Холдинг как обьединение субьектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является изучение правового регулирования холдингов.
В зависимости от поставленной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
– определить правовое регулирование деятельности объединений юридических лиц в Республике Беларусь;
– изучить понятие и правовой статус холдинга;
– выявить порядок образования и прекращения холдингов по законодательству Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

ХОЛДИНГ КУРСАЧ.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)


небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, который определяется иными законодательными актами.

Объектом исследования нашей работы является холдинг, его понятие, правовой статус, порядок образования и прекращения.

Предмет – холдинги в современной Республике Беларусь.

Целью нашей работы является изучение правового регулирования холдингов.

В зависимости от поставленной цели перед нами были поставлены следующие задачи:

– определить правовое регулирование деятельности объединений юридических лиц в Республике Беларусь;

– изучить понятие и правовой статус холдинга;

– выявить порядок образования и прекращения холдингов по законодательству Республики Беларусь.

Актуальность этой темы проявляется в том, что развитие холдингов в Республике Беларусь набирает обороты и современному обществу необходимо понимать, что есть «холдинг».

При подготовке и написании настоящей курсовой работы применялись общенаучные методы познания (анализ, синтез, описание, сравнение), а также специальные научные методы (сравнительно-правовой, структурно-функциональный анализ) и системный подход.

Теоретической основой данной курсовой работы послужили положения действующего законодательства Республики Беларусь, а также труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Я.И. Функ [24] [25], Т.Б. Бибик [10 ], Р.И. Шпаковский [26 ], П.Н. Прокопчук [ 23] и др.

Структура курсовой работы определяется ее объектом, предметом, целью и задачами и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

Хозяйственной группой является совокупность юридических лиц (участников группы), осуществляющих предпринимательскую деятельность и объединенных между собой. [7].

Часть 2 и 3 п. 4 ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК Республики Беларусь) устанавливает, что «юридические лица могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц, в форме финансово-промышленных групп (далее–ФПГ) иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах», «в случаях, предусмотренных законодательными актами, объединения коммерческих, некоммерческих организаций и (или) физических лиц могут создаваться и в иных формах». В настоящее время действующее законодательство Республики Беларусь содержит лишь несколько основных нормативных правовых актов, касающихся создания и некоторых вопросов деятельности хозяйственных групп, аналогичных объединений в Республике Беларусь.

С учетом Указа № 660 классификация упомянутых объединений будет выглядеть следующим образом: хозяйственные группы (действующее законодательство предусматривает создание хозяйственной группы только одного вида – ФПГ);

Дав определение холдинга, Указ № 660 п. 17 вносит соответствующие изменения в Указ № 482, исключая две формы хозяйственных групп и разграничивая два вида объединений коммерческих организаций – хозяйственных групп и холдингов.

К хозяйственной группе не будет относиться:

1) совокупность юридических лиц (участников группы), осуществляющих предпринимательскую деятельность и объединенных между собой способом, при котором одному участнику группы (головной организации) принадлежат доля в имуществе каждого из иных участников группы или другие допускаемые законодательством права таким образом, что эта доля или эти права обеспечивают головной организации возможность принятия или отклонения решений в высшем органе каждого иного участника хозяйственной группы;

2) совокупность юридических лиц (участников группы), осуществляющих предпринимательскую деятельность и объединенных между собой способом, при котором один участник группы (доверительный управляющий) осуществляет доверительное управление имуществом иных участников группы (вверителей) на основании договора доверительного управления имуществом.

ФПГ является объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании ФПГ [5].

Основным отличием холдинга от ФПГ являются основание возникновения объединения и экономический смысл его создания. Холдинг создается на основании решения управляющей компании или собственника (односторонняя сделка), в то время как ФПГ возникает на основании договора (многосторонняя сделка), т.е. создание холдинга представляет собой лишь формальное закрепление уже существующей юридико-экономической зависимости, в то время как создание ФПГ направлено на установление более тесных экономических связей между участниками. Соответственно в холдинге преобладают вертикальные связи, а в ФПГ – горизонтальные [24].

Ранее объединение юридических лиц, квалифицируемое как холдинг, считалось хозяйственной группой и регулировалось Указ № 482. Пункт 17 Указа № 660 исключил холдинги из сферы действия Указ № 482. Таким образом, по своей правовой природе холдинг является разновидностью хозяйственной группы, но в силу исключения из сферы действия Указ № 482 законодательство о хозяйственных группах не может применяться к холдингам без специального указания в нормативных правовых актах.

Коммерческие    организации    и   (или) индивидуальные предприниматели    в    целях   координации   их предпринимательской деятельности,  а  также  представления и защиты общих  имущественных интересов  могут  по  договору  между  собой  создавать  объединения в  форме  ассоциаций  или  союзов,   являющихся      некоммерческими организациями [2].

Если  по  решению  участников  на ассоциацию (союз) возлагается ведение  предпринимательской  деятельности,  такая ассоциация (союз) преобразуется  в  хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном    законодательством,   либо   может   создать   для осуществления    предпринимательской    деятельности   хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

Ассоциация    (союз)    некоммерческих   организаций   является некоммерческой организацией.

