Бизнес и предпринимательство в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание

Частное предпринимательство — один из наиболее важных факторов развития современной системы здравоохранения. Его значение возрастало за последние годы по мере того, как набирали обороты тенденции разгосударствления. Недостаточное финансирование российской медицины за счет бюджета средств ОМС стало одной из причин развития рыночных отношений в сфер здравоохранения и увеличения объемов оказываемых платных услуг.

Содержание

Введение 3
1. Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4
2. Возможен ли бизнес в здравоохранении? 10
3. Формы предпринимательства в здравоохранении 15
4. Перспективы развития предпринимательской
деятельности в сфере здравоохранения РФ 18
Заключение 20
Литература 21

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Однако финансировать «облака» для бизнеса в «чисто-рыночном» смысле – дело противоестественное. А самофинансирование, повторяем, не всегда возможно; например, качество медицинской услуги не может быть снижено из-за невозможности ее оплатить со стороны пациента. Возникает ситуация, когда спрос на услугу есть, она может быть предоставлена (есть специалист), но не может быть оплачена лечащимся (в силу его низких доходов). По законам свободного рынка в этом случае услуга не может быть продана. А это означает, что специалист (врач) не получит доход, прибыль. Производственные отношения не осуществятся. Долг врача не будет выполнен, а бизнеса не будет и в помине. В результате - ни нравственности, ни экономики.

Однако из всего сказанного не следует, что работники непроизводственной сферы являются иждивенцами производственной; они получают необходимый им материальный продукт в «обмен» на результаты своего труда, и фактически это выглядит как обмен социально-значимыми видами деятельности. Со стороны же экономической - это процесс перераспределения.

Итак, результативность труда медицинского работника может быть измерена только приблизительно, а значит, не всегда справедливо по отношению к врачу (если кто-то, например, рынок в лице пациента или государства определяет цену). Но здесь уже сделаны первые шага к стандартизации при определении результативности в нашей практике здравоохранения. Так, недавно разработаны стандарты оказания медицинской помощи, если эта помощь осуществляется за счет ресурсов госбюджета. Эти стандарты отражены во «Временных методических рекомендациях по расчету стоимости медицинских услуг в учреждениях здравоохранения». Применяются эти стандарты там, где возможна реальная стоимостная оценка конечных результатов деятельности. Особенно это относится к узкоспециализированным учреждениям с преобладанием повторяющихся операций или услуг (например, в реабилитационных учреждениях). Подобное возможно в медицинских НИИ, поставляющих «товар» в виде новых препаратов, техники, методов лечения.

Важным является и  то, что у рыночного механизма, который в нашем обществе только делается попытка создать, в принципе отсутствует так называемая «встроенная» социальная ориентация. Часть медицинской помощи является предметом «коллективного», социального потребления (лечение, например, гриппа - дело не только больного, он и других граждан, подвергающихся опасным последствиям этого заболевания) Кроме того, из-за недостатка медицинских знаний ограничены потребности пациента - часто он не в состоянии выбрать необходимые, ему услуги, что уменьшает возможности «рыночной самонастройки, больного. Сами социальные масштабы проблем охраны здоровья диктуют необходимость концентрации и координации усилий по их решению.

Эти и другие факторы  ограничивают, но отнюдь не подавляют экономические начала в развитии отрасли. Основная часть медицинских услуг все же имеет товарную природу, а мировой опыт свидетельствует о необходимости и возможности (хотя и в ограниченных масштабах) перехода к экономическим методам организации системы здравоохранения, к предпринимательству в этой сфере.

Однако кроме объективных  преград, к сожалению, существуют и  субъективные факторы, ограничивающие развитие бизнеса в здравоохранении. А именно, отсутствие специалистов. Где учат организации экономики и ведению дел в здравоохранении? В России такие места можно перечесть по пальцам одной руки. К примеру, только в 1992 г. организован медико-экономический факультет в Самаре в Институте усовершенствования врачей (на основе спецкурса); на кафедре экономики непроизводственной сферы экономического факультета МГУ, где несколько аспирантов (1-2) тоже занимаются этой проблемой; в лаборатории экономики здравоохранения АМН, в ММА. Вот пожалуй, и все.

Но рыночная экономика  требует глубокого понимания  специфики подобных вопросов. А откуда этому пониманию взяться?

