Исторические формы семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:36, контрольная работа

Описание

Целью исследования является рассмотрении исторических форм семьи и брака. Для достижения своей цели необходимо определить задачи. Задачами являются:
• Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Исторические формы семьи и брака»;
• Рассмотреть эволюцию семью и барака, в том числе изучить различные модели семь и брака;
• определить исторические формы семьи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1. ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ И БРАКА………………………………………5
1.1 Брак в древности……………………………………..5
1.2 Европейский брак в средневековье и
Возрождение…………………………………………7
1.3 Христианская модель семьи………………………...8
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА……………………..12
2.1 Исторические формы и социальные
функции семьи………………………………………12
2.2 Исторические формы брака………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….........22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….25

Работа состоит из  1 файл

Исторические формы семьи и брака.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

       В  Северной  Америке  полигамные  браки  были  распространены  несколько  больше,  чем  в  Южной,  однако  ряд  народов  и  в  Северной  Америке  придерживались  парной  (позже  моногамной)  семьи.  Сравнительно  редкой  была  полигамия  и  у племенных обществ Азии,  зато  в Африке  она встречалась очень часто и нередко принимала чудовищные  формы:  некоторые вожди крупных племенных союзов  и правители раннеклассовых  африканских государств  имели по  несколько сот жен; несколько десятков  жен считалось довольно  обычным явлением.  Подсчитано,  что в Африке  полигамия встречалась у 86 %  земледельческих и 76%  скотоводческих  народов,  вне Африке - соответственно  у 30  и 57%  народов.

       У  многих  народов  полигамия  сохранилась  и  при  переходе  к  классовому  обществу. В  Древнем  Египте  и  Вавилоне  она  встречалась,  правда,  очень  редко,  но  у  древних  евреев,  как  свидетельствует  Библия,  напротив, - довольно  часто,  хотя  у  них  преобладали  моногамные  браки.  В  Индии  многоженство  было  допущено  еще  в  древности Риг-Ведой  и, по-видимому,  считалось  обычным;  еще  в  XIX  в.  Около 5%  индусов жили  в полигамном  браке;  примерно  такое же  распространение имело многоженство  и у буддистов.  Христианство  вначале не  запрещало полигамию,  еще в раннем  средневековье некоторые короли  и князья,  в частности род Меровингов,  имели по  2  жены.  Однако  впоследствии  почти все церкви  и секты резко осудили многоженство;  лишь  отдельные  секты  (анабаптисты  и  особенно  мормоны),  опираясь  на  Библию,  проповедовали  полигамию,  но  даже  у  мормонов  в  полигамном  браке  состояло  лишь  около  7%  мужчин.  По  существу,  единственной  из  мировых  религий,  последовательно  поддерживающей  полигамию,  является  ислам;  Коран  разрешил  мусульманину  иметь  до  4  законных  жен,  не  считая  наложниц-рабынь,  число  которых  у  отдельных  богатых  мусульман  измерялось  десятками  и  даже  сотнями.  Впрочем,  и  среди  мусульман  полигамия,  видимо,  никогда  не  была  господствующей  формой  брака. 

       Одной  из  причин  полигамии  является  диспропорция  полов - значительное  численное  преобладание  женщин,  связанное  потерями  мужчин  в  межплеменных  и  прочих  войнах;  иногда  мужчины  покорённого  народа  подвергались  почти  полному  истреблению,  а  женщины  становились  женами  и  наложницами  победителей.  Характерно,  что  в  Африке  еще  в  середине  XIX  в.  Среди большинства народов преобладали женщины;  у  баганда  и  некоторых  других  племён  банту,  а  также  в  ряде  районов  Мадагаскара  на  каждого  мужчину  приходилось  по  3-4  женщины.  Сильная  убыль  мужчин  иногда  заставляла  прибегать  к  полигамии  и  более  развитые  народы.  Показательно  в  этом  отношении,  что  в  1650  г.,  вскоре  после  окончания  Тридцатилетней  войны,  унёсшей  многих  мужчин,  окружной  совет  Нюрнберга  принял  резолюцию,  позволяющую  мужчинам  иметь  по  2  жены.  Важной  причиной  полигамии  являлась  бездетность  первой  жены,  а  у  народов  с  патриархальными  традициями - рождение  ею  только  девочек. Так,  у  бахайя  (Южная  Африка)  в  случае  бесплодия  жены  её  семья  должна  была  дать  в  жены  младшую  сестры  или  другую  близкую  родственницу  первой  жены,  причем  и  первая  жена  обычно  оставалась  в  хозяйстве  мужа.  Немаловажную  роль  играло  стремление  мужчин  увеличить  удовольствие    от  половых  сношений,  особенно  если  первая  жена  была  старше  мужа  или  быстро  старела  от  тяжелой  работы,  болезней  и  т. п.  Большое,  а  часто  и  главное  значение  имели  социально-экономические  стимулы  полигамии,  так  как  у  многих  народов  женщины  выполняли  основные  трудоёмкие  работы  в  поле  и  в  домашнем  хозяйстве,  а  число  жен  нередко  являлось  своего  рода  показателем  социального  положения  или  ранга  мужчины.

