Античная философия
Возникла в конце VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.
План
1. Происхождение и своеобразие античной философии.
2. Космоцентризм древнегреческой философии.
3. Досократическая философия.
4. Классическая философия
5. Античная философия в эллинистическо-римскую эпоху
Античный полис
- Античная цивилизация строится вокруг основной и исходной точки античного мира – самостоятельного города-государства. Эта общественная форма обозначалась в греческом языке словом «полис» (переводится как «город»), а в латинском – словом «цивитас» («гражданская община»).
- Особая форма государственного устройства – город-государство, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности. Для грека и римлянина полис был тем единственным местом, где он чувствовал себя человеком, где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу, где он был членом гражданского коллектива, жизнь которого регулируется законами и защищена от произвола. Поэтому нет ничего страшнее, чем изгнание из родного города, чем то, что римляне называли «лишением огня и воды», т.е. отнятие гражданских прав.
Олимпийские игры
- Наиболее ярким выражением античного агона стали Олимпийские игры. Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые 776 году до н.э. в честь Зевса Олимпийского.
- Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции
- Съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры.
- .
Ученых в Древней Греции называли
философами, что означает "любящие
мудрость". Древнегреческие философы
изучали чисто научные дисциплины: математику,
биологию, астрономию и географию. Величайшими
философами Древней Греции являются:
Философы
Фалес
Аристотель
Архимед
Гиппократ
Сократ
и другие
В истории античной философии 4 периода.
- Досократовская
- Классическая
- эллинистическая
- римская философия
Киники
(469-399 гг. до н.э.)
Античная философия
Досократовский
период
(YII-Y вв. до н.э.)
Классическая
период
(Y-YI вв. до н.э.)
Элинистический
период
(IY вв. до н.э.-II в.н.э. )
Милетская школа
Фалес (624-547 гг. до н.э.)
Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)
Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)
Пифагорейская школа
Пифагор (584-500 гг. до н.э.)
Элейская школа
Ксенофан (565-470 гг. до н.э.)
Парменид (540-470 гг.до.н.э.)
Зенон (490-430 гг.до н.э.)
Диалектика
Гераклит (540-480 гг.до н.э.)
Этический рационализм
Сократ (469-399 гг. до н.э.)
Атомистический материализм
Левкип (500-440 гг. до н.э.)
Демокрит (460-370 гг. до н.э.)
Объективный идеализм
Платон (460-370 гг.до н.э.)
Аристотель (384-322 гг. до н.э).
Эпикурийская школа
Скептицизм
Эклектизм
25
Римский период
(I до н.э. -Y вв. н.э.)
Софистика
Протогор (481-411 гг. до н.э.)
Горгий (483-373 гг. до н.э.)
Особенности:
- ярко выраженный
космоцентризм;
- повышенное внимание к объяснению
явлений окружающей природы;
- поиск первоначала, породившего все
сущее;
- одушевление неживой природы;
-
Первые философские школы Древней Греции
(досократические)
Досократические философские школы Древней Греции возникли в YII-Y вв.
до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления
Наиболее известные ранние
философские школы Древней Греции
Милетская школа;
Школа пифогарийцев;
Школа Гераклита Эфесского;
Элейская школа;
Атомисты.
26
27
Материализм и идеализм в античной философии
Материализм
Идеализм
Стихии: вода, земля, воздух, огонь и т.д. Апейрон (Анаксимандр), Атомы (Демокриг)
Естественная, природная,
сама по себе существующая
Первооснова
мира
Закономер-ность мира
Источник знаний
Внешний вещественный
мир
Числа (Пифагор)
Идеи (Платон)
Осуществление воли, разума надприродного,
сверхъестественного,
божественного
Мир идей, воспоминания
души об идеях вещей
Начиная с VI в. до н.э философы
Греции начали искать реальные
объяснения происходящим в природе
процессам и явлениям.
Поиск первоначала:
- Фалес – вода
- Анаксимандр – апейрон
- Анаксимен – воздух
- Гераклит – огонь
- Пифагор - число
- Левкипп, Демокрит - атом
Милетская школа- натуфилософы
Фалес Милетский (624-547 гг. до н.э.)
- Открытие годового движения солнца
- Составление календаря с продолжительностью года в 365 дней
- самостоятельно разработал теорию солнечных и лунных затмений
- В математике известна теорема Фалеса о пропорциональных отрезках, с помощью которой он вычислил высоту пирамиды Хеопса.
- Наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни.
Анаксимен
- Останавливается на таком свойстве воздуха, как способность сгущаться и разрежаться.
- Именно это свойство воздуха лежит в основе многообразия вещественного мира.
- Вещи различны потому, что различна степень сгущения Воздуха.
Анаксимандр 610 —546 до н.э.
- Первым в Греции составил географическую карту и соорудил модель небесной сферы( глобус),
- изобрел солнечные часы, соорудил модель небесной сферы, занимался математикой и дал общий очерк геометрии.
- незримая, бестелесная, бесконечное, «нестареющее» начало – апейрон, которому присуще непрерывное движение.
Милетская школа
- Фалес озадачивается вопросом – есть ли в основе многого единое?
- Анаксимен удерживается ли единое во многом?
Анаксимандр над тем, как происходит многое из единого?
Отсюда и многообразие чувственно воспринимаемого мира.
Выдающийся материалист и диалектик Гераклит из Эфеса
Его считают "Отцом" античной диалектики. Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Гераклит считал огонь первоначалом. Но огонь у Гераклита символ всеобщей стихии.
Гераклит избирает именно огонь, потому что благодаря этому символу возникает образ живого, динамического первоначала.
Гераклит
- Стихийная диалектика
- Изменение - для Гераклита – естественный результат борьбы противоположностей
- "Всё течет, всё изменяется«
- «Нельзя войти в одну реку дважды"
Философия Пифагора
«Все есть число»
- Реальность основана на числах. Для них каждое число имело свой мистический смысл.
- Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. За первоначало он взял – натуральные числа.
- Вкладом пифагорейцев в мировую философию стало то открытие, что существенную сторону действительности составляет количество, которое выражается посредством величины, пропорции, численности.
Пифагор Самосский (6 в. до н. э.)
- Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. Пропорции между числами создают мировую гармонию. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.
Элейская школа
- Ксенофан, Парменид, Зенон.
Центральные проблемы философии Парменида – соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.
Бытие – это весь существующий мир.
Бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо, оно неизменно, неподвижно.
По Пармениду, даже обычное движение - только видимость, оно не происходит в реальном мире, а происходит в кажущемся мире, в мире восприятий и представлений.
На самом деле все всегда остается тем же самым, т.е. неподвижным.
Изменение иллюзорно, это только заблуждение..
Зенон Элейский
- Доказательством отсутствия движения служат знаменитые апории Зенона:
- Более 40 парадоксов (апорий), наиболее знамениты четыре
- «Ахиллес и черепаха»
- «Дихотомия»
- «Летящая стрела»
- «Стадион»
Зенон Элейский
- Доказательством отсутствия движения служат знаменитые апории Зенона:
- Апории Зенона:«Дихатомия» «Ахилесс и черепаха», «Стрела»