Государственная регулирование и поддержка предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание

В России неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя и не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность физических лиц, направленная на систематическое получение личного дохода от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности ……………………………………………….………………………………………….5
1.1. Принципы государственного регулирования…………………………….6
1.2. Задачи и цель государственного регулирования………………………….7
1.3. Виды государственного регулирования………………………………….10
2. Государственная поддержка предпринимательства……………….………….15
2.1. Программы поддержки предпринимательства и их финансовое обеспечение .………………………………………………………………18
2.2. Цели и задачи государственной поддержки…………………………….24
2.3. Основные направления государственной поддержки……………………25
Заключение……………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………….30

Работа состоит из  4 файла

Курсовая работа.doc

— 170.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Черновик.doc

— 185.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Malyi biznes2.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)


2

 

Малый бизнес и инновационный процесс

Введение

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Многие малые предприятия для более интенсивного развития своего бизнеса прибегают использованию в своем производстве инновации. Вводят в производство новые или усовершенствуют старую продукцию, добиваясь этим увеличения прибыли.

Цель данной работы – рассказать об инновационных процессах в малом бизнесе.

Задачи – раскрыть основные проблемы инновационных процессов в малом бизнесе; определить пути и последствия решения данных проблем; привести пример деятельности предприятия малого бизнеса и его инновационных процессов.

1. Основные проблемы инновационных процессов в малом бизнесе

1.1. Отсутствие правовой основы и минимальная востребованность малого инновационного бизнеса

Парадокс заключается в том, что само понятие «инновационная деятельность» не является правовым понятием.

На первый взгляд, сегодня существует законодательная база, которая отраженна на сайте Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Выглядит перечень законов следующим образом:

Гражданский кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Патентный закон

Закон «Об авторском праве и смежных правах»

Перечисленные законы действительно регламентируют область интеллектуальной собственности, однако даже не упоминают ключевого понятия этой сферы – «инновационная деятельность». В существующих законах нет даже такого понятия как «инновации», вместо него используется «НИОКР», но инновационная деятельность гораздо шире. Поскольку нет четкого определения понятия, размыты критерии оценки, нет и статистики, нет и мониторинга, нет объективной оценки инновационного потенциала, так как не понятно, какие предприятия относятся к инновационным.

При подписании договоров понятие «инновация» подменяется словосочетанием «производственно-исследовательская работа», что «сразу меняет суть дела».

Проблемой для инновационно-технологических центров является аренда нежилых помещений: в действующих Земельном и Жилищном Кодексах инновационная сфера не попадает не под одну из трех категорий арендаторов. Таким образом, бизнесмены сталкиваются и с проблемой отсутствия закрепленного статуса.

Мы уже отметили выше, что даже понятие «инновация» не определено четко. Продолжая разговор о терминологической путанице, отметим еще, что понятие «технопарк» до сих пор остается для многих непонятным. К примеру, зачастую говоря о темпах развития инновационного бизнеса, представители власти с гордостью заявляют о начале работы нового технологического центра, имея в виду обычную промышленную зону. Между тем, разница между этими понятиями колоссальная: технопарк, или инновационно-технологический центр (ИТЦ), представляет собой зону с интеллектуальным центром, наличие академических институтов или высшего учебного заведения на территории парка является обязательным.

Вполне очевидно, что плохая востребованность является следствием низкой конкуренции. В свою очередь, конкуренция отсутствует из-за отсутствия мотивации у предпринимателей. Вполне естественно, что предприниматели предпочитают заниматься сферами, гарантированно приносящими прибыль, в частности, торговлей.

В СССР была прекрасно отлажена вся инновационная сеть. Именно тогда начали работу многочисленные инновационные центры, научно-исследовательские институты, объединения. Наиболее приоритетной являлась промышленность, а именно оборонный комплекс. Заказчик всегда был, и как следствие, инновационная деятельность процветала. Но все это обрушилось в начале 90-х…Сейчас сильно развит монополизм в промышленном секторе, следовательно конкуренция – основной двигатель предприятий к инновациям – отсутствует[12, с.144].

