Взаимоотношения государства и человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:10, контрольная работа

Описание

Цель исследования: изучить проблему философии права: «Взаимоотношения государства и человека».
Задачи исследования: раскрыть понятия государство и человек с точки зрения философии права; отразить актуальные проблемы взаимоотношения государства и человека.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Взаимоотношения государства и человека …………………………….5
2 Проблемы взаимоотношений человека и государства ………………..11
2.1 Три концепции взаимоотношения государства и личности в контексте проблем прав человека ……………………………………...12
2.2 Конституционно - правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности …………...16
Заключение ………………………………………………………………...19
Библиография ……………………………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 55.21 Кб (Скачать документ)

    Значимость  и актуальность проблемы взаимодействия человека и государства в сфере  обеспечения безопасности личности определяется также и тем, что  эта сфера в наибольшей степени  испытывает сложность и противоречивость процессов, происходящих в государстве и обществе, но, одновременно, является и условием, и целью успешного реформирования России.

    В КРФ термин «безопасность» употребляется в широком смысле и отражает различные характеристики состояния безопасности участников (субъектов) конституционно-правовых и иных отношений в обществе и государстве. Однако, системного закрепления основ безопасности личности, общества и государства в форме относительно обособленной части нормативного текста КРФ не дает и закрепляет отдельные составляющие безопасности личности, общества, государства, а также требования соблюдения безопасности как критерии ограничения прав и свобод человека и гражданина. Но, закрепляя первостепенные качественные характеристики личности, общества, государства в их соотношении и взаимосвязях, КРФ выступает основополагающей нормативно-правовой основой для достижения безопасности личности, общества и государства.

    Представляется, что создание действенной и эффективной  системы взаимодействия человека и  государства в сфере обеспечения  безопасности личности, основанной на четкой и непротиворечивой конституционно-правовой концепции, адекватной происходящим в  России процессам укрепления российской государственности, участия в поддержании  мировой стабильности, охраны прав и свобод человека и гражданина, является весьма важной и актуальной задачей правовой политики российского  государства.

    Разработке  эффективного механизма взаимодействия человека и государства в сфере  обеспечения безопасности личности должно предшествовать проведение научных  исследований в рамках концептуального  подхода, позволяющего адекватно отражать культурно-исторические особенности  и долгосрочные, преемственные тенденции  развития Российского государства  с учетом специфики современных  глобальных международных и региональных процессов, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования, его актуальность и круг рассматриваемых  вопросов.8

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Важнейшим политико-правовым институтом современного общества является государство. Оно  представляет собой основной источник законов и других правовых актов  и предназначено для организации  жизни общества, самого государства  и его структур в системе политических и правовых отношений. Это — относительно самостоятельная подсистема публичной  власти и управления обществом, включающая в себя в свою очередь совокупность иерархически взаимосвязанных и  взаимодополняющих институтов и  структур.

    Человек в системе права, человек правовой — это, прежде всего, субъект, агент  и носитель определенных действий. Человека делает правовым субъектом то, что он по своей сущности обладает способностью, которая делает возможным право. Субъект в философском смысле, правовой субъект, когда на первый план выходит собственная рефлексивная деятельность человека, не вытесненная объективированными формами существования юридического смысла в положительном праве.

    Известно, что в государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству  принадлежит решающая роль. Такое  значение государства объясняется  его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению  к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно обладает. Государство  выступает как официальный представитель  всего общества, поэтому отношения  между ним и человеком носят  политико-правовой характер.

    Устойчивая  связь между человеком и государством выражается, прежде всего, в институте  гражданства или подданства. Эта  связь означает юридическую принадлежность лица государству. Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства - это своеобразный способ ограничения политической власти государства.

    Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

    1) ответственность правительства  перед представительными органами  власти;

    2) дисциплинарная, гражданско-правовая  и уголовная ответственность  должностных лиц за нарушения прав и свобод граждан;

    3) процедура импичмента (от англ. impeachment), т.е. привлечения к ответственности.9

    Поскольку государство системой своих законов  регламентирует человеческие связи  как в части их единения, так  и в части их конфликтности, постольку  оно создает благоприятные условия  для жизнедеятельности каждого  человека, реализации его потенциальных  качеств и устремлений, важнейшее  из качеств человека, развитие которого обеспечивает государство, — это  свобода человека. Сопричастность человека государственности можно рассматривать  и в экзистенциальном плане, как  одну из форм духовного существования  человека.

    Появление государства можно считать определенным завоеванием цивилизации, ибо роль его в развитии человека, общества огромна. Поэтому признание государства  как ценности естественно и нормально, отрицание его ценностной природы  ошибочно. Вместе с тем в системе  ценностей человека государству  не принадлежит приоритет, так как  высшей ценностью всегда и везде  является человек.

