Эпоха возраждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:46, лекция

Описание

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.

Работа состоит из  1 файл

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.doc

— 36.00 Кб (Скачать документ)


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.

В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.

Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.

 

2) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

1) Гуманизм - понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).

Этика эпохи возрождения - это этика благородства, заключающемся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии - научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.

Детерминизм - взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль)

Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Гед родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант - становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.

 

2) Пантеизм - это философское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах.

Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.

 

3) Натурфилософия - философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д.

Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется - душой мира. Дуща мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это нечто иное как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающей с богословием.

Небесные тела лишались своего привилегированного положения оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означала отказ от внешних двигателе=> отказ от преводвигателя.

 

 

 

 

А). Переходный характер философии Возрождения. Эпоха Возрождения (XIV-XVI века) – переходная и связующая. Ее суть – завершить один тип жизни и культуры и открыть другой. Она отделяет древнюю историю от новой, она рождает деление старый и новый свет, она формирует «нового человека», переключая доминанты человеческого сознания с «ветхого» на «новое». Это определяет и форму жизни человека этой эпохи, и способы организации теоретической мысли, а значит и философии.

 

Эта специфика эпохи зафиксирована уже в самом ее имени: Возрождение – Кватроченто (итал.), Ренессанс (фран.). Возрождение чего-то, непоправимым образом потерянного в прошлом, в  совершенно новое современное состояние. Потерянное было найдено в античности, поэтому Возрождение первоначально понималось как восстановление подлинного духа античности, ее образа жизни.

 

Но это не могло быть полное натуральное восстановление в виде осуществленной реальности. И это должно было радикально отличаться от традиционного средневекового отношения к классической древности, когда отселектированные образцы (прежде всего Платон и Аристотель) были превращены в духовный авторитет.

 

Б). Возрождение и античность. Возрождение восстанавливало античность в виде идеала. Идеал, в отличие от авторитета, не лишает человека свободы, духовной самостоятельности. Возрождение формирует новое ощущение жизни, которое рассматривается как родственное жизненному чувству античности и противоположное средневековой отрешенности от жизни. Предшествующее Возрождению средневековье – эпоха религиозная. Возрождение – эпоха религиозно-реформаторская и творчески-эстетическая. Средневековье – теоцентрично. Возрождение – антропоцентрично.

 

В).Оценки культуры Возрождения.Соответственно и оценки этой эпохи оказываются принципиально различными. Ее интерпретируют либо как финал средневековья, либо как интродукцию Нового времени. Либо как падение культуры и человека в земной мир после попытки жить только в опоре на Бога. Либо как высвобождение от темноты религиозного догматизма и утверждение человека в полноте мирской жизни.

 

Если же эта эпоха понимается как самостоятельная и уникальная, то мотив ее переходности усиливается и превращается в мотив кризисности. Возрождение открывается новое устройство жизни и культуры: нетрадиционное и принципиально динамичное, перманентно (непрестанно, вновь и вновь) создающее подвижки, сломы, кризисы жизнеустройства, которые только изредка перемежаются периодами относительно стабильных жизненных форм. (Переходное состояние – основное состояние жизни.)

 

Вывод. Философия переходной эпохи – всегда философия человека. Поэтому в это время:  а) доминирующей «единицей», «масштабом»  философствования является человек; б) и философия существует в особых минимально теоретических формах.



Информация о работе Эпоха возраждения