Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 64 вопроса по "Философии".

Работа состоит из  1 файл

doc.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

 

38.Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятельностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответствующими периодами развития общ.бытия. Общ.созн-е имеет сложную структуру.В условно "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносеологический и социолог.подходы. Гносеолог. аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отражает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я.Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуждений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обыденное созн-е возникает как осозн-е повседневных потребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие-система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием различения уровней общ.созн-я является степень учета, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уровня-общ.психология и идеология.Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1) мысли и представления,порожденные практ.дея-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц.отн-я класса (соц.группы)к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред.дей-ям;3)традиции, обычаи,нравы, представляющие собой"материальное" закрепление мыслей и чувств соответствующих соц.групп.Общ.психология-исходная ступень общ.созн-я,вырастающего из общ.бытия.На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производ.,бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я.К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и настроений в дей-е.Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как самосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ется как теорет.отражение интересов опред.класса.В такой трактовке она смешивается с теорет.уровнем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеолог.работы.Идеология сущ-ет и возникает в классовом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом определяющая роль принадлежит идеологии.В"горизонт."плане выделяют:полит.,нравств.,эстетическое,науч.,фил.и др.формы общ.созн-я.Они разграничиваются:1)по объекту отражения;2)по способу отражения,3)по соц.роли.Они взаимодей-ют друг с другом,исторически изменяются.Кратко охар-ем важнейшие из них.Полит.созн-е-особая форма общ.созн-я,поср-вом к-ой отражаются и регулируются полит.отн-я(т.е.отношения по поводу власти)м/д классами,нациями,гос-вами.Полит.отн-я обусловлены экон-ими.Пол.созн-е не однородно.На идеолог.уровне оно выступает в виде системы полит.взглядов,идей,теорий,лозунгов,выражающих интересы разл.классов,наций, гос-в.На уровне общ.психологии-в виде полит.взглядов,чувств, настроений,представлений людей о гос-ве и власти,об отн-ях м/д гос-вами,нациями,партиями. Нравств. (моральное)созн-е возникло еще в первобытном общ-ве.Челу для его выживания нужны не только ср-ва труда,но и опред.правила совместной жизни.Эти правила воплощены в морали,к-ая выполняет регулятивную функцию,и в этом отн-ии она близка к праву.Но в отличие от него мор.нормы поддерживаются силой привычки обще.мнения.Отн-я м/д людьми, регулируемые поср-вом морали,-нравств.отн-я.Нравств.созн-е и есть осозн-е существующей морали и нравств.отн-й.Соц.-псих.уровень мор.созн-я вкл.:мор.чув-ва(честь,долг), эмоции и представления о моральном и аморальном.На идеолог.уровне мор.созн-е-сов-сть принципов, норм,идеалов людей.Идеолог.уровень мор.созн-я закреплен в этических учениях.Соц.неоднородность обусловливает разнообразие мор.норм в разные эпохи,у различных народов и соц.групп(классов).В них заключено и непреходящее общечел.содержание (напр.,"золотое правило нравственности":не делай другим того,чего не хочешь,чтобы причиняли тебе).Эстетическое созн-е-форма общ.созн-я,отражающая дей-сть с точки зрения совершенства (или несовершенства)явлений природы и общ-ва. Воплощается в искусстве,в к-ом эстетическое превращается в осн.цель дея-сти.Искусство отражает дей-сть с помощью своих специфич.ср-в:худ.образов и худ.приемов(метафора, символ).Эстетическое отн-е присутствует как побочный элемент почти во всех формах дея-сти.Науч.созн-е-важнейшая форма общ.созн-я-сов-сть объективных зн-й о той или иной области природы или общ.жизни.Важнейшие моменты развития науч.позн-я:1)выделение науч.позн-я в качестве самостоятельного вида чел.дея-сти;2)дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки;3) появление разл.форм рефлексии о науке (методология науки,науковедение).Особое место в системе науч.зн-я принадлежит общ.и гуманитарным наукам,предметом к-ых являются разл.стороны жизни общ-ва и законы их развития.В этом дополнит.ценность гуманитарных и общ.наук,т.к.они формируют общ.взгляды о самом общ-ве, и одновременно трудность их развития,поск-ку классовые интересы могут исказить картину соц.реальности и затормозить прогресс в целом.В качестве особой формы общ.созн-я предстает и фил.созн-е.Ф-я является основой мировоззрения, "несущим каркасом"дух.культуры,и этим определяются ее значение и место в ряду др.форм общ.созн-я.Важность ф-и заключается в том,что она раскрывает общие закономерности природного и общ.бытия и позн-я.Исследуя структуру и динамику общ.созн-я,специфику и взаимосвязь отдельных форм общ.созн-я,ф-я выполняет важную функцию по интеграции общ.созн-я,стимулированию развития дух.культуры в целом.Т.о. общ.созн-е в ед-ве и многообразии своих структурных элементов обеспечивает позн-е усл-й общ.жизни и ориентацию отдельных людей и соц.групп в конкретных ситуациях. 
 

39.Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятельностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответствующими периодами развития общ.бытия.Общ.созн-е имеет сложную структуру.В условно "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносеологический и социолог.подходы.Гносеолог.аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отражает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я.Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуждений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обыденное созн-е возникает как осозн-е повседневных потребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие-система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием различения уровней общ.созн-я является степень учета, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уровня-общ.психология и идеология.Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1)мысли и представления,порожденные практ.дея-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц.отн-я класса(соц.группы)к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред.дей-ям;3)традиции,обычаи,нравы, представляющие собой"материальное"закрепление мыслей и чувств соответствующих соц.групп.Общ.психология-исходная ступень общ.созн-я,вырастающего из общ.бытия.На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производ.,бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я.К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и настроений в дей-е.Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как самосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ется как теорет.отражение интересов опред.класса.В такой трактовке она смешивается с теорет.уровнем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеолог.работы.Идеология сущ-ет и возникает в классовом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом определяющая роль принадлежит идеологии.В"горизонт."плане выделяют:полит.,нравств.,эстетическое,науч.,фил.и др.формы общ.созн-я.Они разграничиваются:1)по объекту отражения;2)по способу отражения,3)по соц.роли.Они взаимодей-ют друг с другом,исторически изменяются.Кратко охар-ем важнейшие из них.Полит.созн-е-особая форма общ.созн-я,поср-вом к-ой отражаются и регулируются полит.отн-я(т.е.отношения по поводу власти)м/д классами,нациями,гос-вами.Полит.отн-я обусловлены экон-ими.Пол.созн-е не однородно.На идеолог.уровне оно выступает в виде системы полит.взглядов,идей,теорий,лозунгов,выражающих интересы разл.классов,наций, гос-в.На уровне общ.психологии-в виде полит.взглядов,чувств,настроений,представлений людей о гос-ве и власти,об отн-ях м/д гос-вами,нациями,партиями.Нравств.(моральное) созн-е возникло еще в первобытном общ-ве.Челу для его выживания нужны не только ср-ва труда,но и опред.правила совместной жизни.Эти правила воплощены в морали,к-ая выполняет регулятивную функцию,и в этом отн-ии она близка к праву.Но в отличие от него мор.нормы поддерживаются силой привычки обще.мнения.Отн-я м/д людьми, регулируемые поср-вом морали,-нравств.отн-я.Нравств.созн-е и есть осозн-е существующей морали и нравств.отн-й.Соц.-псих.уровень мор.созн-я вкл.:мор.чув-ва(честь,долг),эмоции и представления о моральном и аморальном.На идеолог.уровне мор.созн-е-сов-сть принципов,норм,идеалов людей.Идеолог.уровень мор.созн-я закреплен в этических учениях.Соц.неоднородность обусловливает разнообразие мор.норм в разные эпохи,у различных народов и соц.групп(классов).В них заключено и непреходящее общечел.содержание(напр.,"золотое правило нравственности":не делай другим того,чего не хочешь,чтобы причиняли тебе).Эстетическое созн-е-форма общ.созн- 

40.Антропосоциогенез.Проблема происхождения чела стала акт.в естествознании 19в. объяснить происхождение чела чисто биолог.причинами не удавалось.Согласно Дарвину, происхождение чела является необход.звеном естественной эволюции жизни на Земле.Но вывести происхождение чела из биологической эволюции прапредков чела не удалось.Не удавалось объяснить,как возникают соц.организации,индивид.различия,сама культура.Решающий шаг был сделан Марксом и Энгельсом,подчеркнули знач-е материального пр-ва.Все известные ранее трактовки чела-как сущ-ва разумного,морального,как полит.животного и т.д.-м.б.выведены из материально-практ.дей-я.Чел и общ-во возникли одновременно.Биолог.организация сменялась социальной. Становление чела(антропогенез)и становление общ-ва(социогенез)составляют 2 стороны единого процесса-антропосоциогенеза,продолжавшегося 3-4 млн.лет.Важную роль в прояснении общего смысла антропосоциогенеза сыграла"трудовая"гипотеза Энгельса-"труд создал чела".Труд.дея-сть во многом обусловливала направленность жизн.процессов и способствовала естественному отбору.Под влиянием труда сформировались специфические качества чела:созн-е,язык,творч.способности.Идеи Энгельса были поддержаны ф-фами,археологами.Вместе с тем гипотеза Ф.Энгельса не лишена недостатков,поск-ку и сам труд должен был сформироваться,он не был одним и тем же.Не вполне понятно и то, как, при каких усл-ях прапредки людей были вынуждены трудиться.Необходимо более полно учитывать противоречивое влияние орудий труда,ведь они могли использоваться и в агрессивных целях и,значит,тормозить развитие чела.Наряду с орудийной дея-стью боль.роль играли одомашнение животных,игра и др.проявления жизнедея-сти.Одним из осн.факторов очеловечивания были нравств.отн-я.Запрет агрессивных дей-й по отн-ю к членам рода,забота каждого о пропитании своих близких-все это способствовало укреплению рода.Следует также принимать во внимание взаимообусловленность возникновения рода(филогенез)и истории индивид.развития(онтогенез).Онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез,наиболее наглядно это проявляется в овладении ребенком речью и навыками трудовой дея-сти.И здесь заложены,с одн.ст.,возможность косвенной проверки процесса антропогенеза на основе наблюдений за единичными актами индивид.формирования созн-я,а с др.ст.,возможность сознат.направления процессов воспитания и самовоспитания на основе позн-я процессов истор.развитияВ этом смысле практика ежедневно и ежечасно подтверждает гл.положения концепции антропосоциогенеза,в чем-то существенно корректируя ее.Особенно большие трудности возникают при воспитании слепоглухонемых детей.Предоставленные самим себе или традиционным методам воспитания,они вряд ли поднялись бы над уровнем животного состояния.Последовательная работа отечественных психологов и педагогов позволила ряду воспитанников не только приобрести навыки устной и письменной речи,но и создать себе имя в ученом мире.Чел увился для самого себя не только наиболее интересным,но и самым сложным объектом исследования.Этим объясняются настойчивые попытки ф-ов найти адекватные категории,способные воспроизвести эту сложность.По-видимому,адекватное раскрытие сущности чела возможно,если за основу сознательно принять сложность природы чела.Важным шагом в этом направлении является признание противоречивой сущности чела,выражаемой поср-вом сопоставления категорий"природное-соц-ое".Соотн-е природного (биолог-го)и соц-ого(общ-ого)очень сложно.В науке сложились 2 крайние точки зрения: биологизаторство(натурализм),абсолютизирующее роль естеств.начал в челе,и социологизаторство,преувеличивающее роль соц.начала.Эти позиции в чистом виде редко встречаются,чаще можно столкнуться с преобладанием той или иной точки зрения.Биологизаторские концепции довольно разнообразны.Это социал-дарвинизм,к-ый распространяет дей-е з-ов естеств.отбора на общ-во,и фрейдизм,к-ый подчеркивает ведущую роль в псих.дея-сти чела бессознательного начала и оправдывающий врожденные кач-ва(напр.,агрессивность).Одной из наиболее распространенных концепций-позиция сторонников социобиологии,к-ая накопила обширный материал,свидетельствующий о том,что в живой природе сущ-ют разн.формы организации(иерархическая структура стада, передача опыта и др.).Один из ее основоположников Уилсон склонен объявить все соц.и гуманитарные науки лишь специализированными разделами биологии,а поведение соц.сущ-ва предлагает объяснять,исходя только из генетической предопределенности. Представители социологизаторства,напротив,недооценивают или игнорируют разл.проявления жизнедея-сти чела.Они абсолютизируют знач-е соц.отн-ий и мира вещей, созданных челом("второй природы"),важность социолог.методов изучения чела.Возникнув как реакция на биологизаторство(натурализм),социологизаторство обращало внимание на качеств.специфику чела как соц.сущ-ва,представляя историю его формирования слишком краткой или высказывая прогнозы дальнейшего развития на ином,"внеприродном", субстрате.В числе приверженцев социологизаторства ряд ф-фов и социологов,стоящих на позициях структурализма,трактующих личность как"актера",исполняющего обычно неск-ко соц.ролей.Итак,обе концепции чела-биологизаторская и социологизаторская-односторонне подходят к предмету своего изучения.1ая концепция в своих крайних выражениях,в сущности,низводит чела до уровня животных,вторая-превращает его в абстрактную социолог.схему.Прежде всего следует уточнить суть оппозиции"природное-соц-ое". Дей-но,чел-животное,принадлежащее к семейству позвоночных,классу млекопитающих,отряду приматов,но это особое сущ-во,входящее в разл.общ.системы,вне к-ых он лишен возможности самостоятельно сущ-ть.Особенности чела как соц.существа связаны прежде всего с созн-ем.Он способен взглянуть на себя"со стороны",сознательно перестроить усл-я своего существования в соответствии с потребностями. Здесь коренится и принципиальная незавершенность чела как вида,и эта незавершенность преодолевается как соц.организацией людей,так и продолжающимся самоформированием чела.Эта цельность –ед-во биолог.и соц.начал в челе-выражается особой категорией-"биосоциальное сущ-во",в к-ой синтезированы поиски разл.мыслителей прошлого:"чел есть полит.животное" (Аристотель),"чел есть животное,изготовляющее орудия" (Б.Франклин) и т.д. 

