Жизнь и творчество Апулея Луция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:36, реферат

Описание

Апулей Луций, родился около 125 г. в Мадавре, в Нумидии, умер

после 170 г., римский писатель, оратор, философ. Происходил из

состоятельной римской семьи, издавна осевшей в Африке. Апулей получил глубокое

и всестороннее образование.

Работа состоит из  1 файл

Апулей.Латынь.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)

             Министерство здравоохранения Украины                                 

                                           НФаУ 
 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Реферат на тему:

                         

   « » 
 

Выполнила:

студентка группы 1-Ф-20

Челозерцева Ксения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Харьков 2008 

Апулей Луций, родился около 125 г. в Мадавре, в Нумидии, умер

после 170 г., римский  писатель, оратор, философ. Происходил из

состоятельной римской семьи, издавна осевшей в Африке. Апулей получил глубокое

и всестороннее образование. Начатки наук изучал на родине, затем учился в

Карфагене и  в Афинах, где познакомился с философией Платона. Много

путешествовал, особенно по Греции и Востоку, где он столкнулся со многими

культами и  мистериями. В Риме выступал как  оратор и адвокат, а также начал

литературную  деятельность. Возвратившись в Африку женился в Эе (сегодня:

Триполи) на состоятельной  вдове Пудентилле, много старше себя. Родственники

жены обвинили его в том, что он склонил ее к браку при помощи колдовства.

Оправданный (158 г.), тем не менее оставил Эе и  переехал в Карфаген, где

прославился как  философ, оратор и поэт. Он стал жрецом культа императора в

провинции Африка. Во многих городах этой провинции произносил публичные

речи и читал  лекции. Апулей оставил богатое наследие, включавшее произведения

различного содержания. Писал и по-латыни, и по-гречески. Место в истории

мировой литературы ему обеспечили Метаморфозы (Metamorphoseon, libri XI) в

11 книгах, единственный  сохранившийся латинский роман,  основанный на

Превращениях  Луция из Патр, сокращенный вариант  которых Луций, или Осел

сохранился под  именем Лукиана (однако авторство Лукиана  оспаривается

некоторыми исследователями). Бытовой роман Апулея - частью

фантастико-романтический, частью реалистично-сатирико-комический -

известен также  под названием Золотой осел (Asinus aureus). "Золотой", согласно

некоторым интерпретаторам, потому, что произведение было чрезвычайно

знаменито, ценилось, как золото; согласно другим - название имело целью

отделить необычного осла, наделенного разумом и чувствами, от нормальных

ослов. А. от первого  лица описывает приключения молодого Луция из Коринфа,

который приезжает  в страну волшебства Фессалию, чтобы научиться магии. По

ошибке превращенный в осла, он тем не менее сохраняет  человеческий разум и

чувства. В своем  новом обличье он переходит из рук в руки, переживает

удивительнейшие приключения, терпит страдания и  унижения, узнает, слышит

и видит многие людские пороки, преступления и низости  в поисках роз, чтобы,

в соответствии с секретами магического искусства, с их помощью вернуть

человеческий  облик. Наконец милостью богини Исиды  он получает искомое из

рук жреца и  снова становится человеком. С тех пор он служит богине Исиде как

ее горячий  почитатель и жрец. Он проходит посвящения в ее мистерии, а затем

и в мистерии Осириса. Учитывая такое окончание  истории, а также подробное

описание обрядов культа Исиды и Осириса, Апулей считается пропагандистом этих

мистерий. В научной  литературе известно также аллегорическое объяснение

романа Апулея: человеческая душа после многих страданий находит спасение в

мистериях. В основной развитие действия Апулея вплетает множество различных

новелл. Наиболее известна повесть об Амуре и Психее, в которую А. вводит

платоническую аллегорию, говорящую о спасении человеческой души (Психея)

через любовь (Амур). Метаморфозы представляют собой  обильный и важный

источник исследований бытового уклада античного мира, а также интересны

своим богатым  разнообразным содержанием и  с точки зрения художественной

формы. Из речей  Апулея самой значительной представляется Апология, или в защиту

самого себя от обвинений в магии (Apologia sive Pro se de magia liber),

единственная судебная речь, сохранившаяся от времен Империи. Апулей защищается

от обвинения  в том, что он опасен для окружающих. Целью его речи было не

только отвести  обвинение как абсурдное и  высмеять обвинителей как низких и

безнравственных профанов, но также продемонстрировать в полной мере свой

талант и ученость. Известный оратор, Апулей много раз выступал публично в разных

городах, произнося  показательные речи или речи на случай, благодаря чему

получил известность, а с ней знаки отличия, памятники, похвальные надписи.

Сохранилась антология  Флориды (Florida), собрание 23 длинных выписок  из его

речей различного содержания: восхваления римских  чиновников, декламации о

греческих писателях  и философах, описания стран, людей, животных и природы.

Помимо ораторской, Апулей активно занимался популяризаторской деятельностью в

различных областях знания (особенно в отношении философии  и естественных

наук). Апулей считался платоническим философом и стремился донести до

общественности  учение великого учителя. Он написал трактат О Платоне и его

учении (De Platone et eius dogmate). Это попытка представить в кратком очерке

все учение Платона. В двух книгах Апулей представил платоновскую естественную

философию и  этику, связанную с учением о  государстве. Оговоренная во

вступлении, но не написанная III книга посвященная диалектике, была замещена

небольшим сочинением Апулея с греческим названием Peri hermeneias (О

выражениях), называемое также De syllogismus categoricis, сухой очерк

формальной логики согласно Аристотелю и перипатетикам. Другое философское

сочинение - это  трактат О божестве Сократа (De deo Socratis), популярное

изложение учения Платона о демонах, посредниках  между богами и людьми. К

демонам Апулей причисляет духов-покровителей, прикрепленных к каждому

человеку, а следовательно, и к Сократу. Поскольку произведение затрагивало

вопрос, интересующий и язычников, и христиан, оно сыграло  значительную

роль в средневековой  демонологии. Под именем Апулея сохранилось также

сочинение О  Вселенной (De mundo). Вольное переложение греческого трактата,

приписываемого  Аристотелю. Апулей называл себя платоническим философом,

однако его  платонизм носит эклектический  характер. К учению Платона

примешиваются восточные, пифагорейские, неопифагорейские, а также

египетские и  даже иудейские элементы. Несмотря на это, именно влияние А.

долгие годы формировало знания об учении Платона. А. был плодовитым

писателем, но многие его произведения погибли. Среди  них стихотворения на

латинском и  греческом языках, речи, научные  трактаты и др. Под именем А.

сохранилось много  сочинений, незаслуженно ему приписанных, например,

гимн к Эскулапу, герметический трактат (см. Герметические  сочинения) в форме

диалога под  названием Асклепий. Творчество Апулея, особенно Метаморфозы, а

более всего  повесть об Амуре и Психее, нашло множество знаменитых

подражателей  и переводчиков (Боккаччо, Сервантес, Лесаж, Вольтер, Дидро,

Гоголь). Прославленные  художники использовали сюжеты его  произведений в

своем творчестве (Рафаэль, Клингер, Канова). Среди 80 статуй, украсивших

гимназию Зевксиппа в Константинополе, римская литература представлена

кроме Вергилия только Апулеем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Список  использованной литературы

 
 

1.Любимов Л.  «Искусство древнего мира»

2.Андре Боннар  «Античная цивилизация»

3.www.wikipedia.org

Информация о работе Жизнь и творчество Апулея Луция