Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:13, доклад

Описание

В развитии античной философии, в том числе и философско-правовых взглядов, выделяют три основных периода.

Работа состоит из  1 файл

этапы философии права.docx

— 75.79 Кб (Скачать документ)

Стоики органично соединили в своем учении право и мораль, свободу моральную и свободу правовую. По их взглядам, свобода существует как «свобода от» и в первую очередь — «от зла», а долг есть то, что «подобает природе».

 

Философия права эпохи Средневековья

Философско-правовая мысль  Средневековья внесла свою лепту  в сохранение традиций изучения и  преподавания римского частного права. Но вместе с тем: Jus divinum, jus sacrum — «божественное право есть священное право» — этот тезис сопровождает философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья.

Крупнейшим христианским мыслителем, одним из выдающихся «отцов церкви» был Аврелий Августин Блаженный (354—430 гг.). Основные его тракты «Исповедь» и «О граде Божием».

Главные тезисы учения Августина:

  • первенство веры над разумом;
  • высший источник веры — это церковь;
  • неравенство — вечный и неизменный принцип общественной жизни.

Августин выдвигает мысль  о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах. Содержанием  их является бой двух царств (градов) — Божьего и земного. Дуализм Бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества. Это те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у Бога спасение и милосердие. В земном граде, напротив, остаются самолюбивые, алчные, эгоистичные, люди, забывающие о Боге. Божий град постоянно усиливается в общественно-историческом развитии, особенно после прихода Иисуса. Главная предпосылка принадлежности к граду Божиему — смирение и покорность перед Богом и церковью.

Мыслителем, который предпринял попытку систематизировать христианские идеи, свести их в единое непротиворечивое целое, стал Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274 гг.). Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Государство, по мнению Аквинского, является созданием человека, который  выполняет веление Бога. Сам человек — существо разумное, обладающее свободной волей.

Свобода — способность человека действовать в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов.

Под правом Аквинский понимает уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Право у него подразделяется на три уровня:

1) божественное право:  установления, данные Богом человеку  как «твари Божьей», и нормы  церкви как представительницы  Божьей власти на земле;

2) право народов, понимаемое  как естественное право в его  аристотелевской трактовке;

3) человеческое право  как писаное, позитивное право  светского государства.

Каждому уровню соответствуют  свои законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога, право  народов — в законах естественных (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека, человеческое право — в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла.

Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворечия низших законов  высшим.

Фома Аквинский разработал христианско-теологический вариант  юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских  концепциях естественного права.

Таким образом, можно отменить, что главная особенность философских  учений христианского Средневековья  состоит в их теоцентрическом  характере. Принцип теоцентризма, последовательно проводимый и Августином, и Фомой Аквинским, утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря божественному покровительству социальная жизнь людей не превращалась в хаос, а сам человек успешно боролся с дьявольскими искушениями, толкавшими его к порокам и преступлениям.

Философия права эпохи Возрождения

Философско-правовая мысль  эпохи Возрождения (конец XIV — начало XVII вв.) рассматривает человека как природно-общественное, а не божественное создание. Все поступки человека рассматриваются сквозь призму человеческих мотивов, свободной воли и естественного права. В эпоху возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты — Л. Валла, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Боден, Э. Роттердамский и др.

Существенный вклад в  теорию права внес Лоренцо Валла (1405 или 1407—1457 гг.), который, опираясь на всесторонний анализ античного римского права, создал фундамент для дальнейших научных разработок в области юриспруденции.

Положив в основу правовой этики личностный интерес и сделав его моральным критерием, Валла  призывает руководствоваться в  оценках человеческих поступков  не абстрактными моральными или правовыми  принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор  между хорошим и плохим, полезным и вредным. Такой моральный индивидуализм  оказал существенное влияние на дальнейшее развитие европейского правоведения, подвел новую идеологическую почву  под нравственно-правовые ценности Нового времени.

Французский философ Мишель Монтень (1533—1592 гг.) утверждал, что законы создаются людьми и призваны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь. Все законы он разделил на две группы: нравственные («законы чести») и юридические («законы правосудия»). И те, и другие имеют свои человеческие измерения, далеко не всегда совпадающие. Скажем, месть правомерна с точки зрения «законов чести», но недопустима с точки зрения «законов правосудия». Говоря о взаимосвязи обычного и позитивного права, писаных и неписаных законов, он полагал, что чем действеннее позитивный закон, тем адекватнее он выражает требования обычного права. И если эти законы согласованы, оснований для их изменения нет.

В философско-политических трудах итальянца Николо Макиавелли (1469—1527 гг.) впервые прослежена зависимость стабильности государства от действенности законов.

В своих трудах «Государь» и «Суждение о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли рассматривает причины  успехов и поражения в политике, трактуемой им как способ удержания власти. В произведении «Государь» он выступает защитником абсолютной монархии, а в «Суждениях о первой декаде Тита Ливия» — республиканской формы государственного правления.

Именем Н. Макиавелли (в значительной мере необоснованно) назван принцип коварной, безнравственной политики правителя. В сочинении «Государь» он утверждал, что для достижения благих целей вполне допустимы и аморальные способы — угроза, месть, подкуп, шантаж, клевета и т.п. Отношения между правителем и подданными должны строиться на страхе и любви одновременно; правителю, если он хочет оставаться правителем, надлежит быть суровым и безжалостным: «Вообще надо усвоить, что людей следует или ласкать, или истреблять, так как они мстят за легкие обиды, а за тяжелые мстить не могут; поэтому оскорбление, которое наносится человеку, должны быть таково, чтобы уже не бояться его мести» .

