Взаимоотношения государства и человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:10, контрольная работа

Описание

Цель исследования: изучить проблему философии права: «Взаимоотношения государства и человека».
Задачи исследования: раскрыть понятия государство и человек с точки зрения философии права; отразить актуальные проблемы взаимоотношения государства и человека.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Взаимоотношения государства и человека …………………………….5
2 Проблемы взаимоотношений человека и государства ………………..11
2.1 Три концепции взаимоотношения государства и личности в контексте проблем прав человека ……………………………………...12
2.2 Конституционно - правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности …………...16
Заключение ………………………………………………………………...19
Библиография ……………………………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 55.21 Кб (Скачать документ)
stify">    Что касается духовных форм отношения человека к государству, то они также весьма различны. Так, важным духовным компонентом отношения к государству является вера, что, по-видимому, связано с определенным мифологическим восприятием государства. Вера имеет свои социально-психологические законы существования, развития, функционирования. Важной формой отношения к государству можно считать критицизм, склонность связывать все тяготы, сложности бытия с деятельностью государства, политических лидеров.

    Заслуживает, так же, научного внимания такое явление, как политическая ментальность как сложный комплекс сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, гносеологического и идеологического в отношении человека к политике. Сложившийся политический менталитет определяет поведение человека, является главной детерминантой его политической деятельности, ориентации.

    Таким образом, духовная жизнь человека в  связи с государственностью наполнена  сложным и разнообразным содержанием. В этом содержании можно вычленить  и позитивные и негативные установки; и тяготение человека к государству, и его отстранение от него. Но в любом случае это свидетельствует  о сопричастности современного человека государственности, о том, что государственность  стала неотъемлемой чертой его жизни.5

 

    2 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА  И ГОСУДАРСТВА.

    В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи  личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства  находятся в центре внимания наших  ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с  развитием демократии, рыночной экономики  и становлением правового государства  – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. 
Среди ученых-обществоведов как в нашей стране, так и на Западе существует много разных подходов к изучению данного феномена, но до сих пор нет единого мнения относительно его сущности, происхождения и исторических границ. Публицисты, политики, а иногда и ученые используют этот термин, вкладывая в него абсолютно разное содержание. Современные представления о гражданском обществе – результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость.

    Разграничение гражданского общества и государства, как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной и Восточной Европы. На протяжении последних десятилетий тема гражданского общества срослась не только с представлениями о демократии и правовом государстве, но и с представлением об открытом обществе, основанном на политическом плюрализме, гражданском консенсусе и партнерстве разных групп населения, на широких связях институтов и ассоциаций с общественностью.

    В связи с характерными особенностями  российского бытия как бытия, объединяющего в себе традиции и  формы восточных и западных типов  государственных устройств одновременно, в связи с долгосрочным действием  тоталитарной системы в России в  ХХ веке понятие “гражданское общество”  у нас в стране появилось сравнительно недавно. В современной России гражданское  общество рассматривается в качестве ключа, открывающего дверь в мир  свободы и прав человека. Взаимоотношения человека, государства и права, проблематика гражданского общества, находящаяся сегодня в центре внимания ученых многих стран, приобретает особую актуальность и для России. Подвергается обсуждению как принципиальная возможность, так и специфика формирования гражданского общества в нашей стране. Поскольку процесс формирования гражданского общества в современной России протекает в отсутствии многих условий, одним из которых является готовность и желание самих людей включиться в этот процесс, исследования субъективного аспекта гражданского общества обладают для России сегодня и научной, и практической актуальностью.6

    На  мой взгляд, наиболее интересными проблемами современного мира в сфере взаимоотношения человека и государства являются следующие темы: Три концепции соотношения государства и личности в контексте проблем прав человека; Конституционно-правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности.

    2.1 ТРИ КОНЦЕПЦИИ СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

    Анализ  существующих концептуальных подходов к познанию взаимоотношения государства  и человека с позиций трактовки  понимания и признания ими  свободы по отношению к себе и  партнеру, позволяет в самом общем плане выделить два основных, получивших распространение как в философско-теоретическом аспекте, так и в практическом отношении. Речь идет об этатистском и либеральном подходах, которые исходят из прямо противоположных методологических посылок при установлении первичности-вторичности интересов и волеизъявлений по отношению друг к другу государства и человека.

    Однако  есть еще один подход, внимание к которому, несмотря, казалось бы, всю свою очевидность, не получает своего научного и особенно практического развития в условиях российской действительности. Речь идет о концепции оптимального соотношения государственного и личного (индивидуального) начала, или, иначе, доктрине оптимума.

    Этатистская доктрина (от государства - к человеку).

    Основные  положения современной этатистской доктрины, в основе которой лежит приоритет государственного начала по отношению к личному (индивидуальному) началу, связаны главным образом с марксистским учением о государстве.

    Главная движущая сила общества - борьба классов. Эта борьба должна завершиться победой  пролетариата и установлением нового общественного строя - социализма и в конечном счете - коммунизма. Это невозможно будет достичь без уничтожения самого государства, которое есть орудие насилия над человеком. Однако, искусственно такое уничтожение невозможно. Государство будет отмирать постепенно, пока не исчезнут классы. Поэтому новое социалистическое (пролетарское) государство, возникающее после пролетарской революции и должно решить эту задачу постепенной ликвидации классовых различий. Исходя из этой глобальной задачи, новый тип государства рассматривается как важнейший фактор социалистических преобразований, которому должны быть подчинены все и вся в обществе. Государство - первично в обществе, всё остальное - вторично, производно.

 

    Либеральная доктрина (от человека к государству).

    Либеральная доктрина взаимоотношения государства  и человека, будучи весьма неоднородной по своему содержанию и характеру  включаемых в нее представлений  и положений, далеко не однородна, в  своем классическом варианте была разработана  и развита в трудах Гуго Гроция, Шарля Монтескье, Джона Локка, Бенедикта Спинозы и многих других мыслителей - представителей естественно-правовой школы правопонимания. Современная трактовка либерализма западного толка, обладая своеобразием, обусловленного нынешним уровнем цивилизационного развития человечества, все же принципиально не отличается от классического подхода. Но все же главное в ней, что составляет собственно либеральное ядро доктрины, - идея свободы личности, ее автономии по отношению к государству, возможности пользоваться неотъемлемыми правами на жизнь, собственность, свобода самоопределения и др. Действительно возникнув в лоне естественно-правовых воззрений, в последующем либеральная доктрина постепенно была воспринята и представителями юридического позитивизма. Это, в частности, выражается в том, что естественные права человека, а тем самым определенный приоритет индивидуальной свободы перед государством, воплотились в юридических документах - от Декларации независимости США и Билля о правах до Всеобщей декларации прав человека.

    Доктрина  оптимума (человек  для государства  и государство  для человека).

    Специальных исследований, посвященных формированию системных компонент такой доктрины, пока нет. Здесь, обычно обходятся либо характеристикой первых двух концепций, либо ограничиваются указанием на необходимость ослабления радикалистских их положений. Можно было бы апеллировать к концепции правового государства, в которой, казалось бы, имеются все необходимые элементы смягчения крайностей этатистской и либеральной доктрин, однако и здесь далеко не так все просто, если иметь в виду существующие, порой резко различающиеся между собой, модели и типы правовой государственности. Не вдаваясь во всю эту, исключительно сложную и обширную проблематику, попытаемся изложить основные параметры нашего видения доктрины оптимума соотношения государства и личности.

    Суть  этой доктрины состоит в необходимости  достижения оптимального сочетания государственного и индивидуального начал общественного бытия в целях обеспечения целостности социума и его нормального цивилизационного развития. Задача достижения оптимума состоит в недопустимости крайностей двоякого рода.

    С одной стороны, недопустимы чрезмерная индивидуализация человеческих отношений  и игнорирование интересов общественного, в том числе и прежде всего  государственного, характера. С другой стороны, столь же недопустимо признание  всеподавляющей и всепоглощающей роли и значения государства и государственного во всех сферах жизнедеятельности людей.

    Проблема  оптимизации интересов и волевых  устремлений и активности государства  и индивида по отношению друг к  другу в наше время просто не может  не выходить на передний план как научных исследований, так и политико-правовой практики. Однако для обеспечения такого оптимума сделано, пока, нужно откровенно сказать, немного. Прежде всего, это касается государственно-правового образования как населения страны в целом, так и тех, кого принято относить к когорте государственных служащих, политиков разного уровня, должностных лиц, "чувство власти" у которых нередко трансформируется в "чувство безнаказанности" и политический и правовой нигилизм приобретает нередко самые различные формы - от трагических до фарсовых. Поэтому очень часто приходится фиксировать у таких носителей властного начала обыкновенное политическое и правовое невежество, для которых проблема прав и свобод человека не более, как досадное препятствие, которое и можно, и нужно попросту игнорировать либо снести с пути. Поэтому, думается, что вопросы правового образования именно властеносителей любого уровня для современной России являются едва ли не самыми насущными в плане понимания, признания, обеспечения и эффективной защиты как прав и свобод человека, так и прав и законных интересов государства.7

    2.2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

    Вот уже второй десяток лет Россия находится в условиях интенсивных  социально-экономических и политико-правовых реформ. За эти годы кардинально  изменились формы собственности, многократно  расширился идеологический спектр политических сил, усилилась социальная дифференциация общества, трансформировались представления  о роли и месте личности, общества и государства в новом меняющемся мире.

    Наиболее  значимыми и приоритетными направлениями  внутри- и внешнеполитической деятельности России на современном этапе является безопасность личности, общества и государства. Анализ именно этой проблемы обусловлен рядом факторов. Во-первых, решение этих задач обеспечит дальнейшее прогрессивное развитие и обновление России, достижение масштабных целей национального развития, которые лежат в основе общероссийской национальной идеи. Во-вторых, задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства носят всеобъемлющий характер и требуют для своего решения проведения комплекса мероприятий в различных сферах. В-третьих, 28 декабря 2010 года принят Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности», в основу концепции которого легла триада обеспечения безопасности: личности, общества, государства. Закон уточняет принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности, закрепляет основные цели международного сотрудничества в данной области, расширяет функции Президента РФ в сфере безопасности. Сегодня Россия предпринимает меры по развитию системы обеспечения национальной безопасности РФ наряду в соответствии с названным Законом и со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 и послужившей основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности.

    Наконец, события последних десятилетий, показывают, что XXI век ставит перед  международным сообществом и  государствами немало проблем на этом основополагающем направлении, особенно исходя из характера новых вызовов  и угроз безопасности личности, общества, государства.

    Сказанное приводит к выводу, что в условиях перехода Российского государства  к принципиально новой парадигме  обеспечения безопасности в целом, конституционно-правовая разработка концепции  взаимодействия человека и государства  в сфере обеспечения безопасности личности приобретает новое звучание и содержание в связи с существенно  изменившимися внутренними и  внешними условиями развития российского  общества.

Информация о работе Взаимоотношения государства и человека