       Можно  считать  установленным,  что  полигамия  оказывает  в  целом  отрицательное  влияние  на  репродуктивность  из-за  уменьшения  частоты  половых  сношений;  половая  активность  мужчины,  имеющего  несколько  жен,  обычно  повышается,  однако  она  не  может  возрастать  пропорционально  их  числу.  Следует  также  учесть,  что  полигамные  браки  сильнее  распространены  среди  мужчин  среднего  и  пожилого  возраста,  чем  среди  более  активных  в  половом  отношении  молодых  мужчин.  Всё  это  усугубляется  неравномерным  вниманием  мужа  к  своим  женам;  даже  среди  мусульман  мужья  часто  уклоняются  от  предписанного  исламом  равного  внимания  к  женам  и  проводят  ночи  преимущественно  с  одной,  любимой  женой.  Ограничение  брачно-половых  отношений,  в  частности  послеродовое  воздержание,  в  полигамных  браках,  как  правило,  значительно  длиннее,  чем  в  моногамных.  Всё  это  удлиняет  интервал  между  очередными  зачатиями.

       Справедливости  ради  следует  сказать  и  о  некоторых  положительных  сторонах  полигамии.  Многоженство,  особенно  в  случаях,  когда  за  жену  требуется  выкуп,  обычно  по  силам  лишь  состоятельным  мужчинам,  поэтому полигамные  семьи обычно  более Зажиточны,  женщины в них меньше  загружены работой,  чем в моногамных  (нередко первая  жена  сама  просит,  чтобы муж взял  вторую  жену),  что благоприятно  сказывается на  их  здоровье и может положительно  влиять  на  репродуктивность.  Иногда  в полигамных  браках  частота половых сношений  даже  возрастает  по  сравнению с моногамными.

       Третья  форма  брака - полиандрия  (многомужество) - по  сравнению  с  полигинией  представляет  собой  гораздо  более  редкое  явление.  Известны  случаи  полиандрии  у  некоторых  индейских  племён  Северной  Америки,  среди  эскимосов  и  на  Маркизских  островах.  Область  сравнительно  широкого  бытования  полиандрии - Тибет,  Гималаи  и  некоторые  районы  Южной  Индии. При  полиандрии,  все  мужья  являлись  кровными  братьями;  если  у  женщины  имелись  сёстры,  то  они  нередко  становились  также  женами  братьев;  в  этом  случае  полиандрия  приобретала  форму  группового  брака.  В  жилище  женщина,  как  правило,  имела  отдельную  спальню  и  посещалась  мужьями  в  установленную  ночь;  дети  обычно  принадлежали  старшему  мужу-брату.

       К  причинам  полиандрии  следует  отнести  прежде  всего  нехватку  женщин,  обусловленную  пренебрежительным  отношением  к  девочкам,  и  связанной  с  этим  их  повышенной  смертностью.

       Влияние  полиандрии  на  репродуктивность  не  изучено,  но  можно  предположить,  что  оно  скорее  отрицательное,  нежели  положительное.  Во  всяком  случае  нет  никаких данных  о том,  что в районах распространения полиандрии  рождаемость выше.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В традиционном обществе, как правило, можно видеть консангвинальный тип  семьи, чаще всего патриархальный. Кроме  того, основными функциями семьи  в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт брака является в традиционном обществе одним из основных каналов социальной мобильности. В традиционном обществе совершается по расчету (а как показывает статистика, такие браки прочнее, чем браки по любви), и развод, как правило, осуждается обществом или недопустим в принципе, семейно-брачный институт в традиционном обществе является устойчивым образованием. В зависимости от экономической ситуации в регионе, преобладает тот или тип брака: моногамия или полигамия. Некоторые пережитки старой системы живы по сей день. И если многоженство встречается довольно часто, и отношение к этому вполне нормальное, то следы полиандрии можно найти только в Тибете и в некоторых районах Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими братьями. С позиции исторического материализма моногамия развилась под влиянием общественно-экономических изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое.

       Институт семьи, как можно видеть выполняет весьма значительные функции в жизни общества. Различия форм брака в разных странах, обусловлены прежде всего социально-экономическим положением в этих регионах, а также особенностями вероисповедания и культурно-историческими традициями.

       Вступление  в брак, в основном рассматривалось  как некая форма экономической  сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано  и определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить  даже представители высших слоев общества.

       В обществе преобладал матриархат, в  то время когда женщина выполняла  важнейшие экономические функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало  являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект купли- продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом социальной мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей. Кроме того “священные браки” приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее, семейно- брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются церковными предписаниями.

       Во  все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось  большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было предосудительным, порой они  были практически невозможными. Практически  во всех традиционных обществах, существовала традиция поддерживать вдов, брат умершего мужа должен был жениться на вдове. Однако если вдовы оставались без поддержки, то были еще более бесправными, чем до замужества.

       Человечество  стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения. Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям (что в большей степени относится к отцам, ведь мать всегда любит свое дитя), а детей к родителям. Семейная иерархия из строго вертикального постепенно приняла горизонтальное положение.

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       1. Голод С. И. «Семья и брак: историко-социологический анализ». – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 2001.

       2.   Добреньков В. И., Кравченко. А. И. «Социальные  институты и  процессы». М.: МГУ, 2000 г., т. 3.

       3. Кириленко Г. Г., Е. В. Шевцов «Философия». Высшее образование. Изд-во «ЭКСМО», 2003г. 672 с.

       4. Философия: учебное пособие для  высших учебных заведений./Отв.  Ред. В. Г. Кохаловский. –  Изд-во 17-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008г., 574с.

            5.    Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О.  А. Шабанова,  Г. С. Лукашова; Под ред. Проф.  В.  Н.  Лавритенко.  –  М.: ЮНИТИ, 2000г., 385 с. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исторические формы семьи и брака