Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

мои ответы (восстановлен).docx

— 183.95 Кб (Скачать документ)
  1. Проблема  субъекта и объекта
  2. Роль ценностей
  3. Поиски в науках…
  4. Научное знание…

Многообразие  форм знания и специфика  научного знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют специфические формы знания. Обыденно-практическое знание. Существовало еще на ранних этапах человеческой истории, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основа: опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Включает: здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Особенность: 1.используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств 2.принципиально бесписьменный характер. Личностное знание. Оно ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное знание общезначимо или надличностно и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил построения знания. Религиозное знание. Базируется на вере и устремляется за пределы рационального в сферу постижения сверхъестественного. Религиозное знание, являясь одним из наиболее ранних форм знания, заключает в себе механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Его атрибутами являются храм, икона, тексты Священного писания, молитвы, многообразная религиозная символика. Вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Формы вненаучного знания: Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, это учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями, самыми яркими представителями паранормального знания считаются мистика и спиритизм; Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения; Антинаучное знание как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности - предмет и способы исследования противоположны науке; Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов. Народная наука - особая форму вненаучного знания, в сейчас стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода.

Специфика научного знания. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Наука – это творческая деятельность, результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально историческая деятельность, а не только  “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания.

 Основные особенности научного познания (критерии научности).

1. Основная  задача научного познания –  обнаружение объективных законов  действительности и их систематизация.

2. Целью  научного познания является –  объективная истина (отсюда характерная  черта – объективность).

3. Знание  ориентировано на воплощение  в практике.

4. Научного  познания направлено на воспроизводство  знаний.

5. В  процессе познания применяются  средства познания (материальные  и духовные), которые сами являются  предметами  познания.

6. Для  научного знания характерна строгая  доказательность, обоснованность  и достоверность.

7. Для  науки характерна постоянная  методологическая рефлексия.

Осваивая  действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует  определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа.

Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать - это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. Поппёр: наука начинает не с наблюдений, а с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глубоким. Возникают: а) либо как следствие противоречия в отдельной теории; б) либо при столкновении двух различных теорий; в) либо в результате столкновения теории с наблюдениями. Условия решения: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений. 

  1. Новоевропейская наука…

Особенности новоевропейской  философии. Хронологические рамки Нового времени, обычно очерчиваемые историками, это XVII - нач. XX веков, то есть период от первых буржуазных революций до первых социалистических. Однако новейший период в философии начинается уже с середины XIX века. Таким образом, история новоевропейской философии занимает два с половиной столетия. Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс. Философия XVIII века - философия эпохи Просвещения - довела до логического завершения основные идеи и интенции XVII века, сделала их общественным достоянием. Выдающимися философами этой эпохи были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Лессинг, Кант, Толанд. Немецкая классическая философия (XVIII - сер. XIX вв.) вывела новоевропейскую философию на уровень развитых систем, вскрыла тупики новоевропейской мысли, подготовила переход к новейшему периоду. Наиболее видными философами немецкой классики являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса критически переосмыслила опыт немецкой классической и европейской философии и предвосхитила ведущие интенции философии новейшего периода. Философия - это самосознание культуры, поэтому особенности философии того или иного периода ее развития отражают особенности соответствующего периода в развитии культуры. Главная отличительная черта новоевропейской философии - рационализм - является проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени.

Становление и развитие классической науки началось в период активного становления нововременной науки, когда необходимо было отстоять независимость и самостоятельность формирующегося знания, опирающегося на интеллектуальную интуицию и доверие каждого. Основоположниками новоевропейской науки стали Р. Декарт, И. Кеплер, Г. Галилей, Ф. Бэкон. Благодаря им стало активно проявляться становление классической науки, заключающейся в получении новых знаний из опытов и самого познания конкретного субъекта. 

  1. Структура научного знания…

Структура научного знания, его  эмпирический и теоретический  уровни. Особенности  эмпирического и  теоретического языка  науки. Научное знание представляет собой сложно организованную, развивающуюся и многоуровневую систему. В ней существует многообразие различных форм и типов знания, начиная от эмпирических фактов и кончая абстрактными теоретическими построениями.

В эпистемологии  науки анализируют, во-первых, структуру научного знания, под которой понимают не только ее строение, т.е. состав входящих в нее подсистем знания, но и взаимосвязь, и взаимодействие между ними. Во-вторых, в ней выделяют также особые уровни познания — эмпирический и теоретический, соответствующие глубине проникновения науки в сущность изучаемых явлений и процессов. В настоящее время к ним добавляют еще основания науки, которые составляют ее теоретический базис. Различным структурам и уровням познания соответствуют свои специфические методы, приемы и критерии исследования.Ощущения и восприятия, которые дают информацию об объективно существующих вещах, непосредственно связаны с ними и отображают их свойства и отношения. Поэтому их можно рассматривать как чувственные образы вещей, так как они представляют собой результат их действия на органы чувств. Например, вследствие воздействия внешнего предмета у нас возникают ощущения его формы, объема, цвета, и т.п. свойств, которые в единстве и целостности отображаются в восприятии в виде отдельного чувственного образа. Эту стадию познания можно рассматривать как процесс непосредственного чувственного созерцания внешнего мира, который, однако, не совпадает с эмпирическим уровнем научного познания.

