Техницизм и антитехницизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:05, реферат

Описание

В начале XXI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества.
Ныне всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации.
Целью данной работы является раскрытие вышеуказанных проблем и способствование формированию у будущих технических специалистов и научных работников гуманитарной и философской составляющей их профессиональной культуры. 

Содержание

Введение 3
1 Сущность и виды техники 5
2 Место и роль техники и технологии в общественном развитии 14
3 Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма 21
Список используемых источников 28

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

     Компьютерно-информационная революция радикально изменила всю  систему человеческих коммуникаций, привела к возникновению электронной  книги и Интернета. В этой связи  остро встаёт вопрос о судьбе традиционной печатной книги. Одни авторы пытаются убедить общественность в том, что традиционная книга как носитель информации отживает свой век и заменяется электронной книгой. Другие - доказывают сё незаменимость, указывая на «особую энергетику», на исключительно важную роль печатных книг в развитии цивилизации и культуры, духовной жизни интеллектуального человека. Кроме того, ЭВМ может порождать новое заболевание - «компьютерную» и «виртуальную» зависимость.

     Как видим, современные техника и  технология многогранно воздействуют фактически на все стороны общественной и личной жизни. Однако нынешний технологический подход человека к миру гигантским образом усиливает его воздействие на природу, что обостряет экологический кризис, который приобретает глобальный характер, увеличивает количество всевозможных техногенных катастроф.

     Концепция информационного общества пронизана  идеалами технологического оптимизма, главным и решающим фактором общественного  развития считает производство и  использование научно- технической и другой информации. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступили место информации и знанию.

     Представители данной концепции полагают, что компьютерная революция, новые информационные технологии в корне изменяют общество, его производство, социальную структуру, коммуникации, культуру, быт, образа жизни людей. Этому обществу, по их мнению, присущи такие характерные черты, как особая ценность информации и информационной технологии, элитарно-массовая структура (технократическая элита и средний класс), власть технократии, децентрализация, индивидуализация, приоритет интернационального, ориентация на решение глобальных проблем и др. Е.Масуда, в частности, считает, что информационное общество на высшей ступени своего развития превратится в общество высокого уровни потребления и всеобщего благоденствия, и тогда все проблемы и запросы личности, в том числе в творчестве и самореализации, будут удовлетворены за счет «глобального использования информации».

     Концепция информационного общества, несмотря на ряд интересных и плодотворных идей, всё же основывается на технологическом, точнее информационно-технологическом» детерминизме, во многом носит утопический характер, а главное - в ней слабо и неубедительно представлена гуманистика, гуманитарная проблематика. Однако, тем не менее, и в сегодняшней России опубликовано много работ, защищено несколько диссертаций, в которых с большим восторгом говорится о становлении информационного общества, о его великих благах.

     Таким образом, место и роль техники и технологии трудно оценить однозначно, ибо они несут людям как позитивные, так и негативные социальные последствия.

 

    3 ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПРОТИВ  СЦИЕНТИЗМА И ТЕХНИЦИЗМА

 

     Научно-техническая  революция в целом, место и  роль техники и технологии в современном общественном развитии, как уже отмечалось выше, оценивается далеко неоднозначно философами, учеными и политиками, как оптимистически, так и пессимистически. В основе этих оценок лежат определенные философско-мировоззренческие ориентации и установки. Здесь можно выделить прежде всего две метафизические, противоположные позиции - техницизм и антитехницизм, основывающиеся па технологическом детерминизме, с его представлениями об автономности технической рациональности, об определяющем и однозначном воздействии техники и технологии на общество, на все его сферы и стороны. В этой связи можно говорить о техницистской и антитехницистской философии техники.

     Техницизм - философско-мировоззрепческая позиция, абсолютизирующая роль техники и технологии в общественном развитии, заявляющая об их самодостаточности и способности к саморазвитию, выражающая веру в безусловную благотворность их прогресса для человечества и человека, в автоматическое изменение общества под их воздействием. Другими словами, это техноцентризм, игнорирующий обратное воздействие самого общества на функционирование и развитие техники и технологии. Ему близки идеи сциентизма и технократии.

