Эллинистическая наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:44, реферат

Описание

Начало эллинистической цивилизации положили Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток эллинов (греков и македонян) во вновь завоеванные земли. Хронологические и географические границы эллинистической цивилизации исследователями определяются по-разному в зависимости от трактовки понятия «эллинизм», введенного в науку еще в первой половине XIX в. И. Г. Дройзеном, но до сих пор остающегося спорным.

Содержание

Введение.

Возникновение эллинистических государств. Становление эллинистической цивилизации.

Эллинистическая культура.

Кинизм.

Эпикуреизм.

Стоицизм.

Скептицизм.

Эклектицизм.

Заключение.

Литература.

Работа состоит из  1 файл

философия.+.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

 

Литературный процесс эпохи  эллинизма, с одной стороны, отражал  существенные изменения в общей  социальной и духовной атмосфере  эллинистической эпохи, с другой - продолжал те традиции, которые  уже оформились в литературе классического времени.

 

 

Кинизм.

 

Кинизм – одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским ( 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским ( 412–323 до н.э.). Не принимая институционального характера, кинизм просуществовал почти тысячу лет вплоть до конца античности. Название школы происходит от греч. kyon – собака.

О жизни Антисфена сохранились  довольно малочисленные сведения. Известно, что он не был полноправным гражданином Афин, будучи сыном свободного афинянина и фракийской рабыни. Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Они запомнились еще тем, что плащ носили на голое тело, не стригли волос и ходили босиком, почти как Сократ. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям.

Характерной особенностью кинического  учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников, мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.

Киников часто обвиняли в бесстыдстве. Отсюда впоследствии сложилось понятие  «цинизма», как презрения к моральным и общественным ценностям. В то же время отношение современников к киникам, носило характер одновременно и отталкивания и восхищения. Не случайно легенда гласит, что великий Александр Македонский отметил своим вниманием Диогена. В ответ на требование Диогена отойти в сторону и не заслонять солнце, Александр ответил, что если бы он не был Александром, то предпочел бы быть Диогеном.

Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.

В историю европейской культуры при всей парадоксальности и даже скандальности своей практической жизни и философии, киники вошли  как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ  величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.

 

 

Эпикуреизм.

 

Эпикуреизм -  учения, исходившие из идей Эпикура. ( 342/341 — 270/271 гг. до н. э.) родился Эпикур на острове Самосе. Его учителем был один из последователей Демокрита — Навсифан. После пяти лет преподавания философии в Колофоне, Митилене и Лампсаке. Эпикур переехал в Афины, где прожил до конца жизни, руководя содружеством философов или школой, которая получила название «Сад Эпикура».                                         

«Сад Эпикура» крупнейший представитель эпикуреизма в Риме. В новое время развивался в эпоху Возрождения, затем - в течениях 17-18 вв. (П. Гассенди), как этический принцип родствен эвдемонизму; впоследствии вульгарно толковался в духе гедонизма. Философию Эпикур понимал как деятельность, дающую людям с помощью размышлений, лишенную страданий, счастливую жизнь. Цель его философии не изменение мира, а приспособление к нему.

От имени другого греческого философа-материалиста Эпикура: 1. Направление в древнегреческой и римской философии, объяснявшее мир на основе атомистического учения, отстаивавшее достоверность лишь того, что человек постигает с помощью своих чувственных наблюдений; основано на разумном стремлении человека к счастью. 2. Мировоззрение, возникшее в результате неверного толкования этического учения Эпикура как стремления к удовлетворению чувственных инстинктов и достижению личного блага.

 

Стоицизм.

 

 

 

Стоицизм - философская школа, основанная в Афинах незадолго до 300 до н.э. Зеноном из Китиона. Стоицизм вместе с эпикуреизмом явился философским ответом на наступление новой, эллинистической эпохи и оставался наиболее влиятельным учением в греческой философии вплоть до 3 в. н.э., когда его потеснил неоплатонизм, много взявший из стоицизма. После смерти Зенона ( 262 до н.э.) во главе школы стояли поэт Клеанф (до 232 до н.э.) и революционизировавший учение Хрисипп (232-206 до н.э.).

Стоицизм возродил учение Гераклита  об огне- логосе; мир - живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую ''симпатию'' всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой ''рок''. Все люди - граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей - свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин.

 

 

 

Скептицизм.

