Информационно-аналитическое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:41, реферат

Описание

Цель исследования – рассмотреть информационное обеспечение органов государственной власти.
Задачи исследования:
1. Изучить информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления.
2. Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
3. Определить особенности информационного обеспечения региональных и муниципальных органов власти.

Содержание

Введение………………………………………… …………………..
Глава 1. Научно-аналитическое и информационное обеспечение муниципального управления……………………………………………
1.1 Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления
1.2 Специфика информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления
Глава 2. Информационное обеспечение органов местного самоуправления
2.1 Информационное обеспечение региональных и муниципальных органов власти
2.2 Основные направления работ по формированию региональных и муниципальных систем обеспечения информационной безопасности
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реф..docx

— 58.63 Кб (Скачать документ)
  • по созданию координационного совета по методологии аналитической деятельности в органах власти и управления;
  • по периодическому проведению совещаний и семинаров для регионов с участием представителей аналитических служб всех уровней и научно-исследовательских организаций;
  • по упорядочению организационных форм взаимодействия информационно-аналитических структур; обобщению имеющегося опыта аналитической деятельности;
  • организации системы обмена аналитическими и методическими материалами; по централизованному обеспечению информационно-аналитических служб соответствующими информационными технологиями, необходимой информацией, программно-техническими и информационно-коммуникационными ресурсами, в том числе обеспечению региональных органов управления статистической информацией на безвозмездной основе в рамках федеральной статистической программы;
  • созданию геоинформационной системы для органов государственной власти, интеграции картографической информации из федеральных и региональных источников информации;
  • плановому обучению и повышению квалификации специалистов.

     Опыт  работы информационно-аналитических  структур на всех уровнях обозначил  целый комплекс проблем, без решения  которых дальнейшее развитие будет  затруднено.

     К числу первоочередных проблем можно  отнести:

  • разделение и фиксация ответственности информационных источников за полноту, достоверность, актуальность информационных ресурсов; определение режимов, протоколов, форматов, регламентов информационного обмена внутри государственных структур всех уровней;
  • установление правового статуса, оценка, страхование, продажа информационных продуктов на основе информационных ресурсов, отнесенных к государственным;
  • разработка и реализация общих принципов создания, функционирования и координации ведомственных информационных систем.

     Для повышения эффективности работы аналитических и информационно-технологических  служб необходимы согласованные  решения как на межрегиональном, так и на федеральном уровне. Остается актуальной необходимость координации  дальнейшего развития и использования  региональных и федеральных информационно-коммуникационных систем, составляющих сегодня элементы единого информационно-аналитического пространства органов государственного управления. Все эти проблемы можно решить только совместными усилиями федеральных и региональных органов власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Информационное обеспечение органов местного самоуправления

     2.1 Информационное обеспечение региональных и муниципальных органов власти

 

     Управление  регионом сводится к решению нескольких комплексов самостоятельных задач, взаимосвязанных единством стратегических целей: определение приоритетов  развития региона, разработка стратегии  социально-экономической эволюции, формирование консолидированного бюджета  и контроль за его исполнением, управление социальной сферой, содействие деятельности и регулирование отношений хозяйствующих  субъектов региона, управление использованием региональных ресурсов.

     Основой информационного обеспечения задач  управления являются первичные информационные ресурсы, характеризующие регион или  муниципальное образование как  объект, обладающий природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. На базе этих ресурсов осуществляется обработка и агрегирование  данных по объектам, субъектам, функциям, процессам и др. Готовится аналитическая, прогнозная, справочная, другая агрегированная информация, необходимая органам  власти как для оперативного мониторинга  социально-экономической ситуации в регионе и стране, так и  для выработки стратегии управления[9, c.128].

     В течение 3-5 лет в региональных и  муниципальных органах управления субъектов РФ было создано большое  количество разнообразных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов функциональных автоматизированных информационных системах (АИС), эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей. Ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках федеральных программ ведомственного характера[3, c.96].

     Основные  направления развития информационных ресурсов региональных органов управления проиллюстрированы следующими примерами.

     Создание  системы информационного обеспечения  руководителей администрации Ярославской  области осуществляется в строгом  соответствии с областным Законом  «Об информационном обеспечении  органов власти Ярославской области» и постановлением губернатора «О политике в сфере информатизации». Формирование ИР осуществляется путем  интеграции разноаспектной управленческой информации на каждом уровне. Сеть органов  государственной власти Ярославской  области возглавляют Управление информатизации и технических средств  и Аналитический центр.

     Аналитический центр ведет системы информационного  анализа, важнейшими из которых являются:

  • информационно-графическая система анализа региональной инфраструктуры «TERRA» - систематизированный свод данных о земельных, водных, лесных ресурсах, сырьевых источниках, промышленном и сельскохозяйственном комплексе, объектах социальной сферы;
  • информационная система анализа экономической и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов «FACT», которая содержит сведения о более чем 300 крупнейших предприятиях и фирмах области, определяющих экономическую ситуацию в регионе;
  • эталонная база данных нормативных актов Ярославской области – БД «АСТ»;
  • информационно-поисковая система «Ярославия», выполненная в технологии гипертекста с элементами мультимедиа;
  • система социологического мониторинга в регионе.

