Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОС ответы на билеты расширенные.docx

— 94.84 Кб (Скачать документ)

     Содержание  сознания – знание, мышление – способ достижения истинного знания о бытие. Отсюда критерий истинности – соответствие знания свойствам и законам природного мира и бытия, от нарушения этого  принципа происходят ошибки в практике.

27. Л. Фейербах  о   природе  и   сущности  человека.  Этика  Л.  Фейербаха   и  критика   религий.

     По  Фейербаху, человек – природное  существо, высшее проявление ее жизненной  силы. При этом человек значительно  отличается от животной сущности с  любой точки зрения. Благодаря  тому, что человек – природное  существо, человек - универсальное существо, т.к. природа сама по себе универсальна и безгранична. Человек неограничен  и свободен, потому что неограниченна  и свободна и природа.

     Важнейшее отличие человека от любых других существ – он есть мыслящее существо. При этом человек остается существом  природным, сознание  - свойство как  природного существа, высшая форма  психического отражения. Мышление обеспечивается благодаря мозгу, который у человека имеет сложное строение по сравнению  с другими, более простыми, существами. Вообще, сущность человеческого сознания – в том, что человек способен познать собственную сущность, а  содержание – знание как о самом  себе, так и о внешнем мире.

     Свою  сущность человек приобретает в  общении. Общаться человек может  как с «Я», так и «Ты» (другим «Я»).

     Духовный  мир человек – результат его  мышления, сознания. Сущность человека включает сущность разума и чувства, сущность воли.

     Познание  предметов объективного мира включает познание и самого субъекта познания. Познавая какой-либо предмет, мы познаем  в нем собственную сущность. При  этом процесс мышления связан с деятельностью  мозга, но мыслит не мозг, а человек, т.к. свойства познания несводимы к  деятельности подобной материи, которая  является только субстратом мышления.

     Основная  задача философии Фейербаха –  критика религии, он рассматривает  ее в работе «Сущность христианства». Вообще, его философия носит атеистический  характер. Призывая к отказу от христианства, Фейербах называл христиан «полулюдьми - полуангелами». Религия тогда понимается как препятствие к развитию человека, делая его несвободным.

     Чувство зависимости человека от стихийных  сил природы, бессилие перед ней  можно считать психологической  причиной появления религии. Кроме  того, на человека серьезное влияние  страх перед смертью, и обещание возможности бессмертия - козырь в  руках религии. Также пугает непонятное, бессилие познать законы природы, объяснить  некоторые явления. Познание тайны  бытия человека тоже играет немаловажную роль. Боязнь любой неизвестности  позволяет религии толковать  проблему выгодным для себя образом.

     Практические  причины возникновения религии  существуют наравне с психологическими. Они связаны с бытием человека, с необходимостью реализации естественных потребностей. Отсюда стремление к счастью для человека вполне естественно.

     Общественной  причиной существования религии  Фейербах считает социальную несправедливость, разделение общества по имущественному признаку.

     Религия возникает благодаря тому, что  человек наделен творческими  возможностями к фантазии, воображению, творению виртуального мира. Действительно, Бог создается воображением человека, оно приписывает Богу человеческие качества: разум, волю, возводя их в  Абсолют, придавая сверхприродный масштаб. Созданный фантазией человека Бог создан для преодоления человеческих слабостей. Бог – сила все знающая и везде присутствующая, абсолютная воля, добрая воля.

     Критика религии Фейербахом связана с  тем, что религиозная вера связана  со слепым поклонением Богу, отсюда следует потеря религиозным человеком  свободы, что активно используется церковью.

     Вместо  религиозной веры Фейербах предлагает естественную веру в силу природы, вместо веры в Бога – веру в человека как природное существо с его  неограниченными возможностями  разума и воли.

     Воля  – проявление сущности человека, человек  является ее носителем. Кроме того, воля выражает внутренние необходимости  человека в его стремлении к счастью, когда человек способен удовлетворить  все свои жизненные потребности. В своей теории этики и морали добром Фейербах считает то, что  соответствует стремлению к счастью, злом – то, что ему противоречит.