Ассоциация (союз) является юридическим лицом.

Члены  ассоциации  (союза)  сохраняют  свою самостоятельность и права юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Ассоциация  (союз)  не  отвечает  по  обязательствам  своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по   ее       обязательствам   в   размере  и  порядке,  предусмотренных учредительными документами ассоциации.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной   предмет  ее  деятельности  и  деятельности  ее  членов  с включением слова "ассоциация" или "союз".

Государственным объединением (концерном,  производственным, научно-производственным    или   иным    объединением)    признается объединение государственных юридических лиц, государственных и  иных юридических  лиц, а также государственных и иных юридических  лиц  и индивидуальных  предпринимателей, создаваемое по решению  Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а  также  по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления   либо   по   решению  органов  местного   управления   и самоуправления [2].

Государственное  объединение  создается,  как  правило,  по отраслевому  принципу  в  целях  осуществления  общего  руководства, общего   управления   деятельностью,  координации   деятельности   и представления    интересов   юридических   лиц   и    индивидуальных предпринимателей, входящих в состав объединения.

Государственное   объединение   находится   в   подчинении Правительства    Республики   Беларусь,   республиканского    органа государственного   управления,   органа   местного   управления    и самоуправления   или   государственной   организации,    выполняющей отдельные    функции   республиканского   органа    государственного управления.

Государственные   объединения   являются   некоммерческими организациями,  за  исключением случаев принятия  в  соответствии  с законодательством    решений    о   признании    их    коммерческими организациями.

Собственник  имущества  государственного  объединения   не отвечает   по   обязательствам  государственного   объединения,   за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Правовое  положение государственных  объединений,  права  и обязанности   юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей, входящих в их состав, определяются ГК Республики Беларусь и иными актами законодательства о таких объединениях, а также их уставами.

Торгово-промышленной палатой признается добровольное объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющееся негосударственной некоммерческой организацией, созданное в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами [9].

Торгово-промышленная палата вправе:

- выступать в качестве учредителя (участника) юридических лиц или собственника имущества в порядке, определенном законодательством;

- создавать представительства и филиалы;

- осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Деятельность торгово-промышленной палаты основывается на следующих принципах:

- законности;

- добровольного объединения членов торгово-промышленной палаты;

- равноправия членов торгово-промышленной палаты;

- невмешательства торгово-промышленной палаты в деятельность ее членов;

- самостоятельности;

- гласности.

Основными задачами торгово-промышленной палаты являются:

- содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, увеличению экспорта белорусских товаров (работ, услуг), привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;

- оказание практической помощи субъектам предпринимательской деятельности в развитии производства конкурентоспособной продукции, проведении торговых операций на внешних рынках;

- представление и защита интересов членов торгово-промышленной палаты при осуществлении внешнеэкономической деятельности как в Республике Беларусь, так и в иностранных государствах;

- развитие и укрепление связей с торгово-промышленными палатами, ассоциациями, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств;

- распространение информации об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале Республики Беларусь, о национальном законодательстве в области внешнеэкономической деятельности, об обычаях и правилах международной торговли;

- осуществление консультативно-информационной деятельности по исследованию и освоению иностранных рынков, поиску иностранных партнеров по внешнеэкономическому сотрудничеству, содействию в установлении контактов с субъектами предпринимательской деятельности Республики Беларусь;

- совершенствование системы обучения и стажировки специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности;

- организация международных и национальных выставок и ярмарок;

- выполнение отдельных функций, возложенных на торгово-промышленную палату законодательством [9].

Белорусская торгово-промышленная палата является центральной торгово-промышленной палатой на территории Республики Беларусь и осуществляет общую координацию деятельности торгово-промышленных палат, создаваемых на территории Республики Беларусь.

Выполнение отдельных функций может быть возложено на Белорусскую торгово-промышленную палату законодательством.

Координацию деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты по выполнению переданных ей функций осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Картель –  это  ограничивающее  конкуренцию  соглашение  между предприятиями,   которые   юридически   и    экономически    остаются самостоятельными.

Синдикат – самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции всех участников   синдиката   осуществляется   по   единым    ценам исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату.

Таким образом, все предприятия-члены обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому  имеет  возможность  контролировать соблюдение  производственных  квот.

Нелегальная  продажа   продукции отдельными  членами  синдиката  предотвращается   с   помощью   самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.

Корпорация   —  это   акционерное общество, где право владения представлено и ограничено долей капитала, вложенного в дело. Пуская акции в обращение, корпорация достигает высокой концентрации капитала и может позволить себе более сложную организацию управления. Корпорации доминируют в американском бизнесе. Они контролируют значительные потоки капитала, имеют огромное количество работников и обеспечивают население большим ассортиментом товаров и услуг. Они оказывают огромное влияние на социальную и политическую жизнь страны.

Информация о работе Холдинг как обьединение субьектов предпринимательства