Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОС ответы на билеты расширенные.docx

— 94.84 Кб (Скачать документ)

     Второй  период (критический). В труде «Критика чистого разума» Кант сформулировал  три важнейших для него вопроса: 1. Что я могут знать? – ответ  на него может дать теоретическая  философия. 2. Что я должен делать? –  практическая философия. 3. На что  я могут надеяться? – философия  религии. Позднее к ним Кант добавляет  вопрос «Что есть человек?» – ответ  на кото-рый дает философская антропология. Для него подлинной целью человеческого существования является поиск ответов на эти вопросы. Таким образом, философия может дать человеку понять, каким человек должен быть.

     Для изучения закономерностей деятельности разума, направленного на получение  истинного знания, Иммануил Кант создает «критику чистого разума» - свою особенную философскую теорию. Ее задача - выявление общих законов познавательной деятельности человеческого разума и определения границ знания. Такую деятельность можно считать продуктивной и творческой, созданной на внутренних основаниях. Универсальные законы познания он считает трансцендентальными, т.е. выходящими за границы непосредственного опыта. Необходимым Кант считает создание универсального метода познания, который должен исходить из собственных оснований разума.

     Природа (бытие вещей вне нас) разделяется  на вещи сами по себе, обладающие внутренней сущностью («вещь в себе») и внешним  проявлением (явления). При этом пространство и время понимаются как атрибуты бытия предметно-вещного мира.

     По  Канту, познание основывается на чувственном  опыте, но опыт сам по себе не дает нам  знания о вещах, т.к. из опыта нельзя узнать о свойствах пространства и времени. Опыт ограничен и непостоянен, а значит, не дает знания об универсальных  свойствах и внутренней сущности вещей. Следовательно, должны существовать доопытные (априорные) формы познания, носящие всеобщий характер.

     Учение  «Критика чистого разума» решает следующие задачи: 1) учение о началах (что является началом познания); 2) «учение о методе чистого разума».

     Познание  начинается с чувственного опыта, таким  образом познается предметная реальность, мир явлений, но нельзя получить знание о «вещах в себе». Чувственное познание пассив-но, т.к. проявляется под воздействием объекта на субъект. Оно не обладает истинной всеобщностью, т.к. зависит от конкретных обстоятельств.

     Знание  о сущности вещей дается только посредством  мышления, рассудка, благодаря собственному основанию.

     Истинное  знание может быть только априорным, т.е. независимым от опыта. Априорное  знание основывается на априорных понятиях, которые не выводятся из опыта, а  уже даны человеческому разуму. Кант объясняет это тем, что теоретические  науки построены именно на априорных  понятиях.

     Познавательная  деятельность представлена в виде деятельности чистого рассудка и разума. По Канту, рассудок - способность человека в  процессе мышления оперировать априорными понятиями, присущая всем людям, а потому является всеобщей и объективной. Деятельность рассудка – творческая, он конструирует сущность вещей, а значит, и воспроизводит  их.

     Чистый  рассудок, имея дело с множеством явлений, не может найти в себе основы для  единства. Он анализирует, но не синтезирует. Эту роль выполняет теоретический  разум, который вносит в чистый рассудок основополагающие идеи, которые придают  результатам деятельности рассудка всестороннее единство и целостность. Теоретический разум создает  идею цели познания. Именно посредством  разума познание приобретает упорядоченный  характер. Познание – творческий процесс.

     Рассуждая о противоречивости мышления, Кант говорит о возможности существования  противоречий между равнодоказуемых суждений – антиномий. Существует 4 пары антиномий (  Антиномия (гр. antinomia противоречие в законе) – противоречие между суждениями, которое каждое равнодоказуемо.)чистого разума:

1) мир имеет начало  во времени и пространстве  и мир во времени и пространстве  не имеет начала (бесконечен);

2) мир состоит из простого, неделимо и в мире нет ничего простого, все сложно;

3) в мире существует свобода и в мире нет свободы, а есть необходимость;

4) в мир есть  универсальная причина (Бог), все  предопределяющая и в мире  нет универсальной причины, все  случайно.

     У Канта  антиномии чистого разума не находятся  в простом равновесии. Ибо это  была бы статика, а не динамика познания. Ведь мыслить одновременно взаимополагающие противоречия для здравого смысла недопустимо. Здравый смысл действует по принципу «или то, или другое».Диалектический разум действует по принципу: «и то, и другое». Ведь диалектический разум бьется над разрешением противоречий, антиномий, а не просто констатирует их наличие. Необходимо их интегрировать, а это возможно, если тезис и антитезис, не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга.

