Античная философия римско-эллинистического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание

1. Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
2. В конце IV и начале III в. до н. э. в Греции одновременно действует несколько философских школ. Наследницей философской и научной мысли Аристотеля является школа перипатетиков.
3. С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции.

Содержание

1. Периодизация античной философии и особенности развития римско-эллинистического периода. 3
2. Основные идеи эллинистической философии в учениях: перипатетиков, академической философии, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектицизма. 9
3. Основные проблемы римской философии в учениях: стоицизма, эпикуреизма, скептицизма, эклектицизма, неоплатонизма. 18
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Тема 8.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)

Тема 8.  Античная философия римско-эллинистического периода

 

Содержание

 

  1. Периодизация античной философии и особенности развития римско-эллинистического периода.       3
  2. Основные идеи эллинистической философии в учениях: перипатетиков,  академической философии, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектицизма.        9
  3. Основные проблемы римской философии в учениях: стоицизма, эпикуреизма, скептицизма, эклектицизма, неоплатонизма.   18

Список  использованных источников     30

 

  1. Периодизация античной философии и особенности развития римско-эллинистического периода.

Античная  философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Периодизация  по смене основных проблем. Выделяют следующие периоды:

  1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
  2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
  3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
  4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
  5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
  6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Хронологическая периодизация.

Ранняя классика (Архаика)

    • VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты. Представители: Гомер, Гесиод, Орфей и др.
  • VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы:
      • Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и др.);
      • Пифагорейцы (Пифагор, Алкмеон Кротонский и др.);
      • Элеаты (Ксенофан, Парменид и др.
      • Школа Гераклита (Гераклит, Кратил)
      • Школа Анаксагора (Анаксагор) и др.

Классика

      • V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители: (Сократ, Платон, Антисфен и др.)
    • IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики. Представители: (Аристотель, Теофраст, Эвдем Родосский и др.)

Эллинистическая философия

  • IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников). Основные школы:
    • Скептицизм — Их философия не оформилась в самостоятельную школу
    • Эпикуреизм
    • Стоики (Ранняя и Средняя стоя)
    • Средняя и Новая Академия
    • Киники — философия киников не оформилась в самостоятельную школу
    • Перипатетики

Римская и позднеантичная философия

  • I в. до н. э.—V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ. Основные школы:
    • Эклектизм
    • Римский эпикуреизм
    • Поздняя Стоя
  • I в. до н. э.—V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы:
    • Неопифагореизм
    • Средний и поздний платонизм
    • Скептицизм
    • Перипатетики
    • Неоплатонизм
    • Христианская философия

За периодом классики последовал период послеклассический, эллинистический, период субъективного  индивидуализма. Здесь возникали  такие системы философии, которые  ставили и решали вопрос о типах и видах субъективного человеческого существования.

Выделяют 2 отличных по культурному фону и духовным стремлениям периода античной философии: 1)греческая, созданная на основе замкнутой национальной культуры, стремящаяся к чистому познанию (до 322гдо н.э.) 2) эллинистическо-римская, развивавшаяся на почве мировой культуры того времени, стремившаяся к наилучшему устройству жизни людей, те к практическому рез-тату. Эллинистическая философия — греко-римская в период от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. до Августина и в более позднюю эпоху — до конца Древнего мира (сер.6 в). Эконом и полит упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой ф-ии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), актив участие в полит жизни, которое проявилось у греч философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии. (Неоплатонизм (Плотин, мистический идеализм)). В эллинистический период мифология перестает удовлетворять верующего. Религия в эллинистический период становится впервые предметом изучения. Этот период характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире. В религиозном отношении эллинистический период это период исканий новых форм религии и религиозного сознания.

Большинство римских мыслителей придерживались концепцией эллинистического периода. Фактически единственными школами, разработанными именно в этот период, были неоплатонизм и гностицизм.

Основные  положения неоплатонизма были разработаны  Плотином, в зрелом возрасте прожинавшим  в Риме. С точки зрения неоплатоников, нельзя понять жизнь субъекта вне  космоса, равно как и жизнь  космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое - Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому - Благу.

Единое - это подлинно первосущее, охват  всего в одной точке. Если, считают  неоплатоники, вы признаете существование  разного, например разумного и неразумного, то выше него есть предел того и другого, что уже не является ни тем ни другим. Единое - Благо постигается не рациональным путем, а лишь в результате сверхразумного экстаза.

Единое  как бы переполнено собой, оно  «изливается», образуя Мировой Ум. Единое существует посредством Ума.

Мировой Ум включает числа и идеи в их взаимосвязанном системном виде. Ум есть первообраз всех Вещей.

Эманация  Ума, в свою очередь, приводит к Мировой  Душе, которая выражает собой все одушевленное. Душа производит все живые существа. Все, что движется, образует космос. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она не активна, косна, она — восприемница возможных форм и смысла.