К экономике здравоохранения  до недавнего времени не было серьезного отношения. Это малоисследованная область, не паханое поле; а рынок уже давит всеми своими противоречиями на общество и разрушает привычные социальные представления о жизни.

При таких условиях еще  одним препятствием является неподготовленность психологии медицинских работников к ведению дел на основе предпринимательства.

Следует подчеркнуть  вот что. Все, кто занимаются непосредственно  экономикой здравоохранения, черпают свои знания в общеэкономической теории. Однако поскольку общая экономическая теория существует уже несколько столетий, то терминология в ней устоялась; тогда как в относительно новой области знаний, в экономике здравоохранения - полная терминологическая чересполосица.

 

 

3. Формы предпринимательства в здравоохранении

 

Становление любого дела начинается с решения вопроса об источнике финансирования. В медицине можно выделить, по крайней мере, следующие источники:

1) Средства государственного бюджета.

2) Целевые взносы предпринимателей, предприятий.

3) Средства общественных  благотворительных организаций.

4) Личные средства  граждан.

5) Заработанные лечебно-профилактическими  учреждениями средства.

Многообразие источников существования здравоохранения, с одной стороны, предопределяет многообразие форм собственности и предпринимательской деятельности в этой сфере и в то же время, с другой, показывает ограниченный характер предпринимательства, что связано и с сутью, и со сложившимися методами финансирования этой отрасли.

Какие же формы предпринимательства  или, точнее, ведущие к организации предпринимательства в медицине имеются на сегодня?

Очень распространено (в  виде переходной формы) оказание частично платных медицинских услуг населению государственными лечебно-профилактическими учреждениями. Это позволяет накапливать средства для будущего самофинансирования.

Переходной является и аренда. Конечно, это не форма  предпринимательства, но на ее базе возможна организация различных форм; это способ изыскания первоначального капитала. Он не делает медицинских работников собственниками, но расширяет их экономические права.

Еще одной формой предпринимательства  в здравоохранении, получившей широкое распространение три года назад, стали кооперативы, однако в настоящее время эта форма затухает. Она развивалась в уродливом виде и дискредитировала себя в глазах населения; хотя с точки зрения правовой защищенности - это самая лучшая форма.

Начиная с 1992 г., у нас  вошли в моду и получили наибольшее развитие акционерные общества. Это - наиболее распространенная в мире форма предпринимательской деятельности. Широкое распространение в медицине имеет также и индивидуальная предпринимательская деятельность.

Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются акционерные общества открытого типа. Каковы их преимущества? Эта форма позволяет ускорить распространение акций (внутри коллектива может не хватить личных средств), привлекать больше средств от их продажи (так как акции можно распространять не на льготных условиях, а по рыночной цене), более тесно взаимодействовать с другими лечебными учреждениями.

На какая бы форма  предпринимательской деятельности не была выбрана, формула ее одна: вернуть первоначально авансированные деньги, с приращением, то есть получить прибыль. А для этого очень важно иметь критерии учета полезного эффекта труда медиков, его стимулирования, сопоставления в стоимостной форме затрат и результатов.

Если выбрана независимая  форма предпринимательской деятельности, то медицинская слуга имеет такую цену, которую готов заплатить пациент. В этом случае цена формируется на основе спроса, предложения, конкуренции и под влиянием других факторов рынка. Если же это лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее частично платные медицинские услуги (где часть коечного фонда отдана для коммерческой деятельности, но сохраняется в основном бюджетное финансирование), то на цену продолжает оказывать влияние государство. Это, безусловно, ограничивает возможности предпринимательской деятельности таких лечебно-профилактических учреждений, средства для самофинансирования накапливаются медленно, снижается стимулирующая роль цены.

Как элементы себестоимости, в цену медицинской услуги включаются: основная аработная плата медицинского персонала, отчисления на социальное страхование, стоимость питания больного, стоимость медикаментов, мягкого инвентаря, накладные расходы.

Существенной особенностью современного расчета цены медицинской  услуги по данной нозологической форме является то, что в ней необходимо учитывать влияние инфляционных процессов и социальные факторы.

Таким образом корректируются тарифы на медицинские услуги, которые существовали как фактически сложившиеся и выводились из практики. На эти цены ориентируются лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) России, находящиеся преимущественно на бюджетном финансировании, но оказывающие частично платные медицинские услуги3.