     Подлинная мораль и добро проявляются в  акте общения «Я» и «Ты», причем критерий морали – благо для человека, добродетель всегда связана с счастьем. Совесть, по Фейербаху, - внутренний закон моральной жизни индивида.

28. Основные  черты   философии   И. Фихте  как  наукоучения.  Диалектика  «Я,  не-Я»  и  абсолютного  «Я»  в  познании. Проблема  свободы  и  необходимости.

     И.Г. Фихте считают одним из основоположников немецкого классического идеализма. Одной из проблем в его философии  становится познание сути философии  для теоретического осмысления целостного мира и бытия, т.к. наука начинает также претендовать на роль всеобъемлющего источника познания. Поэтому свою философскую систему Фихте называет наукоучением.

     Фундаментальная философская задача Фихте – выявить  основу (основоположения) научного знания, создать «науку о науке», т.к., по Фихте, наука сама по себе не может создать собственной основы.

     «Чистое Я» - разум, мышление как таковое, способность, которой наделены все люди. Она  имеет божественное происхождение. Именно из этого «чистого Я» проистекает  любое знание. Посредством мышления люди реализуют возможности разума, поэтому людей можно считать  носителями «чистого Я».

      Первое  основоположение состоит в том, что до познания человек должен определить свое бытие. Здесь бытие «Я» - деятельное бытие, духовно-практическая деятельность. «Я» полагает себя как мыслящее существо. Деятельное «Я» безгранично и бесконечно.

     Для соотношения своего «Я» с предметно-вещным миром человек противопоставляет  себе «не-Я», ограничивая себя.

      Отсюда  следует второе основоположение «наукоучения». «Я» противополагает себе «Не-Я». Здесь «не-Я» - «мир вещей», порождаемый мыслящим «Я». Вообще, «не-Я» необходимо для получения знания об объективном, его черт, существующих независимо от познающего. Таким образом, реальность приобретает структуру «субъекта-объекта».

      Третье  основоположение «Наукоучения» - синтез противоположностей «Я» и «не-Я», субъекта и объекта. Таким образом, «Я» вступает в единство с «не-Я», и приобретает черты бесконечности. Это является следствием духовно-практической деятельности субъективного «Я». Синтез происходит благодаря продуктивному воображению полагающего «Я».

     Сила  продуктивного воображения, по Фихте, - в том, что оно носит практический характер, отсюда появляется возможность  теоретической деятельности «Я».

     Фихте создает собственную теорию познавательной деятельности «Я»-субъекта. Т.к. мышление возникает только в процессе полагания себя как мыслящего субъекта, потому что без признания себя мыслящим существом признать что-либо невозможно. Рассматривая процесс познания, мышление разделяется на «мыслящее Я» и «мыслимое Я». Мыслящее «Я» определяет область «не-Я», которая и познается («мыслимое Я»). Предмет познания таким образом конструируется мыслящим «Я», он противопоставляется познающему «Я». Процесс познания предваряется духовно-практической деятельностью – созданием предмета познания.

     Исходная  ступень познания, по Фихте, - ощущение, причем на этой ступени субъект и  объект познания не различаются, а значит получаемое знание – нечеткое.

     Созерцание  – следующая форма познания, основанная на размышлении над восприятием, именно эта форма познания дает целостное  представление о предмете познания.

      Рассудок  – система понятийного и познания. Рассудок ничего не созидает, но сохраняет  воспринимаемое как реальность благодаря  продуктивному воображению. Именно оно является основой теоретического знания, давая мышлению свободу. Отсюда «Я» разумно постольку, поскольку  оно свободно в своем мышлении.

     Интеллектуальная  интуиция – проявление высших интеллектуальных способностей человека. Такая интуиция связана с мысленным экспериментированием, способностью к созданию идеализированных объектов (предметы, которых нет  в действительности, но которые могут  изучаться теоретическим познанием). Интеллектуальная интуиция дает знание о всеобщем и необходимом, она  есть высшая форма проявления свободы  мыслящего субъекта.

