Конфессиональные факторы благотворительности российских православных предпринимателей в XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание

Как правило, теоретическая интерпретация успешного конфессионального предпринимательства объясняется либо через «эффект гонимой группы» (Уильям Петти), либо через «устойчивое внутреннее своеобразие каждого вероисповедания» (Макс Вебер). Иными словами, либо исключительно внешними обстоятельствами, которые ставят группу в такое социальное положение, когда необходимость выжить или утвердиться в обществе оставляют лишь область коммерции и промышленности доступной для деятельной активности. Государственная и военная служба остаются недоступными.

Содержание

1. Введение 3
2. Роль православного предпринимательства в экономике России XIX века 4
3. Динамика православного предпринимательства: институциональное объяснение 8
- в авангарде текстильной промышленности 8
- внутренние противоречия православного предпринимательства 8
- внешние изменения в последней трети XIX века 9
4. Заключение 10
5. Список литературы 11

Работа состоит из  1 файл

Контр.раб.по ист.предпр..doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Автономная некоммерческая организация  высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ»


 

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных           дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «История Российской экономики и предпринимательства»

Тема: «Конфессиональные факторы благотворительности российских православных предпринимателей в XIX в.»

 

Выполнил:

Савин Сергей Васильевич

 

Группа:

Ф1-10-С(И)

 

Контактная информация:

Сот.тел.: 8-951-927-26-04

E-mail: serepunka89547@yandex.ru

 

Отметка о регистрации:

 
 

Проверил:

Назипов Ильгиз Ильдарович

 

Дата:

 

Оценка:

 

Примечания:

 
 
 
 

 

 

Пермь 2010г.

 

Содержание

 

1. Введение 3

2. Роль православного предпринимательства  в экономике России XIX века 4

3. Динамика православного предпринимательства:  институциональное объяснение 8

- в авангарде текстильной промышленности 8

- внутренние противоречия православного  предпринимательства 8

- внешние изменения в последней  трети XIX века 9

4. Заключение 10

5. Список литературы 11

 

Введение

 

Как правило, теоретическая интерпретация  успешного конфессионального предпринимательства  объясняется либо через «эффект  гонимой группы» (Уильям Петти), либо через «устойчивое внутреннее своеобразие каждого вероисповедания» (Макс Вебер). Иными словами, либо исключительно внешними обстоятельствами, которые ставят группу в такое социальное положение, когда необходимость выжить или утвердиться в обществе оставляют лишь область коммерции и промышленности доступной для деятельной активности. Государственная и военная служба остаются недоступными. Во втором случае интересуют религиозные идеи и их проекция на хозяйственный уклад. В частности Вебер ставил перед собой более локальную задачу – раскрыть своеобразие рационального капиталистического производства на Западе, для формирования которого протестантская этика была лишь одной из важных «констелляций», которая задала внутреннее, устойчивое своеобразие этоса.

Дальнейшее изложение строится по следующему плану. Во-первых, мы попытаемся раскрыть нормы, т.е. картину мира и хозяйственное мировоззрение русского старообрядчества; во-вторых, представить факты и материалы,  проливающие свет на действительную роль купцов-старообрядцев в развитии российской промышленности XIX века; и, наконец, в-третьих, проинтерпретировать взлет и относительное падение старообрядческого предпринимательства в экономическом развитии России XIX в.

 

 

Роль православного предпринимательства в экономике России XIX века

 

В конце XVIII века при Екатерине II создается ряд условий для развития православного предпринимательства. Православные получают официальный статус. Правительство отказывается от привилегий и монополий в промышленности. Манифестом 1775 г. было объявлено, что «всем и каждому дозволяется и подтверждается добровольно заводить всякого рода станы и рукоделия производств, не требуя на то уже иного дозволения от высшего или низшего места». Купечество перестает быть наследственным, купеческие привилегии (освобождение от подушной подати, рекрутской повинности и опеки посадской общины) покупаются, а не наследуются. 