Основная  задача человека состоит в том, чтобы  глубоко прочувствовать свое место  в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло  — снизу, от Материи. Зло — не сущее, оно никак не связано с  Благом. Человек может избежать зла  в той мере, в какой ему удается  подняться по лестнице нематериального: Душа - Ум - Единое. Лестнице Душа - Ум - Единое соответствует последовательность чувство - мысль - экстаз, который включает в себя все богатство мысленного и чувственного.

Неоплатоники  везде видят гармонию и красоту, за которые отвечает Единое-Благо. Даже хаос гармоничен. Что же касается жизни  людей, то она тоже, в принципе, не может противоречить всеобщей гармонии. Люди — актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который  заложен в Мировом Уме.

Гностицизм  — это религиозно-философское  учение, возникшее и I - II вв. на почве  объединения христианских идей о  Божественном воплощении в целях  искупления, иудейского монотеизма и  пантеистических построений язычески" религий - античных, вавилонских, персидских, египетских и индийских. Важнейшей  исторической предпосылкой этого синкретизма  явилось проникновение римского владычества на Восток и установление экономических и культурных связей с отдаленными восточными частями империи. Гностицизм явился формой связи новой, христианской религии с мифологией и философией эллинизма.

В основе гностицизма лежит мистическое  учение о знании, достигаемом посредством  откровения и тем самым указывающем  человеку путь к спасению. Гностицизм учил о сокровенной и непознаваемой  сущности первоначала, проявляющего себя в эманациях - зонах. Этим эманациям  противостоит материя, источником которой  является Демиург — особое творческое начало, лишенное, однако, Божественной полноты и совершенства. Борьбе греховной, отягощенной злом материи с Божественными  проявлениями гностики, посвящали целые  трактаты мистико-мифологического  и философского характера, носившие дуалистическую форму.

Учению  о мировом процессе соответствует  и этическая система гностицизма, согласно которой задачей человеческого  духа является искупление, достижение спасения, стремление вырваться из уз греховного материального мира. Эти цели достигались у гностиков  посредством специфического философского познания, для чего гностики организовывали аскетические союзы, философские школы, религиозные общины и т.д.

Таким образом, это учение заключалось в том, что основой бытия трактовался  уже не чувственно-материальный космос, но абсолютная личность, которая выше всякого космоса, которая его  творит и им управляет. Это - христианство. А с другой стороны, поскольку  все античные божества, будучи обобщением природных явлений, сами тоже весьма несовершенны и физически, и психологически, и духовно, то это несовершенство было приписано и новооткрытому  абсолютному и личному Божеству. Появилось чудовищное и с точки  зрения Античности, и с точки зрения христианства 
учение о том, что это абсолютное Божество само грешит, само совершает разного рода преступления, само кается и само всячески старается спасти себя самого.

Абсолютный  персонализм совмещался здесь с  натуралистическим персонализмом. И это было вполне естественно, поскольку  тысячелетнее язычество исторически  не могло сразу и мгновенно  перейти в христианство.

 

  1. Основные идеи эллинистической философии в учениях: перипатетиков, академической философии, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектицизма.

Перипатетики. В конце IV и начале III в. до н. э. в Греции одновременно действует несколько философских школ. Наследницей философской и научной мысли Аристотеля является школа перипатетиков. В первое время после смерти Аристотеля ее представители продолжают естественнонаучные исследования и занимаются интерпретацией его философских и логических воззрений. Наиболее выдающимися из них в указанный период были Теофраст (прим. 370-28&1 до н. э.) и Эвдем из Родоса. Когда схолархом (главным представителем) был Теофраст, Ликей достиг небывалого расцвета. В нем было около 2000 учеников. Учение Теофраста во многом сходно с учением Аристотеля. Диоген Лаэртский сообщает, что он был автором ряда трактатов. В них он рассматривал проблемы как "первой философии", так и логики, где, очевидно, непосредственно ссылался на Аристотеля. Центром его собственной деятельности была прежде всего область естествознания - "физика" в античном смысле слова и, в частности, ботаника. Он описал более чем 5000 видов растений. Можно согласиться с оценкой Теофраста Гегелем, которая в принципе характеризует и других представителей школы перипатетиков: "...хотя он и был знаменит, он все же может почитаться лишь комментатором Аристотеля. Аристотель представляет собою как раз такую богатую сокровищницу философских понятий, что в нем можно найти много материала для дальнейшей обработки...".

Эвдем из Родоса является автором ряда трудов об истории отдельных наук, популяризирует учение Аристотеля. В области этики он, однако, усиливает идеалистическую тенденцию, утверждает тезис о том, что наивысшее благо заключается в духовном созерцании, т. е. в созерцании божества.

Информация о работе Античная философия римско-эллинистического периода