     Антитехницизм - философско-мировоззренческая позиция, выражающая критическое, " негативное отношение к технике и технологии, рассматривающая технику как враждебную, чуждую, разрушительную и дегуманизированную силу. Антитехницизму близки идеи технофобии и антисциентизма.

     Технофобия - позиция, выражающая страх перед отчужденной техникой, воспринимающая её, как реальную угрозу человечеству, человеку и человеческому, бытию. В ней выражается боязнь утраты гуманистических идеалов, нравственных норм и ценностей, человеческой индивидуальности.

     Сциентизм - философско-мировоззренческая ориентация, абсолютизирующая роль науки в общественном развитии, рассматривающая её как высшую ступень человеческого разума, утверждающая научное знание в качестве абсолютной, высшей духовной и социальной ценности.

     Социальный  идеал сциентизма - это общество, во главе которого стоят «лица науки», интеллектуальная элита, осуществляющие «социальную инженерию» и решающие рациональным способом все социальные проблемы.

     Антисциентизм выражает критическое, негативное отношение к науке и её достижениям, требует ограничения экспансии науки, научного знания и научной рациональности. В своих крайних формах он вообще отвергает науку, считает её силой, враждебной и чуждой подлинной сущности человека, главной причиной кризиса духовной культуры.

     Сциентизм и антисциентизм являются двумя  крайностями в оценке роли науки в жизнедеятельности людей, по-своему упрощают ситуацию, умаляют активно-творческую природу человека как социального субъекта, игнорируют роль социокультурных факторов, экономики, политики и общественной практики в функционировании и развитии науки.

Очевидно, что если сциентизм близок к техницизму, то антисциентизм - к антитехницизму.

     Технократическое мышление - это особый вид метафизического, утилитарного и дегуманизированного мышления, которое абсолютизирует (фетишизирует) образ техники, машины, формально-логических схем и их роль в общественной жизни, которое рассматривает человека всего лишь как средство, фактор, участника какого-либо технологического и социального процесса, которое ориентировано на средства и методы технической рационализации социальной действительности, на решение сложных социально-экономических, морально-психологических и прочих проблем только техническим, рационально-организационным путем.

     На  основе технологического детерминизма, техницизма и сциентизма сложилась технократическая концепция (теория), заявляющая о ведущей роли технических специалистов, инженеров, экспертов в жизни общества вплоть до признания необходимости сосредоточения политической власти в их руках с целью компетентного управления обществом на основе научного знания, с возможной заменой социально-политических решений технологическими, рационально-организационными.

     Следует заметить, что с конца 70-х гг. XX в. происходит некоторое обновление техницизма и технократического мышления. Можно говорить даже о неотехницизме, который уже, в известной мере, критично относится к возможностям техники и технологии в переустройстве общества. Однако в нём технике и технологии по-прежнему отводится центральная и определяющая роль в жизни общества, хотя и отмечаются отдельные недостатки, тупики и парадоксы технической рациональности, признается определенное влияние социокультурного фактора на их развитие, даже говорится о необходимости гуманизации современной техники и технологии.

     Сторонники  самых различных направлений антитехницизма (Дж.Бернал, А.Бергсон, А.Веблер, О.Шпенглер, А.Камю, Н.А.Бердяев, Э.Фромм и др.) рассматривают технику и технологию как исходное зло, причину тотального социального отчуждения человека, гибели культуры, уничтожения естественных основ человеческого обитания и существования вплоть до резкой деформации человечества и изменения видозых признаков, даже о превращении его в «постчеловечество».

     Антитехницистские идеи широко представлены не только в  философской, но и публицистической, художественной и фантастической литературе. Наиболее ярко они выражены в так  называемых технических антиутопиях.

