Художественное познание мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:32, реферат

Описание

Вопрос соотношения науки и искусства сейчас интересует многих. Искусство и науку можно рассматривать как один из видов познания действительности. Чисто созерцательное, констатирующие познание мира - это в основном научное познание. Научное познание, не ставит себе целью уловить мир в его движущейся глубине. А познание через искусство «движущиеся», следящее за движением познаваемого.

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 19.23 Кб (Скачать документ)

Вопрос соотношения науки  и искусства сейчас интересует многих. Искусство и науку можно рассматривать  как один из видов познания действительности. Чисто созерцательное, констатирующие познание мира - это в основном научное  познание. Научное познание, не ставит себе целью уловить мир в его движущейся глубине. А познание через искусство «движущиеся», следящее за движением познаваемого. Искусство не передает мир «в отпечатке», а как бы ставит эксперимент, создает ситуацию. В познании через искусство огромную роль играет сам познающий, его восприятие. Это познание творит «второй мир», свой, особенный.

Искусство отражает мир в  образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. Впрочем, у двух этих познаний, есть нечто общее, поскольку и в том и в другом случаи познание невозможно без познающего. Различие в том, какое из двух познаний к чему стремится. Научное познание пытается освободиться от познающего, от исследователя, намеревается сделать себя «объективным». Познание же, которое дает искусство, напротив, стремится как можно сильнее вовлечь познающего в свой акт познания. В искусстве познающий (слушатель, читатель, зритель) творит вместе с автором или помимо автора, но по его «подсказке». Вследствие чего в произведениях искусства бывает два и больше осмысления. Наука же стремится к одному объяснению, к одному восприятию, к одному выражению осмысляемого (например, в виде математической формулы или той ли иной концепции).

Есть еще один элемент  искусства, который входит в науку - красота. А. Б. Мигдал писал: «Важнейшее эвристическое понятие в физике, как, впрочем, и в других науках, – красота теории, закона, концепции… «В науке, как и в искусстве, новое не отменяет красоты старого. Романтика и красота науки – во взаимопроникновении и переплетении старых и новых идей».

Искусство, в основном, воздействует на эмоциональную сферу человека, представляет большой простор его  воображению, фантазии. Ценность искусства - в наслаждении, которое осуществляется путем эмоционального сопереживания, путем восприятия, в котором разум  не участвует. В искусстве эмоционально окрашенная жизнь благоприятствует творческому процессу. В науке эмоциональные переживания, встряски вредны. Они мешают ученому заниматься творческой работой. Следовательно, эмоции, чувства и научная деятельность несовместимы. Это две противоположные силы.

Искусство как познание первично; наука же вторична. Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир. Искусство - это отражение образное, интуитивное. Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства.

Итак, в искусстве  может быть несколько одинаково  верных объяснений действительности. Возможность множественности «правд» в искусстве отчасти объясняется сложностью тематики искусства – тем, что искусство имеет дело преимущественно с обществом и человеком.

Главное видимое различие состоит в том, что ученый на основе своего понимания, если оно верно, может  переделать изучаемое и получить одинаковые результаты от одинаковых способов воздействия на действительность. Что же может художник? Он может  расширить восприятие действительности в самых различных отношениях, например, в отношении знакомства с индивидуальностью и типичностью  людей, народов, происходивших событий, и внести во все это наглядность, в том числе и в историю. Причем цельность восприятия мира от этого расширяется и углубляется. В науке же господствует главным образом «единая» аналитичность. Исследование художника идет, как мы уже говорили, путем создания «второго мира», своего мира, и носит синтезирующий характер, в принципе различный у каждого художника.

Еще одно различие между  наукой и искусством - в их познающих функциях. Искусство изучает действительность во времени. Явления хоть и типичные, но все же развивающиеся во времени, имеющие начало и конец, - вот предмет познавательной деятельности искусства. Наука же исследует то, что происходит всегда и всегда в точности может быть воспроизведено, повторено бесчисленное число раз. Кроме, конечно, науки истории, но именно поэтому история соприкасается с искусством.

Художник всегда закрепляет момент как часть времени, в том числе и в натюрморте, пейзаже, – как они закрепились, отразились в данный момент в сознании художника. Если дело идет о натюрморте, то, хотя он может писаться долгое время, он все же как бы закрепляет именно момент.

Художник свободнее ученого  и в выборе объекта своего познания. Ученый хотя и может исследовать  объект с нескольких точек зрения и также применить несколько  объяснений, которые, как мы уже говорили, в одинаковой степени могут быть верными, тем не менее связан с  фактами внешнего мира теснее, чем  художник.

Имея дело со временем и  явлениями, представшими ему во времени, художник тем не менее преодолевает время. В музыке, например, имеет  место память и предугадывание последующего. Во времени – т. е. развертывание  во времени явлений, становящихся вечными  не только по значению, но и по отражению  в них вневременных черт бытия.

Не случайно, что выводы науки могут отменяться (и по большей  части отменяются) последующими исследованиями, теориями, усложняющими сам объект изучения (вернее, открывающими в объектах новые подлежащие изучению стороны). Произведения же искусства, к какой  бы эпохе они ни относились, если они действительно произведения искусства, остаются таковыми и для  всех последующих эпох (произведения античности, средневековья, Возрождения  и пр.) Искусство развивается путем  накопления опыта, создания традиций, умножения ценностей.

Из предыдущего изложения  следует, что ценности искусства  чрезвычайно изменчивы. И это  верно. Но одновременно следует сказать, что они и чрезвычайно устойчивы. В сущности искусство – единственное, что остается вечным в культуре. Выводы научные, усовершенствования технические  – все изменчиво. Правда, в философии  есть неизменяемые, не исчезающие достижения, позволяющие обращаться к ним  и в наше время, но это потому, что философия в определенной своей части является искусством, родственна искусству. Поэтому истинные ценности искусства сохраняются  и накапливаются. Исчезает в искусстве  только то, что не является искусством, – различного рода «шлак».

Искусство в своем отражении  охватывает весь мир, в том числе  и науку. Наука же занимается своим  узким предметом. Наука более  ограничена в этом смысле. Конечно, существуют области науки, которые  занимаются и искусством, и человеком  и т.д. Но опять же эти области  очень специализированы, узки. Любая  же область искусства отражает весть  мир в совокупности.

* * *

Помогают или мешают друг другу наука и искусство? Когда  они не конкурируют за свободное  время - помогают. А когда начинают бороться за свободное время друг с другом - между ними союз кончается.

Несколько исследователей, работая независимо, могут придти к одному и тому же выводу. В искусстве  окончательный результат глубоко  индивидуален.

И если начинающему  ученому необходимо расширять свои познания главным образом для  того, чтобы не изобрести "велосипед", а не затем, чтобы научиться методу, то в случае художника картина  обратная. Ему надо совершенствовать свою руку, глаз, мысль. Если же он затронет то, что уже когда-то в искусстве  было отражено, и его работа будет  талантливее, то приоритет и слава  первопроходца будут за ним.


Информация о работе Художественное познание мира