Виктор Франкл: “Человек в поисках смысла”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:59, творческая работа

Описание

Эта эпоха характеризуется плюрализмом мнений, многообразием философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям – материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики.

Содержание

Эпоха написания произведения…………….……………………………………3
Философское направление, к которому принадлежит автор……….….………4
Основная идея произведения………………………………………….......……..6
Основные темы и проблемы произведения …………………………………….8
Отношение к произведению и авторскому подходу…….…….…….…….…..14
Заключение……………………………………………….……………........……16
Литература……………………………………………………….…………...….17

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.docx

— 39.57 Кб (Скачать документ)

Основной тезис учения Франкла о свободе воли, исходя из данного произведения, гласит: человек способен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой. По Франклу, это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе. Это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода, таким образом, это не то, что он имеет, а то, что он есть.

Франкл считает, что в  жизни человека существует некий  Высший Замысел. Он считает, что мы никогда  не поймем этот Замысел, как ветвь  не поймет замысел дерева. Вера в  Высший Замысел, по словам доктора Франкла, имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Такая  вера делает его более жизнеспособным. Для такой веры нет ничего бессмысленного. В этом плане человек, верующий в Высший Замысел о нем, в собственное высшее предназначение, приближается к границам религиозного поиска.

Франкл доносит до нас  очень важную мысль, что страдание не лишено смысла, ибо страдая, мы внутренне как бы отодвигаемся от того, что вызвало наши страдания. Страдая, мы всё время остаемся между тем, что есть в действительности, и тем, что должно быть. Страдание вызывает плодотворное, кардинально преобразующее духовное напряжение, которое на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему следует быть.

В страданиях человека открывается  глубокая мудрость, которая выше всякого  рассудка. Для внутренней жизни человеческого  духа скорбь и раскаяние полны  глубокого смысла. Раскаяние позволяет  виновному вновь поднять голову, раскаяться в содеянном.

Смысл страдания в том, что оно оберегает человека от апатии и духовного оцепенения. Пока мы способны к страданию, мы остаемся духовно живыми. Мы растем и мужаем в страданиях, они делают нас богаче и сильнее. Раскаяние и скорбь — оба эти чувства, связанные  с нашим прошлым, служат для того, чтобы исправить наше настоящее. Нельзя гасить несчастья алкоголем  или наркотиками. Пытаясь забыться, человек заставляет себя «не замечать»  случившегося, пытается убежать от него. Но притупление чувств не приводит к устранению самого предмета переживаний.

Наркоманию Франкл называет духовной анестезией. Но духовная анестезия может привести к духовной смерти. Постоянно убивая наркотиками эмоционально значимые переживания, человек убивает свою внутреннюю жизнь. Страдание и горе являются частью человеческой жизни. Ни одно из них нельзя вырвать из жизни, не нарушая ее смысла. Ибо лишь под ударами молота судьбы в горниле страданий выковывается личность, и жизнь приобретает свои форму и содержание.

Франкл предупреждает, что  человек не должен преждевременно сложить  оружие, ибо легко принять ситуацию за «судьбу» и склонить голову перед  мнимой участью. Терпение оправдано  только тогда, когда сама жизнь ставит человека в условия, когда он вынужден терпеть, ибо ни изменить своего положения, ни избежать его он не в состоянии. Только оправданное терпение является нравственным достижением; только неизбежное страдание имеет нравственный смысл. Таким образом, круг оправданных  страданий, по Франклу, весьма узок. В  него входят неизлечимые заболевания  при условии, что были предприняты  все меры профилактики, заключение в концентрационный лагерь при авторитарных режимах, гибель близких людей и  т.п.

Психологически незрелые люди нередко заявляют, что они  быстрее нашли бы свой жизненный  смысл, если бы выбрали другую профессию. Но это глубокое заблуждение. Если и  существуют случаи, когда выбранная  работа не приносит удовлетворения, то здесь виноват сам человек, а  не работа. Работа сама по себе не делает человека нужным и незаменимым; она  лишь дает ему возможность стать  таковым. Важна не работа, которую  человек выполняет, а то, как он ее выполняет. Всё зависит от того, сколько личностных качеств вложит человек в свою работу.

Франкл описывает невроз безработицы, и его исследования могут сыграть большую роль в  работе с наркозависимыми людьми, которые в основном не имеют работы, да и не очень стремятся к ней. Он замечает, что основным симптомом безработицы является не депрессия, а апатия. Она опасна тем, что безработный становится всё более пассивным, всё реже проявляет инициативу и оказывается не в состоянии ухватиться за руку помощи, которую ему могут протянуть.

Человек, не имеющий работы, чувствует себя ненужным. Безработица, таким образом, становится питательной  средой для распространения наркомании, поскольку наркотик помогает заглушить чувство ненужности. Безработица выступает в виде козла отпущения, на которого можно свалить всю вину за неудавшуюся жизнь.

В противовес научным взглядам А. Маслоу и К. Роджерса, В. Франкл в своём произведении утверждает, что смысл выходит за рамки самоактуализации и существует на трех уровнях:

а) наивысший смысл (на уровне мироздания);

б) смысл момента;

в) общепринятый каждодневный смысл.