Фактически они являются стандартом для данной нозологической группы. Но в определении этого стандарта, конечно же, требуется исходить не из того, сколько может быть выделено средств, а из того, сколько нужно для эффективной работы. Разумеется, цена медицинской услуги должна включать стоимость диагностических, лечебно-реабилитационных манипуляций и процедур; в ней должны отразиться стоимость материально-технической базы, затраты на социальное развитие и дополнительное материальное стимулирование коллектива.

От цены медицинской  услуги зависит прибыль данного  ЛПУ, оплата труда медицинских работников, а значит, успехи предпринимательства в здравоохранении. Эти успехи зависят также от действующей системы налогообложения. К сожалению, налог 32% на прибыль для такой отрасли экономики как здравоохранение является очень высоким; чтобы активизировать предпринимательскую деятельность, особенно в форме акционерных обществ, необходимо значительное его снижение. Это могло бы позволить отрасли подняться «на ноги», постепенно перейти на самофинансирование, найти эффективные социально-экономические формы предпринимательской деятельности.

 

4. Перспективы развития предпринимательской деятельности  
в сфере здравоохранения РФ

 

Общество постоянно  заботится о качестве жизни, включающее в себя как необходимый компонент качественную охрану здоровья. На первый взгляд, говорить о прибыли в медицинской деятельности, связанной, как известно, с жизнью и здоровьем человека, не вполне этично. Если понимать под предпринимательством деятельность, приносящую прибыль, то в медицине она возможна только частично. Здесь как нигде должно приниматься во внимание значение нравственности.

Сегодняшняя система здравоохранения сформировалась во времена существования СССР и была ориентирована на оказание бесплатных и высококачественных медицинских услуг. Но существуют несоответствия между гарантиями государства и финансовой поддержкой этих гарантий. Поэтому одной из главных причин развития предпринимательства в здравоохранении РФ является не «погоня за прибылью» со стороны организаций здравоохранения, а неспособность государства в полном объеме обеспечить население гарантированной бесплатной медицинской помощью.

Предпринимательство в  здравоохранении – деятельность организаций и частных лиц, направленная на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющая возместить затраты на осуществление этой деятельности и получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц или организаций.

Сейчас на рынке медицинских  услуг практически не представлены такие виды услуг как педиатрическая, общетерапевтическая, онкологическая, фтизиатрическая мед помощь и ряд др., хотя существует явный недостаток объемов бесплатных услуг по данным видам помощи. Частные медицинские учреждения редко представляют такого рода услуги, в основном, весь рынок коммерческих услуг по этим видам помощи представлен платными услугами бюджетных организаций. Но при этом существуют отрасли, в которых явно лидирует рынок частных услуг: по статистике самой востребованной платной медицинской услугой (40% рынка) является стоматология, следом идут урология, гинекология, и анализы для установления диагноза. Здесь и в перспективе ожидаются наибольшие возможности для развития  предпринимательства.

На рубеже XX–XXI вв. произошли существенные изменения: увеличилось количество отраслей здравоохранения, возросла роль здравоохранения в социально-экономическом развитии общества, изменилась позиция охраны здоровья в иерархической системе ценностей человека, которые сделали здравоохранение сегодня одной из наиболее перспективных сфер для развития предпринимательской деятельности.

 

Заключение

 

Основными факторами  низкой, порою, абсолютно отсутствующей конкурентоспособности в современной системе здравоохранении России, являются:

- революционный переход от административно-плановой системы социалистического здравоохранения к неуправляемому процессу становления маркетинговых отношений в условиях эволюционного формирования рынка медицинских услуг;

- консервативная форма собственности медицинских учреждений, неопределенность становления и развития малого предпринимательства в существующей системе здравоохранения, несоответствующей действию классических экономических законов и условиям конкуренции и конкурентоспособности;

- отсутствие современных менеджеров в системе общественного здоровья, способных грамотно решать организационно-технические и экономно-управленческие проблемы и задачи лечебного учреждения, функционирующего в новых экономических условиях развития общества и государства;

- отсутствие в медицинских образовательных программах (как правило) курсов «Управление конкуренцией в здравоохранении»;

Информация о работе Бизнес и предпринимательство в здравоохранении