Предприниматель, занимающийся производством приборов и систем охранно-пожарной сигнализации, сетовал на непредсказуемость инновационного бизнеса: «С точки зрения выгоды, мой бизнес нестабилен. Веду его лишь из уважения к родителям – это семейное дело».

1.2. Кадровая проблема и финансовые механизмы инновационной деятельности

Именно сейчас происходит «смена поколений директорского корпуса» инноватики. Опытные кадры уходят, а у молодых не хватает опыта в данной сфере. Качество образования молодых людей не подлежит сомнению, однако вновь пришедшим не хватает навыков ведения крупных инновационных проектов, которыми обладает лишь «старое» поколение. Менеджеров, способных продвигать инновации на рынок, сегодня особенно не хватает России.

Второй момент кадровой проблемы – так называемая «утечка мозгов». Процесс для России не новый. Хотя, известно, в последнее время часть «покинувших», набравшись зарубежного опыта, вновь возвращается на родину. Но в России, к сожалению, отсутствуют благоприятные условия для новых разработок: здесь их ждет отсутствие востребованности, законодательной базы и т.д.

Итак, допустим, что интерес к инновациям вызван, стимул у предпринимателя появился. Теперь ему, непременно, необходимы средства на реализацию всего задуманного. Проблема малых инновационных предприятий, у которых есть достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, как правило, заключается в том, что для создания опытных образцов им необходима дорогостоящая материально-техническая база. Вопрос: где взять деньги? На данный момент существуют несколько способов финансовой поддержки малого инновационного бизнеса. Перечислим основные способы.

Кредитование. Банки, по вполне понятным причинам, крайне редко кредитую малый бизнес, а инновационный тем более. Все логично: инноватика – достаточно рискованная сфера. Здесь крайне сложно предугадать степень окупаемости, прибыльности разработки.

Так называемые «бизнес-ангелы» (отметим лишь, что на экономическом жаргоне «бизнес-ангелами» называют частных инвесторов, вкладывающих личные средства в рискованные проекты: предприятия на ранней стадии развития или инновационные идеи с минимальным технико-экономическим обоснованием).

Венчурные фонды. Российские бизнесмены достаточно скептически оценивают деятельность российских венчурных фондов. В качестве альтернативы предлагают сотрудничество с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Поддержка Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Это государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года. Среди основных задач Фонда - «оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности». На настоящее время профинансировано более 4000 проектов на сумму более 2500,0 млн. рублей.

Однако, работы одного только фонда явно недостаточно. Предпринимателю некуда обратиться за помощью. Наглядно продемонстрируют сложившуюся ситуацию следующие цифры: Фонд выделяет примерно 30-50 млн. долларов в год на инновационный бизнес в России. Ясно, что для огромной страны это ничтожно маленькая сумма.

Не менее важная проблема финансового характера - инфляция. Общеизвестно, что в последнее время наметились некоторые улучшения в этом отношении, однако на инновационном бизнесе сильно сказывается любое изменение. Каждый инновационный цикл (от начальной стадии до развитого предприятия) занимает в среднем 3-5 лет. За это время первоначальное бизнес-планирование оказывается «устаревшим». Постоянные изменения не дают возможности с точностью предугадать, к примеру, производственные расходы.

1.3. Неблагоприятный экономический фон и низкая мотивация исследователей

«Не закончив индустриализацию страны», мы пытаемся внедрить рыночные механизмы. Кризис и экономики, и науки, и образования не дает развиваться малому инновационному бизнесу – таков вывод нашего эксперта.

Парадоксально, но исследователи отказываются верить в то, что наука и бизнес – вещи совместимые. Один из них выразился так: «Наши исследования по определению не могут давать прибыли, поскольку они носят фундаментальный характер. Только применение результатов в конкретных областях может сулить хоть какой-то заработок бизнесмену». Ученый достаточно категорично заметил, что малый бизнес никогда не был заинтересован в настоящих исследованиях, поскольку те не дают гарантированной прибыли. «Если же исследование действительно стоящее, то у малого бизнеса просто нет таких денег».