Наиболее динамично в XIX в. развивалась  текстильная промышленность, а в  ее рамках, относительно новая по сравнению  с суконной и полотняной отраслями  хлопчатобумажная отрасль. П.И. Лященко называет хлопчатобумажное производство «наиболее типичной отраслью промышленности, не связанной ни с крепостным трудом, ни с государственными привилегиями и поставками и развивающейся на основе применения вольнонаемного труда и капиталистической техники...». С 1860-х годов за 50 лет хлопчатобумажное производство выросло в 10 раз, занимая перед первой мировой войной 70 % объема выпускаемой продукции среди отраслей текстильного производства. В 80-х г.г. на долю текстильной отрасли приходится половина всей стоимости промышленной продукции, хотя к началу XX в. эта доля уменьшается до 30%. 

Основным местом размещения текстильного производства был Центральный промышленный район. Причем следует особо подчеркнуть, что ведущую роль в развитии всей промышленности России играла Москва и Московская губерния. Наглядное представление о высокой концентрации российской промышленности в Московской губернии дает “Статистический атлас главных отраслей фабрично-заводской промышленности европейской России за 1867 г”, составленный в 1870 г. Д.А. Тимирязевым. Из первой же карты о распределении фабрично-заводской промышленности по губерниям следует, что Московская губерния занимала первое место по сумме годового производства (90 млн. р. из 340 млн. р. по России в целом), почти в два раза опережая Владимирскую и Санкт-Петербургскую губернии.

Московская губерния занимала лидирующее положение в промышленности России на протяжении всего XIX в. и удерживала за собой значение средоточия торгово-промышленной деятельности русского народа. Особо динамично в экономике России в целом и в Московской губернии в частности развивалась текстильная промышленность.

Масштабы распространения старообрядческого  предпринимательства и характер деятельности наиболее видных его представителей могут быть хорошо проиллюстрированы сведениями из сохранившейся рукописи «Списка Значительнейших из числа Старообрядцев жителей древней Столицы Москвы в 1838 году». В список вошли 160 купцов, которые были прихожанами Рогожской общины поповцев. Кроме фамилии, имени, отчества и звания заносимого лица указывались также «Показания по службе» и «Главнейшее занятие по коммерции». Из 160 купцов 96 занимались торговлей, 83 были промышленниками, 19 из них занимались одновременно и торговлей и промышленностью. В общей сложности 18 купцов  торговали хлебом. Кроме того, торговали фабричными и бумажными изделиями, мясным и рыбным товаром, шерстью и шелком, овощами и фруктами, москотильным (аптечным и красильным) товаром.

Среди промышленных предприятий наибольшее распространение имели хлопчатобумажные фабрики, которые именовались в списке как «фабрики бумажных изделий». Примечательно, что именно текстильная промышленность уже в 1838 году стала основным объектом приложения старообрядческого капитала. Причем, как в текстильной промышленности, так и в хлебной отрасли хорошо видна конфессиональная предпринимательская сеть, в рамках которой среди единоверцев выстраиваются хозяйственные связи.[8] И закупка сырья (в России и за рубежом), и фабричная переработка, и дальнейшая реализация продукции через оптовую (биржи и ярмарки) и розничную торговлю (магазины и лавки) ведется купцами-старообрядцами. 

Несколько слов о конфессиональном составе московского купечества. Для целостной картины старообрядческого  предпринимательства необходима обработка доступных источников с целью составления поименного списка и выявления сводных данных о фактическом влиянии старообрядцев на экономику России XIX в.. 

Важнейшими источниками для  выяснения списка купеческих старообрядческих фамилий являются материалы IX и X купеческих ревизий 1850 и 1857 гг., которые хранятся в Архиве московской купеческой управы. В ревизских сказках  даются сведения о вероисповедании, о гильдии (1-ая, 2-ая, 3-яя), месте жительства и семье (жена, дети) купцов. Сведения о семье позволяют судить, о приблизительном характере распространения старообрядческого предпринимательства и в последующие годы.

В результате обработки поименных  списков, которые были разбиты по 33 слободам, оказалось, что в Москве на 1850 г. было официально зарегистрировано 624 семьи купцов-старообрядцев, что составляло 15 % общего числа купцов г.(см.таблицу) Если учесть, что всего записных раскольников числилось приблизительно 5 % от населения г. Москвы, то коэффициент деловой активности староверов составил 3, что означает, что они были в среднем в три раза более активны. Материалы последующей X ревизии подтверждают переход многих купцов-староверов в годы гонений Николая I в единоверие и православие. В 1857 г. было официально зарегистрировано 360 семей купцов-старообрядцев или около 9 % от общего числа купцов г. Москвы.

