«Семь мудрецов» - древнегреческая персонификация мудрости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:39, доклад

Описание

Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь.

Работа состоит из  1 файл

Семь мудрецов.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

        1. "Семь мудрецов"

    Большую роль в подготовке античной философии  сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в  каждом списке их было обязательно  семь. Это говорит, о том, что здесь проявлялась характерная для предфилософского сознания магия чисел, которую мы находим и у Гесиода, поэтому его поэма называлась "Труды и дни", ибо в конце поэмы Гесиод рассказывает о том, какие дни месяца благоприятны или неблагоприятны для тех или иных дел.

    Разные  источники определяют состав "семи мудрецов" неоднозначно. Самый ранний из дошедших до нас списков принадлежит  Платону. Это уже 4 в. до н. э. В диалоге  Платона "Протагор" о мудрецах сказано: "К таким людям принадлежали и Фалес Милетский и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон". Позднее у Диогена Лаэрция место малоизвестного Мисона с большим на то правом занимает Периандр - коринфский тиран. Полагают, что Платон вывел Периаидра из состава "семи" из-за своей ненависти к тирании и тиранам. Были и другие списки. Но во всех семерках неизменно присутствовало четыре имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак. Со временем имена мудрецов были окружены легендами. Например, Плутарх и своем произведении "Пир семи мудрецов" описал явно вымышленную их встречу в Коринфе у Периандра.

    Время деятельности "семи мудрецов" - конец 7 и начало 6 в. до н. э. Это конец четвертого (после Эгейского неолита, Критской и Микеиской Греции и "гомеровской" Греции) периода в истории Эгейского мира - периода архаической Греции (8 - 7 вв. до н. э.) и начало пятого периода. В 6 в. до н. э. Эллада вступает в век железа. На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис - город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу.     Развиваются товарно-денежные, вещные отношения между людьми. Начинается чеканка монеты. Власть евпатридов, "благородных", ведущих свой род от родоначальников полубогов-героев, а тем самым идеологически обосновывающих свое право на господство, в ряде наиболее передовых полисов свергается. На ее место ставится тирания.

    Тираническая  антиаристократическая форма правления  устанавливается в Мегаре во второй половине 7 в. до н. э., в Коринфе, Милете и в Эфесе - в конце 7 в. до н. э., в Сикионе и в Афинах - в начале 6 в. до н. э. В начале 6 в. до н. э. в Афинах была проведена реформа Солона. Отныне основой социальной стратияфикации там стало не происхождение, а имущественное положение.

    Мудрость "семи мудрецов" нельзя отнести  ни к науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник философии, а именно - обыденное  сознание, в особенности то, которое  достигает уровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся иногда до большой обобщенности и глубины в понимании человека и его социальности.

    Вместе  с падением политической власти аристократии утрачивает свою гегемонию и мифологическое мировоззрение, чья идеологическая функция в условиях обществ "бронзового века" состоит в обосновании, как мы уже сказали, права землевладельческой аристократии на господство над земледельцами.

    Со  временем начинают складываться первые еще очень наивные, но все же немифологические системы взглядов. Но на первых порах миру богов и героев противопоставляется осмысление обыденного сознания в афоризмах, в которых нет ничего от сверхъестественного мира.

    Это чисто житейская практическая мудрость, но достигшая своего атомарного обобщения в сжатых мудрых изречениях.

    Такие афоризмы, или гномы, имели форму всеобщности. Аристотель определяет "гному" как "высказывание общего характера". Гномы пользовались большой известностью. Изречения "ничего сверх меры" и "познай самого себя" были даже высечены над входом в дельфийский храм Аполлона. Диоген Лаэрций сообщает, что имена "семи мудрецов" были официально провозглашены в Афинах при архонте Дамасии (582 г. до н. э.).

    Три вида гном. В лице своих мудрецов античное мировоззренческое сознание обращается от мифологических теогоний к человеку.

    Уже в "Трудах и днях" зарождается  нравственная рефлексия, осознание  механизма общественных запретов и  предписаний, дотоле работавшего стихийно.

    Но  и в гномах можно увидеть зарождение древнегреческой этики. Конечно, этика - это наука о нравственности, а не сама нравственность, но нравственное самосознание - это уже начало этики.

    Античная  мифология не отличалась ни нравственным уровнем, ни морализированием. Выше говорилось, что у Гомера все в нравственном отношении безразлично, кроме мужества - этой главной и единственной добродетели - главного и единственного порока.

    Упреки  совести Одиссею неведомы. Между  тем совесть - это переживание  расхождения между должным и  сущим в поведении человека.

    Конечно, нередко случается, что должное  оказывается мнимым, плодом скорее предрассудка, чем разума, поэтому  сами по себе укоры совести еще ничего не говорят о подлинности или неподлинности должного. Но у Одиссея вообще нет никакого представления о должном.

