Виктор Франкл: “Человек в поисках смысла”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:59, творческая работа

Описание

Эта эпоха характеризуется плюрализмом мнений, многообразием философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям – материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики.

Содержание

Эпоха написания произведения…………….……………………………………3
Философское направление, к которому принадлежит автор……….….………4
Основная идея произведения………………………………………….......……..6
Основные темы и проблемы произведения …………………………………….8
Отношение к произведению и авторскому подходу…….…….…….…….…..14
Заключение……………………………………………….……………........……16
Литература……………………………………………………….…………...….17

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.docx

— 39.57 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «Философия»

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: «Виктор Франкл: “Человек в поисках смысла”»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Костин Д.А.

Группа: ПГСд-23

Руководитель: Голдобина Л. А.

 

 

 

Ульяновск 2012

Содержание

 

Эпоха написания произведения…………….……………………………………3

Философское направление, к  которому принадлежит автор……….….………4

Основная идея произведения………………………………………….......……..6

Основные темы и проблемы произведения …………………………………….8

Отношение к произведению и авторскому подходу…….…….…….…….…..14

Заключение……………………………………………….……………........……16

Литература……………………………………………………….…………...….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпоха написания  произведения

 

Произведение “Человек в поисках смысла” было написано австрийским психиатором, психологом  и неврологом, узником нацистского концентрационного лагеря Виктором  Франклом в эпоху философии XX века.

Эта эпоха характеризуется  плюрализмом мнений, многообразием философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям – материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики.

XX столетие  – век кризисов во всех областях  жизни. Социальные перевороты, меняющие  основы общественного устройства  многих людей, становятся неотъемлемым  признаком жизни. Множество войн, которые происходили в XX столетии, а так же экологическая угроза, показывали, что научно- технический прогресс не всегда означает господство человека над природой и получение всех благ, но еще несет в себе и отрицательный характер.

Философские исследования от проблем общего свойства, которые включали вопросы бытия, мироздания, общественного устройства, тенденций и пути развития общества как целого, все более перемещались в сторону человека, к описанию его уникальности, становления личности на пути творческой свободы.

Философское направление, к которому принадлежит автор

 

Виктор Эмиль Франкл представитель философии экзистенциализма. Его интересы были связаны с духовной и гуманитарной проблематикой.

Экзистенциализм (от лат. ex(s)istentia – существование), или философия  существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой  войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель). Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Экзистенциализм был одним из самых модных философских течений ХХ-го века. Основная его тема ¾ духовный мир человека, судьба личности в современном мире. В центре стоит проблема человеческой свободы. Внимание акцентируется на уникальных переживаниях, в которые погружена человеческая личность и на то, как сознание оперирует с этими переживаниями.

На основе философии экзистенциализма в психологии возникает гуманистическое  направление. Освещение проблем  смысла, свободы и ответственности  наиболее ярко прослеживается в трудах Виктора Франкла.

Возникновение и развитие гуманистического направления в мировой психологии связано, прежде всего, с философскими работами экзистенциалистов С.Кьеркегора, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра. Одна из важнейших для развития мировой психологической мысли работа Ж.П.Сартра так и называлась «Экзистенциализм – это гуманизм».

Экзистенциальная психология теснейшим образом связана с  философией экзистенциализма и является ответвлением гуманистической психологии. Экзистенциальный взгляд на человека берет свое начало из конкретного  и специфического осознания уникальности бытия каждого человека, существующего  в конкретный момент времени и  пространства. Экзистенциалисты полагали, что каждый человек осознанно  и болезненно постигает существование  и смерть. Отвергая представление, что  человек является продуктом генетических, а также факторов влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею ответственности каждого из нас за то, чем мы становимся. Следовательно, экзистенциалисты убеждены в том, что  любому человеку брошен вызов –  наполнить свою жизнь осознанным смыслом, противопоставляя его окружающему  абсурду. А Франкл в своём творчестве и конкретно в рассматриваемом нами произведении делает акцент именно на этом, соответственно его можно отнести к представителям философии экзистенциализма.

Виктор Франкл разработал один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования, под названием логотератпия.

Согласно  логотерапии, движущей силой человеческого  поведения является стремление найти  и реализовать существующий во внешнем  мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная  сила в людях. Люди нуждаются не в  лишенном напряжения состоянии, а в  напряженном стремлении к некоему  смыслу, который достоин их. Когда  фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

 

 

Основная идея произведения

 

Основной идеей и задумкой данного произведения является то, чтобы каждый человек после его прочтения смог бы найти свой собственный смысл жизни, тем самым став счастливым и удовлетворенным своей жизнью, а также смог себя реализовать в нашем мире.

Виктор Франкл считает, что  вопрос о смысле жизни в явном  или неявном виде волнует каждого  человека. О нём свидетельствует  напряжение между тем, что «я есмь»  и тем, «кем я должен стать», между  реальностью и идеалом, между  бытием и призванием. Духовные поиски человека отражают уровень его осмысленности  по отношению к жизни.

Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не "вторичной рационализацией" инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен  только самим вот этим человеком  и только тогда, когда он достигает  понимания того, что могло бы удовлетворить  его собственную потребность  в смысле.

Роль смысла выполняют  ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает  три класса ценностей, позволяющих  сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь  труд); ценности переживания (в частности, любовь) и ценности отношения (сознательно  вырабатываемая позиция в критических  жизненных обстоятельствах, которые  невозможно изменить). Осуществляя  смысл, человек осуществляет тем  самым себя.

