Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:19, контрольная работа

Описание

Эллино-римский период античной философии (по-другому называется поздняя античность) длился с конца 4 в. до н.э. по 5 в. н.э. В нем можно рассмотреть два этапа: эллинистический (конец 4-2 вв. до н.э.) и римский (1 в. до н.э.- 5 в. н.э.). Позднее возникает и развивается неоплатонизм (в III-V столетиях н.э.).

Философия этого периода была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире с все более новыми изменениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Эпохи эллино-римского периода…………………………………………….

1.1 Эпоха эллинизма………………………………………………………….

1.2 Римская философия………………………………………………………

2. Основные философские направления эллино-римского периода……..

2.1 Эпикуреизм……………………………………………………………..

2.2 Скептицизм……………………………………………………………..

2.3 Стоицизм………………………………………………………………..

2.4 Неоплатонизм………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 31.50 Кб (Скачать документ)

 

Главным представителем скептицизма  античного Рима был Энесидем из Кносса, в своих взглядах близок к философии Пиррона.

 

Энесидем видел в скептицизме путь к преодолению догматизма всех существующих философских направлений. Большое влияние он уделял анализу противоречий в учениях других философов. Выводом из его скептических воззрений является то, что о реальности невозможно делать никаких суждений, основанных на непосредственных ощущениях.

 

Наиболее выдающимся представителем младшего скептицизма был Секст  Эмпирик. Его учение также исходит  из греческого скептицизма. В своих  работах он излагает методологию  скептического сомнения, основанную на критической оценке основных понятий  тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не только против философских  понятий, но и против понятий математики, риторики, астрономии, грамматики и  т. д. Его скептического подхода  не миновал и вопрос о существовании  богов, что привело его к атеизму.

 

В своих произведениях  он стремится доказать, что скептицизм является оригинальной философией, которая  не допускает смешения с другими  философскими направлениями. Секст  Эмпирик показывает, что скептицизм отличается от всех других философских  течений, каждое из которых признает одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает сомнению и допускает все сущности.

 

Римский скептицизм был специфическим  выражением прогрессирующего кризиса  римского общества. Поиски и исследования противоречий между утверждениями  предшествующих философских систем ведут скептиков к широкому изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении скептицизм создает  много ценного, в целом он уже является философией, утратившей ту духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В сущности скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики.

 

2.3. Стоицизм.

 

В конце 4 в до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон из Китая (336-264 до н. э.).

 

Зенон первый провозгласил в  трактате «О человеческой природе», что  основная цель – «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью». Этим самым он дал стоической философии  основную ориентацию на этику и ее разработку. Выдвинутый идеал он сам  реализовал в своей жизни. От Зенона исходит также усилие соединить  три части философии (логику, физику и этику) в одну цельную систему. Стоики часто сравнивали философию  с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику –  мышцами, а физику – душой.

 

Стоицизм – это философия  долга, философия судьбы. Видные ее представители – Сенека, учитель  Нерона, император Марк Аврелий. Позиции этой философии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непокорного тащит.

 

Поскольку отпала необходимость  обоснования полисных гражданских  добродетелей и интересы сконцентрировались на спасении личности, то этические  добродетели стали космополитическими. Стоики развивали онтологические идеи космического логоса, но преобразовывали  это гераклитовое учение как учение о всеобщем законе, провидении и Боге.

 

Стоики характеризовали  философию как «упражнение в  мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она  учит обращаться с понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее  нельзя понять ни физику, ни этику, которая  является центральной частью стоической философии. Физику, т. е. философию природы, они, однако, не переоценивали. Это вытекает из их главного этического требования «жить в согласии с естеством», т. е. с природой и порядком мира –  логосом. Однако в принципе они не внесли в эту область ничего нового.

 

В онтологии (которую они  помещали в «философию природы») стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается  основой, и духовный принцип –  логос (бог), который проникает через  всю материю и образует конкретные единичные вещи. Это определенно дуализм, который встречается и в философии Аристотеля. Однако если Аристотель видел «первую сущность» в единичном, которое является единством материи и формы, и возвышал форму как активное начало материи, то стоики, наоборот, сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос(бог) – активным принципом).

 

Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции  бытия детерминистский, вплоть до фатализма, характер, который пронизывает и  их этику.

 

В области теории познания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Основой  познания, согласно их взглядам, выступает  чувственное восприятие, которое  вызывается конкретными, единичными вещами. Общее существует лишь посредством  единичного. Здесь заметно влияние учения Аристотеля о взаимоотношении общего и единичного, которое проецируется и на их понимание категорий. Стоики, однако, значительно упрощают аристотелевскую систему категорий. Они ограничили ее лишь четырьмя основными категориями: субстанция (сущность, количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность.

 

Большое внимание стоики уделяют  проблеме истины. Центральным понятием и определенным критерием истинности познания является, по их мнению, учение о так называемом схватывающем представлении, которое возникает под воздействием воспринимаемого предмета при активном участии субъекта восприятия. Каталептическое  представление непосредственно  ясно «захватывает» воспринимаемый предмет. Только это ясное и очевидное  восприятие необходимо вызывает согласие разума и с необходимостью становится пониманием (каталепсис). Как таковое понимание является основой понятийного мышления.

 

Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто  телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализуется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума.

