Техницизм и антитехницизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:05, реферат

Описание

В начале XXI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества.
Ныне всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации.
Целью данной работы является раскрытие вышеуказанных проблем и способствование формированию у будущих технических специалистов и научных работников гуманитарной и философской составляющей их профессиональной культуры. 

Содержание

Введение 3
1 Сущность и виды техники 5
2 Место и роль техники и технологии в общественном развитии 14
3 Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма 21
Список используемых источников 28

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

     Гуманитарная  культура есть «живая душа», мера человеческого  в человеке, важнейшая интегральная характеристика степени духовного  развития общества и личности, постижения ими ценностно-смыслового содержания своей жизнедеятельности, выражает гуманистический характер образа мыслей, чувств и действий.

     Ядром и системообразующим фактором гуманитарной культуры является её аксиологический  компонент (высшие духовные ценности), а основополагающим, ключевым принципом (ценностью) и целью - гуманизм.

     Ценности  гуманитарной культуры как бы венчают  всю систему и иерархию человеческих ценностей, занимая здесь ведущее  место. Они являются всеобщими, общечеловеческими, «абсолютными» и жизненноориентирующими ценностями. Как говорилось ранее, в  них концентрируются и кристаллизируются социально-исторический опыт, духовные достижения человеческого рода, чаяния и желания людей, образцы жизнедеятельности, должное и желаемое.

     Гуманитарно-культурные ценности составляют духовно-бытийный фундамент человеческого сообщества, возвышают человеческий дух, обеспечивают сохранение и развитие самой главной ценности - человека. Они имеют не только общественное, но и индивидуально-личностное значение.

     Резюмируя, можно сказать, что гуманитарная культура общества - это целостная, интегральная характеристика его духовности и «человечности», способ и мера свободной реализации сущностных сил человека в культурно- историческом процессе, в гуманитарной области и её результатах, есть творение самого человека, производство, распространение и потребление высших духовных ценностей, а также степень духовно-практического преобразования мира, прежде всего, социального, сообразно этим ценностям.

     Гуманитарная  культура выполняет целый ряд  функций (гуманистическую, мировоззренческую, аксиологическую, социально-познавательную, общественно-преобразующую, социально-преемственную, образовательно-воспитательную и др.). Среди них основополагающей, ключевой и определяющей, конечно, является гуманистическая. Она противостоит всему антигуманному и бездуховному, абсолютному рационализму, сциентизму и техницизму, технократическому мышлению, сциентистско-технократической парадигме технического, инженерного образования. Люди всё больше понимают, что гуманитарно-культурный дефицит - самый опасный дефицит. Сциентистское и технократическое мышление, которые носят дегуманизированный характер, которым чужды общечеловеческие ценности, представляют серьёзную опасность для человечества.

     Следовательно, сейчас крайне актуализировались аксиологические, ценностно-ориентационные и смысложизненные вопросы. А в силу этого гуманитарная культура, направленная всей своей сутью против сциентизма и техницизма, ныне становится просто необходимой, она призвана «окультурить», гуманизировать всю систему общественных отношений, способствовать превращению человека в высшую ценность и цель общественного развития, в подлинного социального и нравственного субъекта, в творца культурно-исторического процесса.

     Конечно, не следует сдерживать научно-технический  прогресс, отказываться от новой техники и технологии, от научной рациональности, компьютеризации и информатизации человеческой жизнедеятельности, однако всему этому надо придать социально ориентированный, гуманистический и гуманитарный характер. Учёным, техническим специалистам и инженерам необходимо освободиться от сциентизма и техницизма, в своей деятельности ориентироваться на гуманитарную культуру и её ценности.

     Следовательно, гуманитарная культура - это сама жизненность  и судьба человечества, важный фактор гуманизации материального производства научно-технического прогресса, научной, технической и инженерной деятельности. Именно с ней, а не со сциентизмом и техницизмом, следует связывать переход человечества от техногенного общества к обществу гомогенному, гуманистическому.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     1. Орешников  И.М. Философия техники  и инженерной деятельности: учебное  пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008 – 109 с.

     2. Философия техники: история и  современность.- М., 1997.

     3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов  М.А. Философия науки и техники.- М., 1996.

     4. Научно-технический прогресс: словарь.- М., 1987.

     5. Спиркин А.Г. Философия: учебник.- М., 1999.

     6. Философия: учебник / под редакцией  В.Д. Губина. М.,- 2003 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Техницизм и антитехницизм