     Главный недостаток технократического мышления - его дегумантированный характер, человека оно рассматривает преимущественно как средство, «фактор», а не как живую личность, а также игнорирует активно-деятельностное и творческое начало человека, ценностно-смысловой аспект его деятельности.

     Таким образом, техницизм и антитехницизм - две противоположные метафизические философско-мировоззренческие ориентации и установки философии техники.

     Думается, что наиболее плодотворной, адекватной и перспективной является диалектико-гуманистическая философия техники, которая пытается диалектически, гармонически соединить технико-технологическое и ценностно-смысловое отношение человека к миру, она носит антропоцентристский и гуманистический характер, рассматривает человека в качестве субъекта, творца техники и технологии, высшей ценности и цели общественного развития. Словом, не человек для техники и технологии, а они для человека.

     Важно подчеркнуть, что гуманитарная составляющая философии техники представлена такими именами, как Л.Мамфорд, Х.Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, Ж.Эллюль, Н.А.Бердяев и др.

     Как уже отмечалось, только диалектико-гуманистическая  философия техники стремится  преодолеть односторонность техницизма и антитехницизма, показать диалектику научно-технического и социального  прогресса, утверждает тезис об активно-творческой, деятельностной природе человека, доказывает положение о том, что человек является субъектом технологии, высшей ценностью и целью общественного развития. В силу этого техника и технология рассматриваются не как имодостаточиые, автономные образования, а как социокультурные феномены в конечном счете обусловленные в своем развитии и функционировании социокультурными, духовными и нравственными устоями общества, научно-технической политикой государства. В этой связи главная задача современного общества - всячески гуманизировать технику и технологию, минимизировать их негативное воздействие на общество, общественную и личную жизнь людей.

     Следовательно, диалектико-гуманистическая философия  техники является велением времени, адекватным ответом на «вызов» современной научно-технической революции.

     Такова  общая характеристика техницистской, антитехницистской и диалектико-гуманистической  философии техники.

     Рассматривая  вопрос о позиции гуманитарной культуры против сциентизма и техницизма, в определённом смысле можно говорить о «двух культурах» - рационально-технической, естественно-технической (научно-технической) и гуманитарной. Первая из них носит преимущественно утилитарно-прагматический характер, ориентирована на преобразование, «обработку» природы, её веществ, материалов и энергии, на технико-технологическую и экономическую результативность, производительность и эффективность. Она определяет характер технико-технологического отношения человека к миру, обеспечивает научно-технический прогресс, успешное развитие и функционирование материального производства, лежит в основе материальной культуры. Вторая в основном неутилитарна и неинструментальна, ориентирована главным образом на «обработку», изменение, облагораживание и «очеловечивание» социального мира, общества, общественных отношений и самих людей, а также на процессы хранения, трансляции и потребления высших духовных ценностей, отличается подлинной духовностью, единством Истины, Добра и Красоты.

     Гуманитарная  культура потому так и называется, что она антропоцентрична, в своем фокусе имеет именно человека, его сущностные силы, подлинную духовность, человеческие отношения и межличностное общение.

     Гуманитарная  культура является особым духовно-практическим, ценностно-смысловым способом освоения, преобразования мира, прежде всего, социального. Она представляет собой определенный тип и стиль миропонимания, мировосприятия, мироотношения и миропреобразования.

     Гуманитарная  культура есть всеобъемлющее, «сквозное» явление, то есть в той или иной мере присутствует в самых различных сферах общественной жизни. Однако она все же имеет свою специфическую, относительно самостоятельную первоначальную, «источнико-живительную»,

«генерирующую»  область. Она прямо и непосредственно  включает в себя философию, обществознание, человековедение, право, мораль, искусство, мифологию, педагогику, религию, филологию, «человеческие» общественные отношения, облагороженное общение, нравственно-эстетическое поведение людей, гуманитарное образование, воспитание и просвещение. Порой вся эта область как раз и называется гуманитарной.

Информация о работе Техницизм и антитехницизм