     По  заказам администраций в Туле, Калуге и Серпухове созданы электронные  экологические базы данных, которые  используются административно-управленческими  структурами городов, госархитектурой, санитарно-эпидемиологическими службами, налоговыми инспекциями, службами охраны окружающей среды, проектами и научно-исследовательскими институтами региона.

     В Краснодаре совершенствование информационного  обеспечения связано с начавшейся земельной реформой и приватизацией  объектов недвижимости, их систематизацией, анализом и регистрацией. Руководство  города поставило задачу объединения  информационных ресурсов территории в  единый блок по недвижимости. В стадии формирования и оптимизации находятся  ресурсы:

  • департамента информационных ресурсов мэрии, который становится организационно-аналитическим центром по информации мэрии;
  • департамента по муниципальным ресурсам, который ведет реестр муниципальных объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • земельного кадастра Городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству, который работает в тесном сотрудничестве с органами архитектуры и градостроительства и федеральным земельным органом;
  • бюро технической информатизации города, которое имеет огромные объемы информации по объектам недвижимости, в основном индивидуальной застройки.

     В Воронежской области под руководством Комитета по информационным ресурсам и коммуникациям при администрации  региона начал выпускаться сборник  «Информационные ресурсы Воронежской  области», в котором собраны ресурсы, продукты, услуги, технологии и органов  власти, организаций, предприятий и  фирм, расположенных на ее территории.

     В регионах России создаются кадастры и базы данных о природных ресурсах и экологии. В части использования  региональными органами власти и  управления внешней (нерегиональной) информации большую роль играют различные информационные службы, как государственные, так  и коммерческие, а также ИР межрегиональных  телекоммуникационных сетей, предлагающих на территории региона комплексы  своих услуг и продукции.

     Важным  направлением для совершенствования  информационного обеспечения территориальных  органов власти и управления является внутритерриториальная интеграция и оптимизация ИР региона независимо от формы собственности этих ресурсов и статуса владельцев, так как  только в этом случае обеспечиваются комплексность, оперативность, полнота  и актуальность информации, необходимой  для жизнедеятельности региона  и его органов власти и управления в первую очередь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Основные направления работ по формированию региональных и муниципальных систем обеспечения информационной безопасности

 

     Эффективность функционирования региональных социально-экономических  комплексов и систем управления напрямую зависит от состояния информационной безопасности региона, под которой  обычно понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах  граждан, организаций и государства. Обеспечение информационной безопасности связано с защитой прав личности, общества, государства на поиск, получение  и распространение достоверной  информации любым законным способом, на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную и государственную  тайну, на сохранение и приумножение культурных и духовно-нравственных ценностей, исторических традиций и  норм общественной жизни[3, c.102].

     Решение столь сложных задач немыслимо  без участия в системе обеспечения  информационной безопасности России ее региональных и муниципальных образований.

     К основным направлениям деятельности по обеспечению информационной безопасности региона, сформулированным на основе анализа  содержания Концепции информационной безопасности Российской Федерации, а  также Концепции обеспечения  безопасности и устойчивого развития Воронежской области, на наш взгляд, относятся:

  • формирование, наращивание и рациональное управление государственными и муниципальными информационными ресурсами;
  • выявление угроз информационной безопасности и их источников;
  • обеспечение информационных прав личности, общества, органов государственной власти и местного самоуправления, их защита от негативных информационных воздействий, т. е. организация информационного обмена с внешней средой, не наносящего ущерб безопасности субъектам региона и субъектам внешней (по отношению к региону) среды;
  • защита информации, отнесенной в законном порядке к категории ограниченного доступа (составляющей тайну), от угроз ее утечки к недружественным субъектам, в том числе в результате незаконного ведения технической разведки и несанкционированного доступа к информации;
  • защита информации (независимо от категории доступа к ней и формы представления) от угроз нежелательных, несанкционированных и непреднамеренных воздействий.

     Указанные направления должны реализоваться  конкретными видами деятельности, выполняемыми различными органами государственной  власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями  в соответствии с их компетенцией.

     Взаимосвязь направлений деятельности по обеспечению  информационной безопасности и сложности  возникающих проблем, требует скоординированных  действий в этой сфере. Такая координация  не может быть выполнена только органами федеральной исполнительной власти. Более целесообразно иметь систему  координации деятельности в области  обеспечения информационной безопасности, распределенную по уровням федерального, регионального и местного управления, отражающую структуру научно-технических  и социально-экономических проблем  в области информационной безопасности[4, c.16]. К основным координируемым проблемам на региональном и муниципальном уровне предлагается отнести:

     1. Прогнозирование угроз информационной  безопасности и последствий их  реализации в регионе. Разработку  моделей таких угроз применительно  к различным направлениям обеспечения  информационной безопасности для  использования потребителями независимо  от их ведомственной принадлежности.

Информация о работе Информационно-аналитическое обеспечение