    В основе складывающихся этических норм лежал один важнейший принцип. Он был четко выражен уже Гесиодом: "Меру во всем соблюдай!" Поэтому  зло было понято как безмерность, а благо - как умеренность. Нравственную безмерность греки называли "гюбрис" - наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление. Отсюда такие гномы, как изречение Солона "Ничего сверх меры!" и изречение Клеобула "Мера - наилучшее". В этом же роде и более конкретные изречения, например советы Бианта - "Говори к месту", Хилона - "Не позволяй своему языку опережать твой разум", Питтака - "Знай свое время" и т. д. Все эти гномы служили проповеди гармонизации отношений между людьми путем их самоограничения.

    К этим гномам примыкала гномическая (назидательная) поэзия Фокилида Милетского, Феогнида Мегарского и других поэтов-моралистов. Среди них мы снова находим некоторых из "семи "мудрецов". Хилону приписано двести стихов, Питтаку - шестьсот и Клеобулу - три тысячи. Выдающимся поэтом был мудрец и законодатель Солон.

    Вообще  говоря, античная предфилософская лирическая поэзия тактике сыграла свою роль в подготовке философии. В лирике происходит пробуждение личного самосознания, тогда как в эпосе личность поглощена родом. Мифология - дело родового сознания, а философия - личного. Предфилософская лирика в Элладе - это в основном лирика ионийских поэтов конца 8 - 7 и начала 6 в, до н. э. Она представлена именами Каллина из Эфеса, Тиртея из Милета, Архилоха с Пароса, Терпандра с Лесбоса, доричесыим лириком Алкманом Спартанским - лидийцем из Сард, Алкеем и Сапфо с Лесбоса, Стесихором, Симонидом из Аморгоса, Мимнермом из Колофона.

    Второй  вид гном - это нечто большее, чем  нравственные указания. Сюда прежде всего  относится гнома "Познай самого себя!" Она имела не только нравственный, но и мировоззренческий философский смысл, который, правда, был раскрыт лишь Сократом в 5 в. до и. э.

    Третий  вид гном - это гномы Фалеса. Фалес - первый во всем списках "семи". Он же первый древнегреческий, древнезападный философ. Фалесу приписаны такие  мудрые мировоззренческие изречения: "Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит", "Быстрее всего ум, потому что он все обегает", "Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть", "Мудрее всего время, потому что оно все открывает" и некоторые другие.

    Имея  в виду именно Фалеса, Маркс говорил  о том, что "греческая философия  начинается с "семи мудрецов" 1 /Маркс  К., Энгельс Ф, Из ранних произведений. М., 1956, с. 131./. Именно Фалес распространил ту форму всеобщности, которая была достигнута в гномах, на мировоззрение. В этом ему помогло и занятие науками. Фалес был не только первым среди мудрецов, но и первым античным ученым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Семь  мудрецов — особо чтимые древнегреческие философы и политики VII - VI веков до н.э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни.

     Всего в разных источниках в качестве «семи мудрецов» фигурирует несколько имён в разных комбинациях. Разнообразие списков обусловлено их «привязкой» к определённому месту и времени. Эти списки появились в Греции благодаря практике проведения соревнований между мудрецами. Эти соревнования проходили как во время Олимпиад, так и на других греческих праздниках. В связи с этим появилось несколько списков, и поэтому общее количество мудрецов значительно превышает число семь. Состав варьируется в зависимости от источника: всего 17 имен в разных комбинациях.

     Первый  список мудрецов приведён в диалоге Платона «Протагор» (IV в. до н. э.):

    • Фалес Милетский
    • Питтак Митиленский
    • Биант Приенский
    • Солон из Афин
    • Клеобул Линдийский
    • Мисон Хенейский
    • Хилон из Спарты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

     Введение

  1. «Семь мудрецов»

    Заключение

    Список  использованных источников 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение  высшего профессионального образования 

«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» 
 

Рузаевский  институт машиностроения (филиал) 

            Кафедра Гуманитарных дисциплин 

ДОКЛАД

ПО ФИЛОСОФСКОЙ  АНТРОПОЛОГИИ

Тема: «Семь мудрецов» - древнегреческая персонификация мудрости 
 
 

                                                                                Выполнила: студентка гр. Э-304

                                                                                Бутурлакина Е. 

                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рузаевка 2011

Заключение 
 

     Семь  мудрецов - собирательный образ людей, выделившихся и прославившихся в  разнообразных областях человеческой деятельности. По разным спискам, каждый из которых ограничен числом семь, в целом к ним относят около 20 человек. Несомненными среди них, встречающимися во всех списках, являются четверо: Фалес, Солон, Биант, Питтак. В списке Деметрия Фалерского (IV в. до н. э.), автора самого древнего сборника изречений "Семи мудрецов", в добавление к ним названы еще Клебул, Периандр, Хилон.

     Семь  мудрецов занимают промежуточное положение  между до-философской и философско-опосредованной стадиями моральной культуры античности. Их имена неразрывно связаны с  моральными представлениями, которые  приобрели в ту эпоху общепризнанный статус, одновременно они стоят у истоков греческой философии; первый среди мудрецов - Фалес является также и первым философом. В творчестве Семи мудрецов мораль приобретает форму императивов, обозначается ее основное проблемное поле: индивид и окружающие его люди.

Информация о работе «Семь мудрецов» - древнегреческая персонификация мудрости