Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:12, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по "Философии".

Работа состоит из  1 файл

Ответы по философии----.doc

— 523.00 Кб (Скачать документ)

Эволюция - развитие, поступательное движение, развитие к лучшему, более сложному. Эволюционизм - мировоззрение в котором все процессы рассматриваются с точки зрения эволюции. Согласно диалектике (Гегеля), эволюция (прогресс) является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще.

Революция (поворот, переворот) - переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; внезапное, насильственное изменение существующего общественного  строя - в противоположность эволюции, постепенному изменению.

Регресс (обратное движение) - движение назад.

Прогресс - поступательное движение; развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более  совершенному.

  1. Чувственное и рациональное в познании. Познание как "отражение" и познание как "конструирование" действительности.

Чувственное и эмпирическое познание - не одно и то же. Чувственное знание - это знание в виде ощущений и восприятии свойств вещей, непосредственно данных  органам чувств

Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания связан с использованием всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов, например историк работает с архивами и иными источниками. Словом, это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.

Исходным чувственным образом  в познавательной деятельности является ощущение - простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Многообразие ощущений верно отображает объективный характер качественного многообразия мира и вызвано им. Потеря способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания.

Специфичность органов чувств не только не препятствует правильному познанию внешнего мира, как это пытались представить «физиологические»  идеалисты, но, напротив, она обеспечивает наиболее полное и точное отражение  объективных свойств предметов.

Положение об ощущении как субъективном образе объективного мира направлено своим острием против механического  деления качеств на первичные  и вторичные. С этой точки зрения первичные качества (форма, объем  и т.д.) являются отражением объективно существующих особенностей предметов, а вторичные (цвет, звук и т.д.) носят чисто субъективный характер. Отсюда ложный вывод: цвет, запах - это не свойства предметов, а наши ощущения (Э. Мах); словом «цвет» обозначается определенный класс психических переживаний (В. Оствальд). Мир же беззвучен, лишен красок, запахов.

Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время. Затем это  воздействие  прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу  же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти. Следовательно, мыслить что-то можно и по его исчезновении: ведь о нем остается определенное представление. Душа обретает возможность оперировать образами вещей, не имея их в поле чувственного  восприятия.

Можно ли рассуждать о познании, игнорируя память? Конечно, нет: душа без памяти - что сеть без рыбы. Никакое познание немыслимо без этого чудесного феномена. Процессы  ощущения и восприятия оставляют после себя «следы» в мозгу, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют  на человека. Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение.

Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Представление - это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением. Познание невозможно без воображения: оно есть свойство человеческого духа величайшей ценности. Воображение восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Сила воображения не только снова вызывает имеющиеся в опыте  образы, но и связывает их друг с другом и, таким образом, поднимает их до общих представлений. Воспроизведение образов осуществляется силой воображения произвольно и без помощи непосредственного созерцания.

Люди стремятся познать то, чего они еще не знают. Но для начала они должны, хотя бы в самом общем  виде, знать, чего же они не знают  и что они хотят знать. «Не  всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем», - гласит восточное изречение.

Правильная  постановка проблемы направляет поиски ее решения. Пытаться найти решение  поставленной проблемы можно двумя  путями: искать нужную информацию в  существующей литературе или самостоятельно исследовать проблему с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления.

Важными методами исследования в науке, особенно в естествознании, являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение представляет собой преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Эксперимент это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. Особую форму познания составляет мысленный эксперимент, который совершается над воображаемой моделью. Для него характерно тесное взаимодействие воображения и мышления. Основным  методом эксперимента является метод изменения условий, в которых обычно находится исследуемый предмет. Он дает возможность вскрыть причинную зависимость между условиями и свойствами исследуемого объекта, а также характер изменения этих свойств в связи с изменением условии.

В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Оно производится и в виде отчета с использованием общепринятых терминов, и наглядным образом в виде графиков, рисунков, фото- и кинопленок, и символически в виде математических, химических формул и т.п. Основное научное требование к описанию - это достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

  1. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития.

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту (Аристотель).

Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством  чувственного или интеллектуального  постижения либо сообщения о нем  и характеризуемая с точки  зрения ее достоверности. Т.о. истина существует как субъективная реальность в ее информационных и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного  образа. Образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предметом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла?

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.

В глубокой древности египетские мудрецы  в знак непогрешимости мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшимся истиной. В мифологическом образе истина – прекрасная, гордая и благородная женщина; иногда это богиня любви и красоты Афродита в колеснице, влекомой голубями – вечными символами мира.

Стремление к истине и красоте  как к высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность.

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. «До тех пор пока человечество стремится вперед, оно блуждает», - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в общественных науках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом.

К абсолютным истинам относятся  достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное применим и к  любой относительной истине: поскольку  она объективна, то в качестве момента  содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Новые н теории явления более полными и глубокими по сравнению с предыдущими.

Но высшим критерием истины было и остается объективное бытие, «действительность», как целое; из этого следует, что каждая единичная «истина» может претендовать только на относительную ценность, т.е. она не совершенна и имеет значение только в данный момент, что не является всей истиной.

Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - критерий истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой критерий истины, как общезнанчимость: истино то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Существует и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те, которые  хорошо работают (полезные). Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представление о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

  1. Социальная философия и теоретическая социология.

Социология – наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных, растений. Исследует  всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы  мужчин и женщин, род, семья, брак, различные  виды общественных образований, их основы, формы, развитие, возникновение и исчезновение.

Огюст Конт (1798-1857, Франция) ввел понятие социология, рассматривал общество как целостный  организм и система. Оно определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов разного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общества и социальная динамика для объяснения процессов функционирования общества.

Лестер  Франк Уорд (1841-1913). Отец социологии США. Социальные силы есть суть психологические. В качестве изначальной причины выступают желания субъекта, философия желаний. Первичные - пища, тепло, продолжение рода. Вторичные - моральные, творческие, эстетические, религиозные, формируются на основе первых. Желания - двигатель общества, действуют неосознанно, стихийно. Даже если они осознанны, то плохо контролируются. Основной носитель коллективных стремлений есть государство.

Сознательное воздействие на психические  силы дает возможность придать развитию общества более совершенный характер. Психологический эволюционизм.

Вебер Макс (1864-1920, германия). Социальная философия изучает, прежде всего, деятельность и повеление людей. Схема социального  действия это система осмысленного и целенаправленного взаимодействия людей. каждый частично запрограммирован, но имеет альтернативы, оценивает их и выбирает. 4 типа социального действия: 1) аффективное - стремление к удовлетворению страсти; 2) традиционное - подражание образцам поведения; 3) ценностно-рациональное - ориентируется на веру в самодостаточность некоторых ценностей; 4) целерациональность ясность сознания цели.

Неокантианство. Риккерт и Вильденбанд. Суть социальной философии в изучении истолкования исторических событий. Наука  об обществе и культуре сильно отличается от естественных наук, первые ищут общие  законы развития природы, а наличие законов в обществе отрицали. Задача объяснить отдельные факты, каждый из которых имеет причину и следствие, но это уникальные явления, которые не повторяются. В качестве руководящего принципа объяснения могут выступать ценности, надысторический и социальный характер и сущность которых образует трансценденциальный мир.

  1. Понятие общества.

Человеческое общество – высшая ступень развития живых систем, главные  элементы которой люди, формы их совместной деятельности, прежде всего  труд, продукты труда, различные формы  собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли.

Древние философы пытались разгадать природу общественных связей, сущность исторического развития, его причины. По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения своих потребностей. Аристотель выдвинул положение, что человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к общественной жизни.

Средневековые философы в трактовке истории человечества, как правило, апеллировали к божественному проведению: история предопределена богом; общество основано на неравенстве, с которым люди должны мирится. Августин рассматривает общество, град земной, в свете града Божьего.

Мыслители Нового времени  рассматривали историю общества, как продолжение истории природы  и стремились вскрыть «естественные» законы общественной жизни. Гоббс и  Локк развивали концепцию общественного  договора и договорную концепцию  государства. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях философов 17-19 в. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с другими людьми одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к интересам общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"