    Анализ  многообразия государств, его отношения  к человеку имеет своим следствием многообразие внутреннего духовного  состояния человека. Палитра чувств и отношений человека к государству  чрезвычайно многоцветна — от чувства горячей приверженности до отчуждения, отстранения

    Что касается духовных форм отношения человека к государству, то они весьма различны. Так, важным духовным компонентом отношения к государству является вера, что, по-видимому, связано с определенным мифологическим восприятием государства

    Заслуживает, так же, научного внимания такое  явление, как политическая ментальность как сложный комплекс сознательного  и бессознательного, рационального  и иррационального, гносеологического  и идеологического в отношении  человека к политике.

    Анализ  существующих концептуальных подходов к познанию взаимоотношения государства  и человека позволяет в самом общем плане выделить два основных, получивших распространение как в философско-теоретическом аспекте, так и в практическом отношении. Речь идет об этатистском и либеральном подходах. Однако есть еще один подход, внимание к которому, несмотря, казалось бы, всю свою очевидность, не получает своего научного и особенно практического развития в условиях российской действительности. Речь идет о концепции оптимального соотношения государственного и личного (индивидуального) начала, или, иначе, доктрине оптимума.

    Основные  положения современной этатистской доктрины, в основе которой лежит приоритет государственного начала по отношению к личному (индивидуальному) началу, связаны главным образом с марксистским учением о государстве.

    Либеральная доктрина взаимоотношения государства  и человека, будучи весьма неоднородной по своему содержанию и характеру  включаемых в нее представлений  и положений, далеко не однородна, в  своем классическом варианте была разработана  и развита в трудах Гуго Гроция, Шарля Монтескье, Джона Локка, Бенедикта Спинозы и многих других мыслителей - представителей естественно-правовой школы правопонимания. Главное в ней, что составляет собственно либеральное ядро доктрины, - идея свободы личности, ее автономии по отношению к государству, возможности пользоваться неотъемлемыми правами на жизнь, собственность, свобода самоопределения и др.

    Суть  доктрины оптимума (человек для государства и государство для человека) состоит в необходимости достижения оптимального сочетания государственного и индивидуального начал общественного бытия в целях обеспечения целостности социума и его нормального цивилизационного развития. Задача достижения оптимума состоит в недопустимости крайностей двоякого рода.

    С одной стороны, недопустимы чрезмерная индивидуализация человеческих отношений  и игнорирование интересов общественного, в том числе и прежде всего  государственного, характера. С другой стороны, столь же недопустимо признание  всеподавляющей и всепоглощающей роли и значения государства и государственного во всех сферах жизнедеятельности людей.10

    Наиболее  значимыми и приоритетными направлениями  внутри- и внешнеполитической деятельности России на современном этапе является безопасность личности, общества и  государства. Анализ именно этой проблемы обусловлен рядом факторов. Во-первых, решение этих задач обеспечит  дальнейшее прогрессивное развитие и обновление России, достижение масштабных целей национального развития, которые  лежат в основе общероссийской национальной идеи. Во-вторых, задачи по обеспечению  безопасности личности, общества и  государства носят всеобъемлющий  характер и требуют для своего решения проведения комплекса мероприятий  в различных сферах. В-третьих, 28 декабря 2010 года принят Федеральный  закон № 390-ФЗ «О безопасности», в  основу концепции которого легла триада обеспечения безопасности: личности, общества, государства.

    В КРФ термин «безопасность» употребляется  в широком смысле и отражает различные  характеристики состояния безопасности участников (субъектов) конституционно-правовых и иных отношений в обществе и  государстве.

    Представляется, что создание действенной и эффективной  системы взаимодействия человека и  государства в сфере обеспечения  безопасности личности, основанной на четкой и непротиворечивой конституционно-правовой концепции, адекватной происходящим в  России процессам укрепления российской государственности, участия в поддержании  мировой стабильности, охраны прав и свобод человека и гражданина, является весьма важной и актуальной задачей правовой политики российского  государства.11

 

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Научная литература.

    1 Академический юридический журнал/ Адвокатский кабинет/ N 3 (5) (июль-сентябрь) 2001 г «Три концепции соотношения государства и личности в контексте проблем прав человека»;

    2 Барулин В. С. Социальная философия. Учебник для вузов. – М: Издательство ФАИР-ПРЕСС, 2010г., 565 с.;

    3 Данильян О. Г. Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др. , Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. — 416 с. - (Российское юридическое образование);

    4 Мурадян Э. Р. Конституционно-правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личност: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.02 - конституционное право ; муниципальное право /Э. Р. Мурадян ; Науч. рук. И. П. Окулич. -Челябинск, 2011. -27 с.;

    5 Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА - M — НОРМА, 2007. — 652 с.;

    Интернет  – сайты.

    6 http://www.hpora.ru Тема: «Проблемы взаимоотношения общества, права и государства».

Информация о работе Взаимоотношения государства и человека