Как признались другие исследователи, сегодня ученые привыкли больше рассчитывать на поддержку государства в своих изысканиях. Альтернативой является также грантоискательство, когда конкретный фонд спонсирует научный поиск. Интересно, что исследователи, рассказывая о личном опыте сотрудничества с малым бизнесом, не раз упоминали о мошенничестве бизнесменов. Заключая фиктивный договор, «узнав все, что нужно о разработке», предприниматель просто исчезал… Получается, что со стороны «аккумуляторов» идей имеется устойчивое недоверие к малому бизнесу. Возможно, это главная причина отсутствия интереса к инвестициям со стороны предпринимательства.

Лаконично выразил мнение многих деятелей науки другой исследователь, заинтересованный в инвестициях: «Спонсирование прикладных исследований - это интерес малого бизнеса, а вот поддержка фундаментальных исследований – это меценатство». Хотя, по мнению других, будущее инноватики как раз связано с фундаментальной наукой.

2. Пути и последствия решения проблем инновационных процессов в малом бизнесе

Малые инновационные предприятия нуждаются в срочной помощи и поддержке. Во-первых, необходимо в срочном порядке провести мониторинг инновационных фирм. К 2008 году мы должны знать, сколько инновационных предприятий работает в стране. Во-вторых, в новом году требуется создать региональный центр координации инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства.

Ранее мы обозначили основные группы проблем малого инновационного бизнеса. Теперь необходимо определить меры и пути решения каждой из них.

2.1. Решение проблем отсутствия правовой основы и минимальной востребованности

Для решения проблемы отсутствия правовой основы, необходимо разработать законодательную базу, включающую в себя определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Важно ввести в действующие Земельный и Жилищный Кодексы изменения относительно аренды нежилых помещений. Более кратко сформулировать эту задачу можно так – узаконить терминологию.

Чтобы справиться с минимальной востребованностью малого инновационного бизнеса. Чтобы инновационная сфера вызывала интерес у предпринимателей, необходимо создать конкуренцию, которая возможна лишь при хороших финансовых стимулах. Создать схему мотивации предприятий. В качестве желательных мер: снижение пошлин на оборудование; решение таможенных проблем; введение льгот по налогу на прибыль. Предоставление малым инновационным предприятиям энергетику и арендуемые помещения на льготных условиях. Такие меры могут стимулировать малый бизнес.

2.2. Устранение кадровой проблемы и оздоровление финансовых механизмов

Для устранения кадровой проблемы. Подготовить квалифицированных руководителей инновационных проектов можно, только это требует времени и затрат. Во-первых, действенным будет открытие новых ИТЦ при ВУЗах. Во-вторых, проблему нехватки знаний и опыта могут решить бизнес-инкубаторы.

В целях оздоровления финансовых механизмов инновационной деятельности. Следует разрабатывать новые венчурные программы финансирования. Банки должны повернуться лицом к малому инновационному бизнесу, как и все другие структуры. В качестве задачи №1 нужно осознать и необходимость создания большого количества ИТЦ, технопарков (см. приложение) и бизнес-инкубаторов, которые могут реально поддержать малый бизнес.

2.3. Решение проблемы неблагоприятного экономического фона и низкой мотивации

Для решения проблемы неблагоприятного экономического фона. Проблемы инновационного бизнеса – это проблемы малого бизнеса вообще. Тут действует вечное противостояние власти и бизнес-сообщества. Следовательно, менять ситуацию нужно системно: и дорабатывать законодательную базу, и снижать налоговые нагрузки. Понятно, что улучшение общих экономических условий для развития малого и среднего бизнеса будет способствовать росту количества и качества инновационного бизнеса.

КРКадровая политика на предпр. малого бизнеса.doc

— 38.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Государственная регулирование и поддержка предпринимательства