21. Проблема  практического   разума, свобода  человека  и   этическая  концепция    И.  Канта.  Нравственные императивы  И.Канта  и   их  значение.

     Человек в своей жизни действует не только теоретически, но и практически. Рассмотрение практической деятельности является важной частью философии Канта, и описывается в работе «Критика практического разума».

     По  Канту, в основе практической деятельности человека лежит воля. В соответствии с естественными стремлениями человека он стремится к пользе для себя, что необходимо исходя из того, что  человек – природное существо. Отсюда именно воля есть намерение  реализовать природные потребности, и человек изначально – эгоист, т.к. человек вынужден действовать  в соответствии с необходимостью. Как естественное существо человек  не свободен.

     Но  человек – существо разумное. Свобода  для него – возможность выбора собственного поступка. Отсюда воля становится свободной, если в своем волеизъявлении человек опирается на разум. При  этом из природы человека свобода  воли не выводима.

     Центральная проблема «Критики практического разума» - проблема появления доброй воли. Это  связано с тем, что когда человек  стремится к удовлетворению естественных потребностей, его воля не становится ни доброй, ни злой. Понятие добра  для конкретного человека определяется его разумом, после чего на этом основании  действует воля. Воля, основанная добре – добрая воля. Ее можно считать свободной и самодостаточной, именно благодаря ей человек возвышается над животными.

     Человек становится злым не когда преследует личную выгоду, а когда возводит следование ей в абсолют. Зло ограничивается именно добром (благом).

     Волящий человек – повелитель своих неморальных, эгоистических побуждений. Отсюда воля – высшая ценность. Добрая воля может приобрести всеобщность, если становится «внутренним законодательством» индивида, принимаемым свободно, сознательно. Такая воля – императив, т.е. безусловное требование, выполняемое индивидом. Добрая воля становится целью практического разума, абсолютной ценностью, достигаемой практическими поступками. Стремление к добру должно быть абсолютным, т.е. сохраняться, даже если добро труднодостижимо или невозможно. По Канту, долг означает желать и себе, и в своем лице другим людям только блага.

     Императивы  Кант разделяет на гипотетические и категорические (безусловные). Гипотетические императивы предназначены для достижения конкретной цели. В данном случае для этого оправданы любые средства. Такие императивы не являются всеобщими. Они условны. Категорические императивы предписывают достижение добра как такового, являются законом нравственности и действуют безусловно, т.е. без исключений. Кроме того, они носят всеобщий и априорно необходимый характер. Отметим некоторые из категорических императивов Канта:

  1. Все, кроме человека, может рассматриваться как средство, человек – только как цель.
  2. Следует поступать согласно той максиме, для которой желаешь можно пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
  3. Следует поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству и в своем лице, и в лице других как к цели, а не как к средству.
  4. Следует поступать к другим так, как желаешь, чтобы относились к тебе.

     Человек, уклоняющийся от нравственных императивов, перестает быть нравственным субъектом. Практическая целесообразность не может  заменить нравственную необходимость.

     Достижение  счастья не делает человека добрым, в отличие от стремления сделать  других людей счастливыми (если это  побуждение не влечет насилие). Долг выше и надежнее счастья, он преследует общечеловеческие цели и интересы. Это связано с  тем, что долг нравственного человека – заботиться о счастье других, а не преследовать цель личного счастья. Человеческое призвание состоит  именно в выполнении нравственного  долга.

     Третий  фундаментальный вопрос бытия –  «На что я могу надеяться?», поднимающий  проблему Бога, веры и религии, рассматриваемую  в работе «Религия в пределах только разума».

     По  Канту, идея свободы предшествует идее Бога. Бог – идея абсолютного  добра, которое без веры в эту  возможность недостижимо. Бог есть абсолютное добро, даваемое и определяемое разумом. Бог существует, поскольку  человек в него верит. Отсюда следует  нравственное доказательство бытия  Бога.

     Божественны те нравственные законы, которые приобретают  абсолютный характер, становятся обязательными  для выполнения посредством побуждения доброй воли. Бог также есть нравственный закон.

