типичной формой проявления конкуренции в человеческом обществе. Любые политические вы боры всегда преследуют очевидную цель – обеспечение одному из соперничающих политических деятелей конкурентного преимущества над противниками, которое выражается в большем числе голосов, поданных за названного политика электоратом.

Политическая конкуренция продолжается и после выборов. Для навязывания  обществу выгодных им политических решений сталкивающимся партиям необходимо постоянно доказывать свою силу избирателям и друг другу. О том, насколько острыми часто бывают конфликты соперничающих партий, а также насколько разнообразными являются инструменты политической конкуренции, включая манипулирование кнопками для электронного голосования в целях обретения большинства голосов и размахивание кулаками, можно судить по телевизионным репортажам из стен Государственной думы Российской Федерации.

Типичными примерами политической конкуренции являются государственные перевороты и революции. Так, государственный переворот, произошедший в ноябре 1917 года в России и известный как Великая октябрьская социалистическая революция, явился ни чем иным, как успешным результатом политической конкуренции со стороны одной из политических партий – РСДРП(б), которой руководил В.И. Ленин (ее обычно называли партией большевиков), в отношении других политических партий. Завоевание партией большевиков политической власти в России имело вполне определенную официальную цель – построение в стране социализма и коммунизма. Достижение указанной цели должно было, по замыслу, опираться на обширный инструментарий так называемой диктатуры пролетариата и сопровождаться уничтожением всех несогласных с построением коммунизма. Впоследствии эта цель достигнута не была и, в конце концов, в 90е годы прошлого века современные последователи партии большевиков оказались в политической оппозиции – среди побежденных участников политической конкуренции в России.

Политическая  конкуренция выступает, так же как и конкуренция в экономике, еще одной стороной многогранного взаимного соперничества людей в обществе. В целом же обширное разнообразие направлений такого соперничества – от научных споров до дискуссий по условиям семейного контракта – позволяет охарактеризовать конкуренцию как социально-экономическую категорию .

С приведенным определением связан третий уровень осмысления особенностей происхождения конкуренции в экономике. Сделав определение конкуренции как социально-экономической категории, мы признаем, что в отношениях между субъектами бизнеса проявляются те же самые черты, которые характерны для любых форм общественных отношений между людьми. Следовательно, экономика лишь отражает то, что свойственно природе человека как субъекта общественных отношений. Это свойство постоянно противостоять другим людям в соперничестве за относительно лучшие условия существования, функционирования и развития.

Данное  свойство проявляется, например, в борьбе научных работ ников за получение  ученой степени кандидата или доктора наук. Получение названных ученых степеней осуществляется посредством процедуры, которая не случайно называется защитой диссертации. Защищая диссертацию от своего разнообразного научного окружения, научный работник доказывает этому окружению, самому себе и потенциальным потребителям теоретических и практических результатов исследования собственную конкурентоспособность.

Конкуренция является также ключевым элементом  спорта как процесса сопоставления  физических, а порой и интеллектуальных кондиций людей. Спортивную деятельность и, прежде всего, спортивные соревнования можно, в принципе, рассматривать как особую сферу социальной деятельности, в которой концентрированно представлены конкурентные потенции людей5. Придумав однажды спортивные соревнования, люди договорились о том, что лучше конкурировать в спорте, а не в жизни, и что спорт представляет собой особую сферу деятельности, где каждый может найти применение своим конкурентным амбициям, снизив силу их проявления в других сферах. В том случае, когда спортивная деятельность не имеет характера дружеских соревнований и спортивные результаты важны участникам этих соревнований, современный спорт предстает как концентрированное проявление конкурентного начала в жизнедеятельности людей.

Концентрированным проявлением конкуренции в социальной сфере правомерно также считать  различные олимпиады школьников, конкурсы абитуриентов, соперничество  ученых за получение целевых 

грантов на проведение научных исследований, всевозможные брейн ринги, кинофестивали, турниры КВН и многое другое6.

Завершая  краткий разговор о конкуренции  как о социально-экономической  категории, подчеркнем, что каждый человек  является не только субъектом различных  экономических и социальных отношений, но и частью природы, особым биологическим видом. Поэтому полностью понять и объяснить конкуренцию в экономике, полностью абстрагируясь от биологического начала человека, нельзя.

Конкуренция происходит не только в человеческом обществе, но и в природе, а это  значит, что конкуренция в системе бизнеса неизбежно отражает закономерности конфликтного соперничества, проявляющиеся во взаимодействии человека с внешней природной средой и в самой данной среде. Именно с определением конкуренции как естественнонаучной категории связан четвертый уровень осмысления особенностей происхождения конкуренции в экономике.


Информация о работе Конкуренция в системе бизнеса