Холдинг как обьединение субьектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является изучение правового регулирования холдингов.
В зависимости от поставленной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
– определить правовое регулирование деятельности объединений юридических лиц в Республике Беларусь;
– изучить понятие и правовой статус холдинга;
– выявить порядок образования и прекращения холдингов по законодательству Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

ХОЛДИНГ КУРСАЧ.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

Регистрация холдинга осуществляется Министерством экономики в день подачи документов путем проставления штампа на заявлении о регистрации холдинга и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов. Следует обратить внимание, что Указ № 660 не содержит перечня оснований для отказа в государственной регистрации холдинга. Однако ч. 2 п. 3 Указа № 660 предусматривает запрет на «создание и деятельность на территории Республики Беларусь холдингов, имеющих целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также если создание и деятельность холдингов противоречат актам законодательства, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан» и в случае обнаружения одного из перечисленных оснований Министерство экономики имеет право отказать заявителю в регистрации холдинга.

Согласно ч. 7 и 8 п. 5 Указа № 660 холдинг считается зарегистрированным со дня проставления штампа на заявлении о его регистрации и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем регистрации холдинга, Министерство экономики выдает свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга,  действительное на срок, указанный в заявлении о регистрации холдинга и решении о его создании, либо выдаваемое на неопределенный срок.

Следует отметить, что государственная регистрация холдингов будет учитываться не в действующем в настоящее время Государственном реестре  финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь, а в специальном Государственном реестре холдингов.

Представляется, что по аналогии с хозяйственной группой после государственной регистрации холдинга он будет подлежать постановке на учет в налоговых органах Республики Беларусь [17].

4) Внесение изменений в устав управляющей компании.

Согласно п. 6 Указа № 660 в течение месяца после государственной регистрации холдинга его управляющая компания обязана внести изменения и (или) дополнения в устав, включив в свое наименование слова «управляющая компания холдинга», и обратиться за государственной регистрацией таких изменений и (или) дополнений в соответствующий регистрирующий орган. Следует обратить внимание, что согласно п. 13 Указа № 660 управляющая компания обязана помимо наименования внести дополнения в свой устав в части включения положений об обеспечении конфиденциальности полученной от дочерних компаний холдинга информации, в том числе после исключения дочерней компании холдинга из состава участников холдинга.

Указ № 660 не предоставляет дочерним компаниям холдинга права использовать в своем наименовании слово «холдинг», однако п. 10 Указа №660 дает им право любым не противоречащим законодательству способом сообщать о своей принадлежности к холдингу, в том числе путем использования в реквизитах документов или рекламных материалах единой графической и текстовой символики, а также коллективного знака. Указ № 660 также не предусматривает обязанности дочерних компаний холдинга вносить какие-либо изменения и (или) дополнения в свои уставы.

Регистрация прекращения (ликвидации) холдинга [17].

Указ № 660 не регламентирует процедуру прекращения (ликвидации) холдинга. Вместе с тем необходимость такой процедуры очевидна. Исходя из формального подхода, принятого законодателем, существование холдинга может быть прекращено вследствие:

 прекращения владения управляющей компанией или собственником более 25% акций (доли в уставном фонде) и утраты статуса собственника имущества унитарного предприятия в отношении всех дочерних компаний;

 ликвидации или реорганизации управляющей компании, смерти собственника (указанные обстоятельства также могут повлечь изменения в перечень участников холдинга, а не прекращение его существования);

 принятия решения управляющей компанией или собственником о прекращении (ликвидации) холдинга;

 признание регистрации холдинга незаконной.

Прекращение (ликвидация) холдинга влечет его исключение из Государственного реестра холдингов.

На примере устава ОАО «Агромашсервис» раздела № 7 «Реорганизация и ликвидация холдинга» проанализируем, как на практике осуществляется прекращение деятельности холдингов:

7.1. Реорганизация холдинга

Реорганизация холдинга может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения и выделения. Реорганизация холдинга влечет за собой переход его прав и обязанностей к правопреемникам.

Реорганизация холдинга проводится с согласия кредиторов.

7.1.1. Слияние, присоединение

Слияние холдинга с другим обществом, присоединение холдинга к другому обществу или присоединение к холдингу иных обществ осуществляется путем объединения их капиталов и консолидации балансов с последующей заменой акций обществ акциями одного общества: вновь созданного (при слиянии) или продолжающего существовать (при присоединении). Слияние, присоединение осуществляется на основе договора, который должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к договору о совместной деятельности по созданию акционерного общества, содержать порядок обмена акций обществ и должен быть одобрен собранием акционеров каждого общества, вовлеченного в слияние (присоединение).

7.1.2. Разделение, выделение

Разделение осуществляется путем создания на основе холдинга двух или нескольких обществ с разделением балансов и капитала. Возможно образование нового общества путем выделения части капитала холдинга с разделением их балансов. В этом случае холдинг осуществляет соответствующее изменение своего уставного капитала. Решение собрания акционеров холдинга о разделении (выделении) должно определять порядок обмена акций холдинга на акции вновь создаваемых обществ, а также соотношение категорий и номинальных стоимостей указанных акций, применяемое при обмене для каждой категории ранее выпущенных акций холдинга. При этом права (в том числе право на выбор акций для обмена), предоставляемые владельцам акций одной категории, должны быть одинаковыми.