 

Скептицизм – (от греч. skeptikos, буквально - рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма Скептицизма основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм.     Акцентируя относительность человеческого познания, Скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался не в состоянии разрешить их. Вскрывая неполноту и несовершенство наших знаний, их связь с историческими условиями процесса познания, Скептицизм абсолютизирует эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности достоверного объективного знания вообще. В принципе провозглашая отказ от окончательных суждений, Скептицизм в то же время постоянно вынужден принимать определённые суждения фактически. Историческая роль Скептицизма в идейной борьбе и общественной жизни была различной в зависимости от того, что являлось предметом его критики и подвергалось сомнению.    В древнегреческой философии Скептицизм был представлен особой школой, в развитии которой различают три периода: ранний Скептицизм, основателем которого был Пиррон. Скептицизм, развивавшийся в Академии платоновской при её руководителях Аркесилае и Карнеаде; поздний Скептицизм, представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом-Эмпириком и др. Сщетность попыток найти критерий истинности как чувственного познания, так и мышления, подчёркивание различий моральных норм у разных народов, разнообразие религиозных верований, выяснение того, как различные теории опровергают друг друга, мысль о том, что всякая истина доказывается другой, а это ведёт либо к порочному кругу в доказательстве, либо к произвольному выбору аксиом, либо к бесконечному регрессу, доводы, свидетельствующие, что существование причинности недоказуемо, — таковы важнейшие аргументы ("тропы"), которыми античные скептики обосновывают равносильность противоположных утверждений и принцип воздержания от суждения. Но необходимость действовать, принимая определённые решения, заставляет античных Скептиков признать, что хотя, возможно, и нет критерия истины, но есть критерий практического поведения. Этот критерий должен основываться на "разумной вероятности" (Аркесилай). Античный Скептицизм призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т. п.). Следовать законам и обычаям страны, заниматься определённой деятельностью (в т. ч. и научной) и т. д. Покидая позицию, равно не доверяющую ощущению и мышлению, античный Скептицизм отдаёт предпочтение чувств, знанию, вплотную подходя к эмпиризму и опытной науке. Опытной наукой — медициной — занимаются последние представители античного Скептицизма: Менодот, Феод, Секст и Сатурнин.

 

 

Эклектицизм.

Наибольшие успехи в психологии были достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых различными школами. Среди этих противоречивых направлений немало таких, что сошли со сцены в первой половине XX в. Появление и развитие множества разногласий между школами достигли максимума в 50-е годы; затем споры стали стихать и к настоящему времени угасли. Наступает согласие по ряду важных вопросов, различия сглаживаются по мере углубления знаний. Теперь психологи отбирают из различных теорий и используют те концепции, что представляются самыми ценными или глубокими. Такой подход приводит к тому, что главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих определенному направлению, но скорее желание выявить самые подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказания эффективной помощи нуждающимся.

 

 

Заключение.

Не исчерпывается значение эллинистической эпохи в истории мировой цивилизации. Именно в это время впервые в истории человечества контакты между афро-азиатскими и европейскими народами приобрели не временный, а постоянный и устойчивый характер, и не только в форме военных экспедиций или торговых сношений, но и прежде всего в форме культурного сотрудничества, в создании новых аспектов общественной жизни в рамках эллинистических государств. Этот процесс взаимодействия в области материального производства в опосредованной форме находил отражение и в духовной культуре эпохи эллинизма. Было бы упрощением видеть в ней только дальнейшее развитие греческой культуры.       Не случайно, например, наиболее важные открытия в эллинистический период были сделаны в тех отраслях науки, где прослеживается взаимовлияние накопленных ранее знаний в древневосточной и греческой науке (астрономия, математика, медицина). Наиболее ярко совместное творчество афро-азиатских и европейских народов проявилось в области религиозной идеологии эллинизма. И в конечном счете на той же основе возникла политико-философская идея об универсуме, всеобщности мира, нашедшая выражение в трудах историков.       Распространение и влияние эллинистической культуры было необычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Элементы эллинизма прослеживаются не только в римской культуре, но и в раннесредневековой культуре Армении и Иберии. Многие достижения эллинистической науки и культуры были унаследованы Византийской империей и арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. «Хрестоматия по истории Древней Греции» М. 1964г.
  2. А. Лосев «История Античной эстетики. Ранний эллинизм» М. 1979г.
  3. А. Лосев «История Античной эстетики. Поздний эллинизм» М. 1980г.
  4. Г. М.  Бонгард-Левин «Древнейшие цивилизации» М. 1989г.
  5. Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» М., «Мысль», 1986г.
  6. «Антология кинизма М. 1984г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эллинистическая наука