В целом вклад Макиавелли в развитие философско-правовой теории состоит в том, что он:

  • отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом;
  • заложил основы философско-правовой науки;
  • продемонстрировал связь политики и форм государства с социальной борьбой, ввел в политическую науку термины «государство», «республика» в современном значении;
  • создал предпосылки для построения модели государства, основанного на материальном интересе человека.

Видное место в философско-правовой мысли эпохи Возрождения занимает Гуго де Гроот Гроций (1583—1645 гг.), который одним из первых попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации. Гроций рассматривает право как явление, вытекающее из естественной природы человека, как средство, делающее жизнь людей и государства благоустроенной и упорядоченной.

Гуго Гроций одним из первых разработал концепцию общественного  договора, он считал, что государство  возникает из «общежительной природы  человека» для «обеспечения общественного  спокойствия».

В основание права он положил  справедливость, понимаемую как веление  разума человека поступать в соответствии с совестью, общественным мнением  и благоволением Бога. Даже войну  следует вести по «справедливым  правилам», ибо и насилие, по его  мнению, в определенных условиях может  быть справедливым. Это означает, в  частности, не убивать воюющих по принуждению, всегда щадить детей, женщин, стариков, пленных, заложников.

Философское осмысление права  происходит в период реформации. Ярким  представителем реформаторского движения является Мартин Лютер (1483—1546 гг.). Этот немецкий реформатор, основоположник немецкого протестантизма, не был философом и мыслителем. Несмотря на это, он создал учение, которое легло в основу преобразований в русле католической церкви, привело к появлению либерализма. Права и обязанности человека как члена общества Лютер обосновывает с религиозно-моральной точки зрения. По его мнению, человека может спасти только вера. В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации» в личной вере он видит нечто абсолютно противоположное вере в авторитеты. Философско-правовая концепция Лютера в целом может быть охарактеризована следующими положениями:

  • свобода веры по совести является универсальным и равным правом всех;
  • правовой защиты заслуживает не только вера, но и ее предпосылки;
  • свобода совести предлагает свободу слова, печати и собраний;
  • право должно реализовываться в неповиновении государственной власти касательно ущемлений свободы совести;
  • правое обеспечения заслуживает лишь духовное, плотское же оставляется на милостивое усмотрение власти.

Французский юрист и публицист Жан Боден (1530—1596 гг.) является автором абсолютно нового учения о государстве. Ему принадлежит обоснование государственного приоритета над всеми иными социальными институтами, включая и церковь. Он впервые ввел понятие суверенитета как отличительного признака государства. В своей книге «Шесть книг о республике» (1576 г.) Боден проводит идею о суверенном государстве, имеющем возможности защищать права автономного лица и решительно утверждать принципы мирного сосуществования различных социально-политических сил внутри страны. Под суверенным государством Боден понимал верховную и неограниченную государственную власть, противопоставляя такое государство средневековому феодальному государству с его раздробленностью, социальной неравноправностью и ограниченной властью королей.

Основными признаками суверенитета, по Бодену, должны быть неограниченность и абсолютность верховной власти, ее постоянство, единство и неделимость. В этом случае такая власть может  обеспечить единое право. Носителем  суверенитета является монарх или народ (в демократической республике).

Философия права эпохи  Возрождения и Реформации подготовила  почву для философии права  Нового времени и эпохи Просвещения.

Философия права Нового времени и эпохи  Просвещения

Новый класс, пришедший к  власти в эпоху буржуазных революций, требовал новой системы права  и его нового философского обоснования.

Правовые учения этого  периода своим главным предметом  сделали разработку естественного  права. Такое новое направление  в правоведении оформилось в школу  естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII—XVIII вв. Родоначальником ее был голландский юрист Гуго Гроций (1583—1645 гг.). Наиболее известный труд Гроция — «О праве войны и мира» (1625 г.). Гроций делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как «предписание здравого разума» и выступает в качестве критерия для различия дозволенного и недозволенного. Волеустановленное право делится на божественное (данное свыше и имеющее источником волю Бога) и человеческое. Развивая концепцию естественного права, Гроций создал основы международного права, которым руководствуются в отношениях между собой отдельные государства. Его наработки в этом направлении в дальнейшем оказали влияние на идею международного права, которые были воплощены в наше время (ООН, Лига Наций и т. п.).

Дальнейшее развитие философия  права получила в творчестве английского  мыслителя Томаса Гоббса (1588—1679 гг.). В противоположность Аристотелю, утверждавшему, что одни люди по природе — рабы, а другие — господа, и догмату христианской религии, возведенному в краеугольный принцип феодально-сословной идеологии, о том, что люди равны лишь перед Богом, Гоббс утверждал, что все люди равны от рождения, поскольку «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Свою теорию Гоббс изложил в знаменитой книге «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.), ставшей впоследствии основой английской политической и правовой мысли.

Гоббс определяет естественное право как свободу всякого  человека использовать свои собственные  силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, собственной  жизни, то есть, как свободу делать все, что для этой цели необходимо.

«Отсюда видно, — утверждал Гоббс, — что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех» .

Информация о работе Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период