В своей теории логотерапии, которая не раз была затронута в прочитанном мною произведении, Франкл выделяет три основных части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Согласно логотерапии, мы можем обнаружить смысл жизни  тремя путями:

1) совершая дело (подвиг);

2) переживая ценности;

3) путем страдания.

Таким образом, формулируя основной тезис учения о стремлении к смыслу, нужно отметить, что человек стремится  обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

В данной главе я постарался затронуть и развить все темы и проблемы произведения В. Франкла “Человек в поисках смысла”, которые считаю наиболее основными и важными.

 

Отношение к произведению и авторскому подходу

 

Несомненно, это произведение произвело на меня очень большое впечатление, хотелось бы подчеркнуть его огромную важность для каждого человека, убеждён, что, это именно та книга, которую в обязательном порядке должен прочитать каждый, кто хочет жить полной и счастливой жизнью, не зависимо от того есть ли у него смысл на данном этапе жизни или нет, ведь мы ни когда не можем предугадать, что нас ждёт впереди, а это произведение даёт нам универсальные способы поиска смысла.

Авторский подход и жизненная  позиция автора очень близка мне  по духу, только поиск смысла делает нашу жизнь интересной, яркой, насыщенной и полной, а так же помогает нам преодолевать всяческие невзгоды и проблемы возникающие на жизненном пути.

Франкл пишет понятным и доступным для всех языком, приводя  ясные примеры и факты, которые  могут убедить даже скептически  настроенного человека, или хотя бы заставят его задуматься. Произведение читается свободно, без всяких трудностей и начинает увлекать уже с первых страниц, ведь тема о смысле жизни  очень важна и интересна для  каждого, неспроста она будоражила умы людей с давних времён.

В этой книге заключен огромный жизненный опыт, т.к. Франкл был психиатором, психологом  и неврологом, следовательно имел уникальную возможность для общения с большим количеством людей с разного рода проблемами в жизни. Плюс к этому он прошёл длинный и сложный жизненный путь, а прожил он не мало по нынешним меркам – 92 года, даже то, что он был узником нацистского концентрационного лагеря о многом говорит… В общем у этого человека с большой буквы есть чему поучиться.

Данное произведение говорит  нам, что человек в состоянии даже безвыходную ситуацию превратить в победу, если рассматривать ее под человеческим углом зрения. Поэтому даже страдание заключает в себе возможность смысла. Само собой разумеется, что речь здесь идет только о ситуациях, которые нельзя устранить, нельзя избежать и нельзя изменить, о страдании, которое не может быть устранено. И это очень важное утверждение, понимая его мы сможем не отчаиваться даже в самых сложных и безвыходных жизненных ситуациях.

Прочитав данное произведение, пришёл к выводу, что человек, считающий  свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден к жизни. Если человек не может  придумать доводы в пользу жизни, то рано или поздно у него возникают  мысли о самоубийстве. Задайте  человеку вопрос о том, почему он не думает о самоубийстве, и вы услышите ответ о смысле его существования.

По возможности обязательно  куплю эту книгу в печатном варианте, такой монументальный труд должен быть дома у каждого, буду рекомендовать  всем знакомым это произведение к  прочтению.

Прочитав “ Человек в поисках смысла” читатель сумеет разобраться в себе, понять то, чего он действительно хочет в этой жизни, а это согласитесь очень важно для любого. Внимательный читатель сможет отметить для себя важные факторы, влияющие на поиск человеком себя, понять, что смысл в нашей жизни, это основополагающий фактор. А кому то прочтение этой книги может попросту спасти жизнь, в критической для него ситуации он сможет найти смысл и продолжить жизнь дальше.

 

 

 

 

Заключение

 

В течение тысячелетий  люди не перестают задаваться этим вечным вопросом, спорить о главном  – о смысле жизни, ее нравственных ценностях и об отношении к  ней, зачем им даны могущественный разум, разнообразные чувства, эмоции, твердая  воля и богатое воображение.

С наступлением старости или роковой болезни, почувствовав свою обреченность, человек все более задумывается, что такое жизнь, зачем он жил, что совершил, во что верил. Была ли его жизнь полезной, не напрасной, высоким ли было его предназначение? Какие благие дела, реализованные помыслы и какая память останутся после жизни? И есть ли вообще в жизни смысл? Или это «бессмысленное чередование рождений и смертей»?

Поисками ответов  на эти вопросы занимались и занимаются и мифология, и различные мифологические учения, и искусство, и многочисленные направления философии.

Но именно Виктор Франкл в своём великолепном произведении смог обобщить весь опыт прошлых лет и изложить основопологающие принципы поиска смысла, за что хочется сказать ему огромное спасибо.

Из всего изложенного, я могу сделать такой вывод: что смысл существования человека – в самом существовании, в самом бытие человека.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 196 с.
  2. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. - М.: Бизнес-школа. Интел-Синтез. - 2007, - 238 с.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Франкл_Виктор
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Логотерапия
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Экзистенциализм

 


Информация о работе Виктор Франкл: “Человек в поисках смысла”