 

Хотя стоики считают основой  всякого познания чувства, большое  внимание они уделяют и проблемам  мышления. Стоическая логика тесно  связана с основным принципом  стоической философии – логосом. «… Так как они (стоики) возвели  в принцип абстрактное мышление, то они разработали формальную логику. Логика поэтому является у них  логикой в том смысле, что она  выражает деятельность рассудка как  сознательного рассудка». Большое  внимание они уделяли умозаключению, в частности проблемам импликации. Стоики выработали античную форму логики высказываний.

 

Стоическая этика выдвигает  на вершину человеческих усилий добродетель  Добродетель, по их представлениям, единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели: разумность, граничащую с силой воли, умеренность, справедливость и доблесть. К четырем основным добродетелям прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности – распущенность, справедливости – несправедливость и доблести – трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие, переходных состояний между ними нет.

 

Все остальное стоики относят  к категории безразличных вещей. На вещи человек не может повлиять, однако он может над ними «возвыситься». В этой позиции проявляется момент «смирения с судьбой», который  развит, в частности, в так называемом среднем и новом стоицизме. Человек  должен подчиняться космическому порядку, он не должен желать того, что не находится  в его власти. Идеалом стоистических устремлений выступает покой (атараксия) или, по крайней мере, безучастное терпение (анатея). Стоистический мудрец (идеал человека) является воплощенный разумом. Он отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье «состоит в том, что он не желает никакого счастья».  В этом стоическом идеале отражается скепсис низших и средних слоев тогдашнего общества, вызванный его прогрессирующим разложением, тот факт, что человек не может изменить объективный ход событий, что с ними он может лишь «внутренне справиться».

 

Стоическая мораль была полной противоположностью эпикурейской морали.

 

Общество, по представлениям стоиков, возникает естественным образом, а не путем конвенции, как у  эпикурейцев. Все люди, независимо от пола, социального положения или  этнического происхождения, равны  самым естественным образом. Стоическая философия лучше всего отражает развивающийся кризис духовной жизни  греческого общества, который явился следствием экономического и политического  разложения. Именно стоическая этика  наиболее адекватно отражает «свое  время». Это этика «сознательного отказа», сознательного смирения с  судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему  миру человека. Лишь внутри себя человек  может найти главную и единственную опору.

 

2.4.Неоплатонизм.

 

Неоплатонизм - реакционная  философия эпохи упадка Римской  империи (3-6 вв. н.э.). Идеалистическая  теория идей Платона приняла в  неоплатонизме форму учения о  мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного  первоначала.

 

Наиболее видным представителем платонизма был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную  философию.

 

Неоплатоники стремились дать философскую картину всего  существующего, в том числе Космоса  в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь  Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу.

 

Единое - это подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Единое как бы переполнено собой, оно «изливается», образуя Ум, Мировой Ум. Это изливание», или эманация, не является неким вещественным процессом. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, но реализуется через другое. Единое существует посредством Ума. Мировой Ум включает числа и идеи в их системном взаимосвязанном виде, он есть первообраз всех вещей. Эманация Ума приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное, она производит все живое. Все, что движется, образует Космос, низшей формой бытия выступает материя, которая сама по себе не активна и воспринимает возможные формы и смысл.

 

Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко  продумать, прочувствовать свое место  в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло - снизу, от материи. Лестнице нематериального: Душа - Ум - Единое соответствует последовательность: чувство - мысль - экстаз.

 

Неоплатоники везде видят  гармонию и красоту, за них фактически ответственно Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать довольно синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

Заключение.

 

Итогом эллинистических  философских учений является крушение культуры и философии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и  гармонию человека с природой и космосом. На смену обозримым и рационально  осмысливаемым социальным, политическим и онтологическим нормативам приходят надличностные и надрациональные регулятивы.

 

На философские учения эллино-римского периода во многом опирается и современная философия.

 

Ценность учения стоицизма  в современной философии состоит  в рассмотрении глубочайших философских  проблем, таких как свобода человека, ограничение его. Они считали, что  истинное назначение разума состоит  не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

 

Также и опыт скептицизма  является отнюдь не бесполезным для  современной философии, именно в  нем зародилась философия. В качестве как ценности, так и недостатка можно выделить как раз их сомнение возможности познания, а к достоинствам можно еще причислить невозмутимость.       Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию. Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта.

 

Неоплатоники везде видят  гармонию и красоту, за них фактически ответственно Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

 

В принципе, проанализировав  учения эпикурейцев, стоиков, скептиков  и неоплатоников можно сделать  вывод, что не только в античности люди задавались такими философскими вопросами и жили в соответствии с той философией, которая была присуща им, но и в настоящее, современное  время люди живут по разным учениям  философии. Кто-то берет от жизни  удовольствия, не желая брать страдания, кто-то подчиняется слепо (или не совсем) судьбе, фатально идет по жизни, кто-то относится к жизни с  большей или меньшей мерой  скептицизма, а кто-то как неоплатоники везде видят гармонию и красоту. Люди, как были, так и остаются разными, и все они видят мир  и живут в этом мире по-своему, в меньшей или большей степени  уважая нормы и морали общепринятые. А значит так или иначе, все  они принадлежат какому-нибудь философскому течению, даже не осознавая это.

 

Cписок использованной литературы.

 

1.                 Богута, И.И. История философии в кратком изложении / Пер. с чешского И.И. Богута. – М.: Мысль, 1991. - 590с.

Информация о работе Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм