Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:21, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философии".

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

2. Законы общества, существуют на основе целесообразной  деятельности человека. 

29. Структура познания

Познание вплетено в повседневную человеческую жизнь  и происходит как бы само собой, "естественно", без видимых усилий со стороны человека. Подобно тому, как человек не задумывается о том, какие органы и системы обеспечивают его дыхание, пищеварение, передвижение и другие жизненно необходимые функции, он не задумывается и по поводу того, как осуществляется познание. Но эта "естественность" вовсе не означает, что процесс познания идет спонтанно, бессистемно и бесцельно. Как большинство процессов он имеет структуру, то есть может быть рассмотрен как последовательность связанных в единое целое отдельных элементов. Структурными компонентами познания являются субъект, объект и то, что их связывает, то есть сам процесс познания.  
Субъект познания - это тот, кто познает, то есть, является источником познавательной активности. Субъект - это всегда конкретный человек, погруженный в определенную социально-историческую среду и обладающий множеством индивидуальных характеристик. Эти характеристики необходимо учитывать при анализе познавательной деятельности. Очевидно, что в ходе познания субъект опирается на знания, которые он получил как человек, интегрированный в определенную социокультурную среду. В выработке этих знаний принимали участие многие поколения людей, жившие до него и поэтому с полным основанием можно утверждать, что в лице конкретного индивида субъектом познания выступает совокупное человечество. К примеру, чтобы сформулировать теорему, устанавливающую зависимость между сторонами треугольника, известную как теорема Пифагора, потребовались тысячелетия интуитивных поисков, а нынешний школьник осваивает эту теорему за один урок. То же самое можно сказать о большинстве физических законов. Это объясняется не тем, что современный школьник умнее Пифагора или Ньютона, а тем, что каждое последующее поколение имеет возможность не открывать мир заново, а пользоваться плодами познавательных усилий своих предшественников.  
На субъект познания оказывают влияние и другие факторы биологического и социокультурного происхождения. Английский философ XVII века Френсис Бэкон обобщил эти факторы в четыре типа, назвав их "призраками" (идолами) познания. Для характеристики субъекта познания интерес представляют первые два "призрака познания" - "рода" и "пещеры".  
"Призраки рода" включают в себя видовые особенности человека, данные ему природой. Зрение, слух, обоняние, осязание у человека позволяют воспринимать мир в определенной перспективе: он видит мир иначе, чем его видит собака или орел, порог его чувствительности к запахом ниже, чем у большинства животных, он воспринимает далеко не все звуки, которые могут воспринимать звери и птицы. Поскольку чувства выступают основным каналом поступления информации о внешнем мире, люди вынуждены "усиливать" свои способности чувственного восприятия с помощью различных приборов: микроскопов, телескопов, усилителей звука, анализаторов запахов и т.д.  
"Призраки пещеры" - это специфические характеристики отдельного индивида, присущие только ему и включающие в себя особенности происхождения, воспитания и образования, профессию.  
Влияние видовых и индивидуальных факторов на процесс познания подтверждается множеством исследований, особенно когда речь идет о социальном и гуманитарном знании.  
Объект познания - это часть внешнего или внутреннего мира, на которую направлена познавательная деятельность. В широком смысле слова объект - это то, что противостоит субъекту в процессе познания. От объекта принято отличать предмет - часть объекта, на которой сосредоточен познавательный интерес. К примеру, объектом познания может выступать социальная жизнь людей, а предметом - отношения внутри определенного коллектива по поводу распределения обязанностей и результатов совместной деятельности.  
Для познания принципиальное значение имеет природа объекта, то есть то, имеет ли он естественное или искусственное происхождение. Естественные объекты, не содержащие субъективных, ценностных компонентов, познаются иначе, чем артефакты, то есть объекты, созданные людьми, включающие в себя ценностные предпочтения людей. Познавая социальные и культурные объекты, мы должны обязательно принимать во внимание то обстоятельство, что подобные объекты создавались конкретными людьми, жившими в конкретную эпоху и реализующими в социальной и культурной деятельности свои индивидуальные и социально обусловленные представления о достойной жизни.. Это означает, что целью социокультурного познания является экспликация (прояснение) ценностных предпочтений и мотивов, которыми руководствовались люди, участвующие в создании общества и культуры.  
Процесс познания в упрощенном виде можно представить как процедуру, в ходе которой объект, противостоящий субъекту, раскрывает последнему свое содержание, становится тождественным ему. То есть, свойства, состав и другие характеристики объекта воспроизводятся субъектом в виде познавательного образа, понятия, концептуальной схемы. До XVIII века в философии преобладала так называемая "созерцательная" концепция познания, в соответствие с которой субъект просто отражает объект, не привнося в процесс и результат познания что-то свое, субъективное. Иными словами, субъект познания в этой концепции довольствуется ролью своеобразного зеркала, старающегося как можно более адекватно отразить противостоящий ему объект. О том, что познание не может быть простым отражением действительности, существующей вне субъекта, первым сказал Иммануил Кант (1724-1804). Он обратил внимание на то, что окружающий мир обладает свойством бесконечности и поэтому конечному субъекту невозможно отразить его в своем сознании. Человек всегда, отдает он себе в этом отчет или нет, с самого начала активно участвует в познании уже потому, что из многообразия противостоящей ему реальности вычленяет тот фрагмент, который в данном случае его интересует. Познание, по Канту, есть ничто иное, как конструирование познающим субъектом того объекта, который ему предстоит познать. Активной стороной выступает субъект, выступающий в качестве конструктора познаваемой реальности. При этом он руководствуется им самим определяемой целью и значимыми для него ценностными предпочтениями. Получается, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: субъект познает то, что он сам до этого же и сконструировал. На самом же деле, Кант, говоря о познании как процессе создания объекта познания, имел в виду то обстоятельство, что познание следует понимать не как простое, пассивное созерцание, но как активный, целенаправленный процесс, в ходе которого субъект выбирает, что ему познавать, для чего познавать и какие при этом использовать методы познания. Позже, у Гегеля и Маркса, этот подход к познанию получил дальнейшее развитие и был назван деятельностным. Для него характерно понимание познания как стороны практики, то есть признание того, что познание совершается не ради праздного любопытства, а для решения конкретной практической задачи, которая влияет на выбор объекта и предмета познания, ход познания и выступает в качестве одного из главных критериев проверки полученного знания на истинность.
 

30. Учение об истине

Истина - соответствие наших знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и  источнику. Объективная истина - такое  содержание наших знаний - которое не зависит от человека. Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимодействия абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это цель, к кототрой стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не приходящего знания в составе знания относительного. Абсолютная истина - вечные истины, то есть истины факта, которые не ставятся под сомнения. Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной истине содержится момент истины абсолютной. Релятивизм абсолютизирует относительность знаний. Догматизм - момент устойчивости знаний. Из диалектики относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он требует подходить к объекту познания с учётом реальных условий. Практика - критерий истины. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного. Относительность практики - её историческая ограниченность. Различные теории об истине: 1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство 2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность 3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё 4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифицированности Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения. Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. Истина не всегда совпадает с пользой. В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место. 

37. Глобальные проблемы  современности

Современная эпоха  ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов,который  следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты.

Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего  человечества, от решения которых  зависит сохранение цивилизации. Они  многообразны.

Все глобальные проблемы современности можно свести к трем основным группам:

  1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:
    1. проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;
    2. проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка;
  2. Проблемы взаимодействия общества и природы:
    1. предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;
    2. обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием);
    3. освоение мирового океана и космического пространства;
  3. Проблемы взаимоотношений людей и общества:
    1. проблема роста народонаселения;
    2. проблема охраны и укрепления здоровья людей;
    3. проблемы образования и культурного роста;

К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий  к демографическому взрыву; ближайшая  перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой. Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”. Десять тысяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1960 г – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 - 5 млрд. в 2000г на Земле 6 млрд человек, а к концу 21 века в два раза больше. Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим источником имеет природу. Исходя из среднего уровня жизни человека в США, на 1 км2 могут жить 57 человек, а на всей земле – 5,7 млрд человек. Особая острота этой проблемы подчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо добавить что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненного уровня в относительном отношении, делает эти страны опасными с точки зрения ядерного потенциала. Неуклонный рост народонаселения планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергетических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожжены за 800 лет. При этом Научно Технический Прогресс в направлении создания революционных технологий производства на базе принципиально новых предметов и средств труда не зарекомендовал себя. Традиционные энергетические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодно изымается 20 млн тонн кислорода, а в замен выбрасываются миллионы тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности. В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглощать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду. Порог устойчивости континентальной части биосферы превышен в 5-7 раз. При этом следует иметь в виду, что если ресурсная модель допускает численность населения Земли в 7-8 млрд человек, то биосфера – всего 1-2 млрд. Возрастание темпов прироста населения тяжким грузом легло на биосферу, потребовав более интенсивного использования плодородия почв. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние тридцать лет на одну треть. Если в начале 20 века на 1 человека приходилось 9 га культурных земель, то к середине века этот показатель составлял уже 6га, а в наст вр около 3 га (но в США земли отводят под парки и т.д.). Так называемые интенсивные технологии истощают плодородие почв (чушь – в США сам видел отличие земель тридцать лет назад и в настоящее время) Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре. Одновременно этот кризис касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и США, стремятся идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе. 

38. Понятие, структура  и виды практики

Основной формой проявления жизни чел. является деятельность - чувственно предметная, практическая, и духовная, теоретическая. Чел - активное существо. Он активно воздействует на окружающие его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения его обществ и личных потребностей. Именно в преобразовании мира человек придает определенность своему бытию. Практика - это материальная, чувствнно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природы и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человека общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не только и не столько деятельность отдельного чел, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии. Как по содержанию так и по форме практика носит общественный характер. Современная практика есть результат всемирной истории. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности. Общественная практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отношению к познанию она выполняет троякую роль. Во-первых, является источником, основой познания человека, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познания являются незнания сами по себе, а практика преобразование действительна для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. В-третьих, практика служит критерием истинности познания. Основными видами практики являются материально-производственная деятельность людей и социально-преобразующая деятельность массы (социальная, духовная, политическая сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид практики. Научная теория и практика составляют такое единство противоположностей, в котором практике изначально принадлежит решающая роль. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перерабатывает эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики. По отношению к ней теория играет програмирующую роль. Если практика предшествует теории в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого научного мышления в значительной степени возрастает возможность и необходимость внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношений, не обращаясь непосредственно к практике., что открывает путь выходу теоретического мышления из под власти непосредственно опыта. История познания свидетельствует о том, что вслед за применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области теории.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"