   Проблема  свободы и необходимости. Свобода  человека заключается в независимости  «Я» от внешнего давления необходимости. Тем не менее, свободный человек  подчинен голосу совести. Свободу человеку дает обладание разумом, что отличает его от животных. Свобода включает:

  1. Деятельность, как развитие субъекта и формирование внутреннего мира, осуществление творческой потенции личности, выражение ее глубинной сущности;
  2. возможность изменения действительности, подчинения необходимости. Человек может вкладывать необходимый ему порядок в вещи.

   В природе, обусловленной механическими причинами, невозможна свобода. Но человек –  носитель свободы и сама свобода. Она выражается в воздействии  на мир со знанием дела. «Я» становится свободным, если действует сознательно. «Я» свободно, когда свобода становится необходимостью для познающего.

29. Философия  трансцендентального   идеализма   Ф.  Шеллинга.  Шеллинг   о  природе   и  её развитии.

     Становление философской мысли Шеллинга пришлось на период революционных изменений как в общественном строе Европы, так и величайших открытий в науке. Задача философа – представить природу как единое целое, которому свойственно многообразие. Природа, по Шеллингу, - продукт извне творящей силы. Она сама себя производит. Природа развивается, эволюционирует, - развертывает имеющиеся признаки.

     Эволюцию  природы Шеллинг изначально рассматривает  как нисхождение от органической природы к механической, но впоследствии он утверждает, что природа, обратно, развивается от неорганической к органической. Природа сама стремится к своему развитию. Развитие природы есть выражение ее внутренних стремлений в поднятии к более высоким ступеням, используя качественные преобразования.

     Природа активна, она включает магнетизм, химизм, электричество. Вообще, идеальная сущность природы носит деятельный характер. Живая и неживая природа, по Шеллингу, взаимосвязаны, живая природы сохраняет некоторые свойства неживой. Природа содержит противоположные силы, которые представляют движение.

     Порождение  природы происходит благодаря наличию  в ней самой идеальной творящей силы. При этом природа – тождество  творящего и творимого, включающее субъективное и объектив-ное. Таким образом, идеальная сила – субъект.

      Анализ  объективного и субъективного в природе происходит благодаря диалектическому методу. Он рассматривает не только природную целостность, но и сущность идеальной силы природы.

     Получение знания о продуктивной деятельности сущности природы – одна из задач  философии Шеллинга. Это следует  из того, что метафизический мир  включает такие понятия, как Бог  и душа. Отсюда задача философии  – объяснить и понять этот метафизический мир. Этот вопрос он рассматривает в  труде «Система трансцендентального  идеализма».

     Знание  о природе, по Шеллингу, - «негативная  философия», знание о бытие идеального мира – «положительная философия». Первая позволяет выделить стадии развития неживой природы, происходящие в  ней процессы – механизм, магнетизм, электричество, переход этих процессов  друг в друга. В живой природе  Шеллинг выделяет три ступени  развития: растение, животное, человек. Причем духовность появляется только на уровне человека. Вообще, человек – единство материального и духовного, природного и сверхприродного. Таким образом, природа – связующее звено природы и духа.

      Человек, занимающийся познанием, - тождество  объективного и субъективного. В объекте познания необходимо выделить сторону, которая предстает в качестве предмета, который и будет познавать субъект. Тогда познание – творческий и противоречивый процесс. Чувственное познание – схематическое изображение предмета. Полного понятия о предмете в данном случае не создается. Но понятийное мышление включает всю сущность предмета, в этом случае понятие отрывается от объекта. Полное же знание включает чувственное и теоретическое, объективное и субъективное в виде синтеза.

     Рациональное  познание существует только применительно  к природе, т.к. в ней отсутствует  свобода. Именно поэтому познание природы  – «негативная философия».

     «Позитивная философия», познающая сферу свободы, - бытии Бога. Бог свободен сам в себе. Свобода – атрибут бытия Бога и человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"