Иногда  нам кажется, что вещи существуют в том виде, как мы их воспринимаем. Такое представление широко распространено в повседневном мышлении, которое в философии характеризуют как «наивный реализм». В таком представлении заслуживает внимания вера в объективное существование реального мира, но сам процесс его познания понимается неверно. С точки зрения «наивного реализма», внешний мир и вещи в нем выглядят такими, как они воспринимаются субъектом. На первый взгляд кажется, например, что Земля неподвижна, а Солнце движется, что невидимые частицы материи или излучения, вирусы и микробы не существуют, ибо мы их не видим и не воспринимаем. Наука же доказывает, что видимое движение Солнца объясняется движением Земли, а о существовании невидимых частиц материи и излучений свидетельствуют результаты их воздействия на другие тела, которые регистрируются приборами, например, движения элементарных частиц видны в пузырьковых камерах в виде треков, вирусы можно наблюдать в ультрамикроскоп, а бактерии — даже в обычный микроскоп.

Сторонники  субъективного идеализма, опираясь на представления «наивного реализма», пытались, как известно, даже доказывать, что источником нашего познания служат не вещи объективного мира, а ощущения самого субъекта. Небезызвестный субъективный идеалист Дж. Беркли настойчиво убеждал, например, что поскольку каждый человек непосредственно имеет дело со своими ощущениями, то он не может знать, что лежит за ними. Поэтому Беркли предлагал рассматривать вещи как комбинации или комплексы ощущений. Вместо того, чтобы рассматривать ощущения и восприятия как отображения свойств объективно существующих вещей, субъективные идеалисты, наоборот, рассматривают их как некие первоначала, из объединения или комбинации которых возникают реальные вещи. При последовательном проведении такой точки зрения неизбежно приходят к солипсизму, когда все существующее в мире становится комбинацией ощущений субъекта.

Точка зрения «наивного реализма», хотя и  кажется очевидной, но совершенно несостоятельна, во-первых, с позиции науки, которая доказывает, что реальные вещи оказываются не такими, какими они нам кажутся, ибо имеют более сложную структуру и свойства. Во-вторых, эта позиция оказывается весьма уязвимой с философской точки зрения, ибо не подчеркивает различия между тем, что воспринимается и то, что служит источником такого восприятия. Ведь реальный мир не дан нам непосредственно, а познается сложным и опосредованным способом.

Эмпирическое  познание в науке начинается с  осмысления и анализа данных наблюдения и эксперимента, в результате которых возникают представления об эмпирических объектах. Такие объекты описывают свойства и отношения реальных предметов или действительное положение дел с помощью терминов и высказываний эмпирического языка. Но их познание осуществляется не непосредственно, как иногда думают, а опосредованно, через чувственное познание. Следовательно, эмпирические объекты можно рассматривать как модели чувственных объектов, которые непосредственно связаны с предметами внешнего мира.

Подводя итог рассмотрению эмпирического уровня познания, следует еще раз отметить, что он не совпадает с чувственной стадией познания. Чувственное познание представляет собой предпосылку эмпирического познания, но не тождественно ему. Поэтому ощущения и восприятия в точном смысле слова являются формами чувственного, а не эмпирического познания, в котором заметную роль начинает играть рассудочное познание. С философской точки зрения эмпирический уровень познания можно охарактеризовать с помощью категории рассудка, который И. Кант и Г.В. Гегель рассматривают как низшую стадию рационального познания. Рассудок, опираясь на материал чувственного познания, классифицирует и систематизирует его, образует понятия и суждения, но не в состоянии обнаружить в нем единство и раскрыть его сущность. Таким образом, на стадии рассудка происходит расчленение материала чувственного познания, в результате которого возникают отдельные абстракции, но они остаются не связанными друг с другом и не представляют собой единой целостной системы. Раскрытие такого единства и синтез отдельных абстракций в рамках конкретных теоретических систем происходит на уровне категории разума, которая представляет собой наиболее развитую, высшую стадию развития рационального мышления.

Теоретическое познание находит свое воплощение в  построении различных форм рационального познания, начиная от отдельных понятий и суждений и, кончая теориями и системами теорий в рамках научных дисциплин и междисциплинарных направлений исследования. Но для этого необходимо располагать особыми объектами и методами исследования. О них мы будем подробно говорить в дальнейшем. Здесь же ограничимся обсуждением различия теоретического уровня познания от эмпирического.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"