В. Франкл считал, что каждый человек имеет свою цель в жизни, которую он в состоянии достичь. Чем больше он видит жизнь как  выполнение поставленных перед ним  задач, тем более полной смысла кажется  она ему. Кроме того, по его мнению, жизненной задачи «вообще» не существует, «сам вопрос о задаче «вообще» или  о смысле жизни «вообще» – бессмыслен...Мы всегда должны учитывать конкретную ситуацию и конкретного человека».  Таким образом, обнаруживается индивидуальность и уникальность жизненных смыслов, их неповторимость. А это предполагает принятие ответственности за свою жизнь каждым человеком. Только приняв на себя ответственность можно прожить содержательно богатую жизнь.

В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Это можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными  стороны человеческого существования - в частности, трагическая триада, включающая в себя страдание, вину и  смерть, - также могут быть преобразованы  в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной позиции и с адекватной установкой.

Смысл жизни каждого конкретного  человека обнаруживается, а не придумывается. Смысл существует не сам по себе, а в той или иной ситуации для  конкретного человека. Он уникален. Задача врача, по Франклу, не навязать пациенту смысл, а лишь помочь его  найти. Жизнь каждого человека уникальна.

Таким образом, учение о смысле жизни в теории Франкла может  быть выражено в следующем тезисе: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Осуществление смысла своей  жизни является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необходимости  бытия человека в мире, невозможности  отложить что-то на потом. Осуществляя  смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым самого себя (самоактуализация).

 

 

 

Основные темы и проблемы произведения

 

Основная проблема, которая  явилась поводом к написанию рассматриваемого нами произведения В. Франкла явилась проблема утраты людьми смысла жизни, которая была актуальной не только для одной страны или нескольких стран, а для всего общества в целом. Франкл был отнюдь не единственным, кто констатировал в 50-60 гг. все более широкое распространение в западном обществе утраты людьми смысла собственной жизни. Однако, никому не удалось столь глубоко понять психологические корни этого явления и дать ответ на многие вопросы, которые принесла новая эпоха.

Отсутствие смысла порождает  у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум - явление  широко распространенное в наши дни. Это вполне понятно и может  быть объяснено той двойной потерей, которой подвергся человек с  тех пор, как стал действительно  человеком. В начале человеческой истории  человек потерял некоторые из основных животных инстинктов, которые  определяли поведение животного  и посредством которого оно охранялось. Такая защита, подобно раю, закрыта  для человека навсегда; человек должен совершать выбор. Вдобавок к этому  при последующем развитии человек  претерпел вторую потерю: традиции, которые служили опорой его поведения, сейчас быстро разрушаются. Никакой  инстинкт не говорит ему, что он вынужден делать, никакая традиция не подсказывает ему, что он должен делать, вскоре он уже не знает, что он хочет делать. Все больше и больше он начинает руководствоваться тем, что заставляют его делать другие, все в большей степени становясь жертвой конформизма.

Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки. Теперь вполне понятен Шопенгауэр, когда он говорил, что человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями - нуждой и скукой. Действительно, скука в наше время ставит перед психиатром гораздо больше проблем, нежели нужда. И эти проблемы растут с угрожающей быстротой, так как процесс автоматизации, по-видимому, приведет к значительному увеличению свободного времени. Беда состоит в том, что большинство не знает, что же делать со вновь образовавшимся свободным временем". Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические "ноогенные неврозы", распространившиеся в послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы.

В своём произведении Виктор Франкл уделяет значительное место поиску смысла любви. Любовь он определяет как переживание другого человека во всём его своеобразии и неповторимости. С точки зрения Франкла, быть любимым — без какого-то вклада, усилия и труда, по милости Божией, получить то, что возможно лишь при реализации всего своеобразия и неповторимости человеческой личности. В любви любимый человек воспринимается как единственное и неповторимое существо. Как человеческая личность он становится незаменимым для того, кто его любит. Франкл утверждает, что любовь не заслуживают, любовь это — просто милость.

А для того, кто любит, любовь меняет восприятие мира. Любовь значительно увеличивает полноту  восприятия ценностей. Врата в мир  ценностей как бы распахиваются. Для любящего весь мир озаряется  сиянием ценностей. Франкл считает, что любовь делает человека зрячим.

Любовь — вступление во взаимоотношение с другим человеком  как с духовным существом. Духовная близость людей представляется Франклу  наивысшей из достижимых форм любви. Тому, кто любит, уже больше недостаточно соответствующего физического или  эмоционального состояния — его по-настоящему устраивает только духовная близость с человеком. Любящий любит не то, что имеет любимый, а то, кем он является. Взгляд того, кто любит, проникает сквозь физическое и психическое “одеяние“до самой сердцевины другого существа.

Франкл считает, что любовь видит человека таким, каким его  предполагал при создании Бог. В  любви мы постигаем человека не только таким, каков он есть, но и таким, каким он может стать. Хотя формально  Франкл говорит о том, что "не может  существовать такого явления, как «неразделенная, несчастная любовь»", чуть ниже он говорит: "в жизни каждого среднего человека на каждые девять несчастливых любовных историй будет приходиться только одна счастливая". Таким образом, по всей видимости, мысль Франкла  в том, что проблема в восприятии неразделенной любви как "несчастной"

Информация о работе Виктор Франкл: “Человек в поисках смысла”