41.Индивид,  личноcть, индивидyaльноcть.Индивид (от лат.неделимое),первоначально-лат.Перевод греч.понятия  'атом'(впервые  у  Цицерона),в  дальнейшем-   обозначение единичного в отличие от совокупности, массы;отд. живое существо, особь,отд.чел-в отличие от коллектива,социальной группы,общ-ва в целом.

     Индивидуальность - неповторимое своеобразие  к.-л. явления, отд.  существа, человека. В самом общем плане И. в  качестве особенного, характеризующего данную  единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как  общему,  присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

     Личность  -  общежитейский   и  науч.  термин,  обозначающий:  1)  человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле  слова) или  2)  устойчивую  систему  социально-значимых  черт, характеризующих  индивида как члена того или иного общества или общности.

     Человека ф. понимает как   целостность.  Сущность  ч.  связана  с  обществ. словиями его  функционирования  и  развития,  с  деят-тью,  в  ходе  к-рой  он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

     Ч. - совокупность всех обществ.  отношений.

1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.

2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.

3) сущностное  понимание ч.

4) целостное  понимание ч.

     Развитая индивидуальность->многообразие  соц. качеств.

     Индивидуальность не только обладает  различными  способностями,  но  еще  и  представляет некую их целостность.

     Если понятие индивидуальности  подводит  деятельность  человека  под  меру  своеобразия и  неповторимости, многосторонности  и грамоничности,  естественности  и непринужденности, то понятие  личности поддерживает в ней   сознательно-волевое  начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях,  и  поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой  они  получают  органичное  предметное воплощение. О личности  можно  сказать  обратное:  в  ней  интересны именно поступки.

     Жизнеспособность  человека  покоится  на  воле  к  жизни  и   предполагает  постоянное личностное  усилие. Простейшей, исходной формой  этого усилия является  подчинение  общественным нравственным запретам, зрелой и развитой  -  работа  по  определнию смысла жизни. 

42.Проблема  жизни и смерти.Аспекты проблемы смерти:1.Как определить,что данный чел уже умер?2.М.б. имеет смысл определить,что этому челу уже пора умереть?3.Непримеримость чел.созн-я,гордого чел.духа с фактом своей физ.смерти.Ситуация глобального цивилизационного кризиса,к-ый может привести к гибели всего чел-ва:цена чел.жизни возросла,а ценность упала. Сейчас осозн-е своей смертности вызывает сильнейшие эмоцион.потрясения у людей.Шкала ценностей:

1.шкала  биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.Право на жизнь для любого живого сущ-ва в силу его рождения.2.Акцентирует внимание на специфику чел.жизни.Чел.жизнь отличается от жизни всего другого.Жизнь и смерть не связаны с чел.разумом,с оценками его совр-ами и потомками.3.Идея обретения бессмертия.Волнует всех зрелых людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному:

1.бессмертие  в генах потомства–увековечить  себя в своих детях.2.Мумификация  тела с расчетом на его вечное  хранение–хар-на для тоталитарных общ-в.3.Упование на растворение тела и духа в космическом бессмертии–хар-но для восточных религ.и фил.течений.4.Результаты чел. тв-ва–произведения,идеологические концепции5.Дости-жение различных состояний,смерть–возможный прорыв в др.миры.

Средневек.ф-я:жизнь чела–мука,настоящая жизнь насту-пит после смерти.Древний мир:жизнь–пир–кровавый или веселый.Эпоха рационализма:чел–механизм,его задача–не умереть раньше времени,нужно вовремя его отремонтировать.Эпоха просвещения:в своей жизни руководствоваться дух.ценностями.Экзистенциальная ф-я: преддверие смерти заставляет чела всерьез ощутить ценность своей жизни.Христ-во:стремление к жизни вечной,к-ая наступит после жизни телесной.Ислам: исходит из факта того,что все подчинено воле Аллаха, более легкое отн-е к смерти,чел более легко может стать причастным к смерти чела.Та религия,к-ая постоянно разрастается.Общее для христ-ва и ислама:чел живет для того,чтобы умереть и воскреснуть.Буддизм:чел живет для того,чтобы,умерев,прервать цепь возрождений,не возрож-даться в этом виде.Марксистская ф-я:смерть–естественный конец всего живого,обмен м/д органической и  и неорганической природой.

Жизнь сама является смыслом,страдание–тоже жизнь. Смысл жизни имеет биолог.происхождение:

1.Жизнь  для себя,подпитывается инстинктом  самосохра-нения.2.Жизня для семьи–подпитывется половым инстинктом.3. Жизнь для вида,для коллектива.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"