Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:13, доклад

Описание

В развитии античной философии, в том числе и философско-правовых взглядов, выделяют три основных периода.

Работа состоит из  1 файл

этапы философии права.docx

— 75.79 Кб (Скачать документ)

1) абстрактное право (тезис);

2) мораль (антитезис);

3) социальную этику, нравственность (синтез).

Абстрактное право — это право свободной, правоспособной личности. «Право как таковое есть формальное, абстрактное право» абстрактного лица. На этой стадии еще нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лиц». Личность реализует свою свободу в собственности, отношения, по поводу которой ведут к дальнейшему развитию идеи права — договору. Однако множество отношений, случайность договорных связей могут породить видимость права, право против нарушенного права или проще — неправо. Зачастую люди неправо считают правом, ошибочно принимая за право то, что хотят получить. К основным формам неправа Гегель относит непреднамеренное нарушение права, обман, преступление.

Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Основными формами моральности Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности — это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зла.

Социальная этика (нравственность) у Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь, она развертывается в триаде:

1) семья;

2) гражданское общество;

3) государство.

Они являются институтами, в  которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей.

В семье, считал Гегель, все  пронизано нравственностью: брак — это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе.

Под гражданским обществом Гегель понимал социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя — цель, все другие — суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность. Своеобразие потребностей и возможностей их удовлетворения, оригинальность целей, интересов, духовного развития личностей выступает основанием образования различных сословий и формального права. Таких сословий три: сельскохозяйственный класс, промышленный класс, правящий класс.

Гражданское общество, по Гегелю, складывается тогда, когда большинство  населения относится к «среднему  сословию» с высоким уровнем  правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона — значимого для всех и известного всем.

Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде:

1) отношений государства  к своим гражданам (внутренняя  политика или конституция);

2) отношений государства  с другими государствами;

3) перехода государства  в мировую историю.

Последнее выступает как  право абсолютное, как народный дух, как подлинная нравственность.

Всю сферу права Гегель рассматривает сквозь призму свободы: право — это свобода, произвол — это «смешение свободы и несвободы», а закон — это разум и свобода. Гегелевское философское учение о праве было пиком в истории объективно-идеалистической мысли.

 


Информация о работе Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период