7.2. Ликвидация холдинга

Холдинг может быть ликвидирован в случаях, предусмотренных законодательством. Активы холдинга, включая выручку от распродажи его имущества, после расчетов в установленном порядке с кредиторами распределяются между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций. Холдинг считается ликвидированным с момента исключения его из Реестра государственной регистрации Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Таким образом, в нашей курсовой работе мы рассмотрели понятие холдинга как объединение субъектов предпринимательства с точки зрения законодательства Республики Беларусь. Указ № 660 стал первым документом, регулирующим создание и деятельность холдингов в Республике Беларусь, а так же дал понятие холдинга, четко определил круг лиц, которые могут быть участниками холдинга, урегулировал процедуру регистрации создания холдинга и внесения изменений в список его участников.

Обобщая и анализируя вышеизложенное, полагаем, что Указ № 660 не в полной мере регулирует деятельность холдингов. Многие вопросы остались открытыми.

Фактически, Указом определены только условия создания, стороны, права и обязанности участников холдинга. Но Указ концептуально не определил основных целей создания и деятельности холдингов, тех результатов, для достижения которых он создается, не урегулировал вопросы налогообложения, таможенного и иного законодательства. А отсутствие такого регулирования и судебной практики позволяет только теоретически проработать условия деятельности холдингов в Республике Беларусь. Данный документ не содержит порядка процедуры смены управляющей компании, обязывает управляющую компанию вносить изменения в свое фирменное наименование, что влечет для нее дополнительные расходы и необходимость вносить изменения в свою документацию, в т.ч. переоформлять лицензию (при ее наличии). Указ № 660 также ограничивает организационно-правовой формой право юридических лиц на участие в холдинге.

Мы полагаем, что, в Указ № 660 надлежало включить четкий перечень преимуществ, предоставляемых участникам холдинга и собственнику, что позволило бы предпринимателям оценить выгоду от создания объединений такого рода.

Таким образом, в перспективе, при условии принятия в Республике Беларусь дополнительных нормативных документов, преимущества холдинговых компаний будет состоять в том, что холдинги:

- борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией (совместное лоббирование интересов, контроль над определенной долей рынка);

- имеют самодостаточную вертикально интегрированную систему от добычи сырья до выпуска готовой продукции (в процессе производства товаров нет надобности в привлечении 3-их лиц – посредников, повышается эффективность, и сокращаются издержки производства);

- обладают объединенным производством, техническим опытом и научно-исследовательскими разработками и т.д.;

- перераспределяют средства с целью уравнивания доходов дочерних компаний, покрывая убытки одних прибылями других.

Все задачи курсовой работы, а именно:

– определение правового регулирования деятельности объединений юридических лиц в Республике Беларусь;

– изучение понятия и правового статуса холдинга;

– выявление порядка образования и прекращения холдингов по законодательству Республики Беларусь; которые были определены в начале исследования полностью и всесторонне отражены в тексте данной курсовой работы.

При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная и учебная литература, а также судебная практика. Применялось законодательство Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

1.                  Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.)  // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

2.                  Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г.; с изменениями и дополнениями от 03.07.2011 г.  // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]  / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

3.                       О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 г. № 2020-XII; с изменениями и дополнениями от 15.07.2010 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011. 

4.                       О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 г. № 2034-XII; с изменениями и дополнениями от 10.01.2000 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.  

5.                  О финансово-промышленных группах: Закон Республики Беларусь от 04.06.1999 г.; с изменениями и дополнениями от 01.10.2009 г. №265-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

6.                       О торгово-промышленной палате: Закон Республики Беларусь от 16.06.2003 г. № 208-З; // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

7.                       О создании и деятельности в Республике хозяйственных групп: Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 г. № 482 (ред. от 23.02.2004) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

8.                       О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 г. № 660 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

9.                          Беляева, Т.А. Регистрируем холдинг. Алгоритм юридических действий //  Промышленно-торговое право. -  2010. -  № 4. -  С. 29-32.

10.             Бибик, Т.Б., Якушев, И.И. Проблемы формирования холдингов в Республике Беларусь// //Беларусь на пути прогресса: инновационная экономика, управление, право.- Мн., 2010.- С. 88-92.

11.             Брыкин, И. Концепция единого налогоплательщика как элемент управления финансами холдинга //  Проблемы теории и практики управления. -  2010. -  № 1. -  С. 71-80.

12.             Ганакова, Е.Л. Холдинги как реальность нашей экономики // Промышленно-торговое право. -  2010. -  № 4. -  С. 20-24.

13.             Греченков, А.А. Совместительство руководителей организаций - участников холдинга //  Промышленно-торговое право. -  2010. -  № 4. -  С. 37-38.

14.             Добрияник, С.Д. Стратегическое направление //  Экономика. Финансы. Управление. -  2010. -  № 5. -  С. 4-8.

15.             Дятликович, К. Холдинг - реальная возможность удержаться на плаву //  Наука и инновации. -  2009. -  № 11. -  С. 24-26.

16.             Захаров, В.Е. Антимонопольный контроль: согласие на создание холдинга и ответственность за нарушение законодательства // Промышленно-торговое право. -  2010. -  № 4. -  С. 25-28.

17.             Кожич, Л.М. Холдинги удостоились отдельного порядка регулирования //  Юридический мир. -  2010. -  № 2. -  С. 10-15.

Информация о работе Холдинг как обьединение субьектов предпринимательства