     Психологическим корнем религии Кант считает страх  перед установленными Богом законами. Отсюда совесть – Бог во мне, т.к. это нравственный закон внутри человека, веление долга. Нравственный долг приводит к человеколюбию и любви к  добру. Человек должен поступать  так, как будто в потустороннем  мире его ожидает награда.

22. Объективно-идеалистическая   философия Гегеля. Его  учение  об  идее,  духе  и  материи.  Сущность  диалектического   метода  и   диалектики Гегеля. Гегель  о  законах   развития.

     Гегель, как это было свойственно для  классической немецкой философии, ставится своей целью создание всеобъемлющей философской системы, охватывающей весь существующий мир как систему.

     По  Гегелю, задача философии – в  том, чтобы выявлять во всем конечном бесконечность и требовать усовершенствования конечного посредством разума. Здесь  конечное – предметно-вещная реальность, в которой живет человек.

     Для рассмотрении реальности Гегель вводит понятие «бытие» - категория, которая указывает на существование чего-либо, которая обладает некой сущностью. Сначала бытие выступает как чистое бытие, как неопределенность, где мы не может указать ни свойств, ни качеств. Такое бытие можно рассматривать как «ничто», из которого впоследствии возникает «нечто» - предметная реальность с определенными свойствами, которую мы можем познать. «Ничто» отрицает «нечто» и преобразуется в него, благодаря чему бытие становится не абстрактным, а сущим (наличным).

     Под качеством Гегель понимает какую-либо устойчивую совокупность свойств, которые  составляют определенность явлений.

Вообще, основой бытия  и «нечто» Гегель считает объективную  идею – существующую саму по себе нематериальную реальность, способную к саморазвитию и изменению.

     Под объективным духом понимается деятельная сторона объективной идеи, некая  нематериальная сила, относящаяся к  идеальному миру. Нематериальная реальность способна приобретать конкретные формы  своего существования. Тогда дух  можно рассматривать как творческое начало идеального мира.

     Для рассмотрения того, как идея и дух  приобретают формы конечного  бытия, Гегель вводит особый метод познания и мышления – диалектический. Здесь  метод – система понятий, благодаря  которой действует познающий  разум. Подобный метод – душа познания, бесконечная сила.

Принципы диалектического  метода:

  1. Все существующее нужно рассматривать в развитии и саморазвитии.
  2. Все существующее есть противоречивое единство, «целокупность». А противоречие есть источник всякого движения, развития и саморазвития.
  3. Во всем существующем необходимо находить связь, взаимосвязь между конкретными явлениями, составляющими содержание всего существующего. Только через связь с другим конкретное явление проявляет свою подлинную реальность.
  4. Всякое развитие нужно рассматривать не только как процесс качественного изменения, но и как процесс самоотрицания предыдущих состояний.
  5. Всякое развитие есть не что иное, как способность различных явлений, в т.ч. объективного духа, все более всесторонне проявлять свое внутреннее содержание.

По Гегелю, диалектика – учение о развитии и саморазвитии чего-либо. Выделяется два ее вида:

  1. объективная (диалектика саморазвития объективного мира вне нас);
  2. субъективная (диалектика мышления и человеческой деятельности).

Эти виды диалектики взаимодействуют между собой.

Гегель выдвигает  учение о трех диалектических законах:

  1. единства и борьбы противоположностей,
  2. перехода количества в качество – определяет механизм развития. Описывается через количество, качество, меру, скачок. Качество – совокупность свойств, присущих предметам и явлениям. Количество – степень выраженности свойств. Единство количества и качества – мера бытия, в границах которой она тождественна сама себе. Скачок  - переход от одной меры к другой.
  3. закон отрицания отрицания. Здесь отрицание – философская категория, которой мы обозначаем особые процессы, прежде всего – не уничтожение чего-либо (деструктивное отрицание), а упразднение каких-либо сторон в предметах и явлениях, которые препятствуют развитию, совершенствованию предметов и явлений. Отрицание включает в себя сохранение всего положительного, освобождение места для бытия нового. Второе отрицание – «отрицание отрицания», в котором не утрачивается связь ни между началом, ни между первым и вторым отрицанием. Между ничто и вторым отрицанием существует опосредованная связь, а между первым и вторым отрицанием – непосредственная. Во втором отрицании наблюдается возврат к самому себе, но в обновленном содержании.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"