 

Таблица 1. Конфессиональный состав Московского  купечества в 1850 и 1857гг.

 

 

Конфессия

IX ревизия (1850)

%

X ревизия (1857)

%

Православные

3331

80

3328

83,43

Единоверцы

2

0,05

77

1,93

Старообрядцы

624

15

360

9,02

Протестанты

127

3,05

136

3,41

Армяно-григориане

6

0,15

3

0,08

Магометане

10

0,25

9

0,23

Католики

67

1,6

76

1,91

Всего

4165

100

3989

100


 

В статистических сведениях о мануфактурах и фабриках за XIX в. обязательно указывались  фамилия, имя и отчество владельца или владельцев. Совмещение материалов ревизий с данными о фабрично-заводской промышленности позволит определить роль предпринимателей, держащихся старой веры, в различных отраслях индустрии Московской губернии. Рассмотрим отдельно две основные отрасли текстильной промышленности:  хлопчатобумажную и шерстяную, в которой успехи староверов были особенно выдающимися.

Хлопчатобумажная промышленность получила распространение позже, чем  суконная и льнопеньковая, и в  отличие от них употребляла импортное сырье. К 30-м годам XIX в. она заняла первое место среди всех отраслей промышленности текстильного производства. Первым получает распространение красильно-набивное (с 1753 г.), затем ткацкое и лишь в последнюю очередь прядильное. Первоначально ткацкие и набивные фабрики учитывались вместе. Более поздние данные подтверждают, что купцы-староверы смогли создать ведущие в этой отрасли ситценабивные мануфактуры.  

Роль православных предпринимателей в развитии бумаготкацкой отрасли  трудно переоценить. В 40-50-х гг. XIX в. более 30 владельцев бумаготкацких фабрик принадлежало к староверию. Динамика числа фабрик, количества занятых и общей стоимости выработки за 1843 – 1879 гг. на территории Москвы и Московского уезда представлена в Таблице 2. Абсолютные показатели дополняются относительными. В процентах приводится доля старообрядческого бизнеса в бумаготкацкой промышленности Москвы и Московского уезда в целом.  

 

Таблица 2. Участие старообрядцев  в бумаготкацкой промышленности

Москвы и Московского уезда.

 

Год

Число фабрик

%

Число рабочих

%

Сумма выработки (руб.)

%

1843

31

20,8

3303

16,2

981800

12,8

1853

36

24,8

3766

24,8

1255109

17,8

1867

11

39,3

2660

53,1

1110828

55,7

1871

13

36,1

2493

47,1

1266547

50,8

1879

6

16,7

785

14,3

541000

13,4


 

По всем относительным параметрам пик участия старообрядцев в этой сфере бизнеса приходится на 1867 г., когда на 11 фабриках усилиями 2660 рабочих выпускалось продукции на сумму 1110828 руб., что составляло 55,7 % от уровня производства Москвы и Московского уезда, а по Московской губернии в целом  четко установлено, что староверы контролировали выпуск, по крайней мере, трети грубых и тонких, узорчатых тканей. В дальнейшем есть основания полагать, что доля стала постепенно снижаться, достигнув в 1879 г. приблизительно 15 % по фабрикам, количеству занятых работников и ценности выпускаемой продукции. Позднее мы коснемся причин относительного уменьшения роли старообрядчества в промышленности Московской губернии.

Начиная с 30-х гг. шерстяная  промышленность растет быстрыми темпами. С 1820 г. по 1856 г. число предприятий увеличивается более чем в два раза, с 304 до 627, в столько же раз возрастает количество рабочих, занятых в шерстяной отрасли, – с 52703 до 111827. Москва постепенно превращается в центр шерстяной промышленности. Особенно растет шерстобумажное производство. В отличие от хлопчатобумажной промышленности предприятия этой отрасли не имеют четкой специализации. Все процессы, начиная с прядения шерсти и заканчивая отделкой, зачастую сосредоточивались на одном предприятии. По отчетам можно выделить шерстоткацкое, суконное и шерстобумажное производство. Четких различий не существовало и в разные годы одна и та же фабрика могла быть занесена в разные ведомости.

Информация о работе Конфессиональные факторы благотворительности российских православных предпринимателей в XIX в