Хосе Ортега-и-Гассет «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:08, реферат

Описание

На вопрос «Что на свете всего труднее?» поэт-мыслитель Гёте отвечал в стихах так: «Видеть своими глазами то, что лежит перед ними». Эти строки могут показаться странными: со способностью видеть мы свыкаемся настолько, что она кажется нам прирожденной. Между тем видеть приходится учиться, только обучение происходит в том возрасте, события которого не сохраняются в нашей сознательной памяти.

Работа состоит из  1 файл

Хосе_Ортега-и-Гассет.docx

— 45.71 Кб (Скачать документ)

     2) «Бесконечность (бесконечная пустота) по самой своей природе не может быть постигнуто тем, что конечно» (человеком и человечеством).

     3) «Быть – значит быть воспринимаемым».

     4) «Материи нет». Это утверждение и есть не что иное, как нигилизм и притом крайний.

     Отвечая на возможную критику, Беркли говорил  следующее: «Вы можете, если это так  уже вам хочется, употреблять  слов «материя» в том смысле, в  котором другие люди употребляют  слово «ничто» и таким образом  делать эти термины однозначными в вашем способе выражения».

       Материя представляет собой ничто  и лишь как продукт сознания  абсолюта она может рассматриваться как условное нечто.

     Идеи  Беркли вызвали неприятие, как со стороны церкви, так и со стороны учёных. Богословы увидели в них мысль о том, что раз материи нет, то зло, присущее нашему миру, есть продукт сознания Бога. Поэтому Беркли был вынужден до конца жизни сочинять с целью оправдания Бога богословские трактаты. Философы – эмпирики обвинили Беркли в солипсизме – идее о том, что в мире «существует» только он, Беркли, а все остальные являются его галлюцинациями. В принципе, так оно и есть: ведь для каждого человека единственно возможной позицией в восприятии мира является точка зрения солипсизма. В эмпирическом отношении человек не в состоянии выйти за пределы своего восприятия и своей субъективности. Тем не менее, Беркли (в порядке мыслетрусия) решил не впадать в крайность солипсизма, и выдал свою знаменитую идею, согласно которой «мы все снимся друг другу и все вместе снимся Господу Богу». Поэтому, если в мире «существуют» объекты, которые никто из людей не воспринимает, они всё равно в определённом смысле действительны – как продукт ума Бога.

     Если  сопоставить учение Беркли с представлениями  негативной теологии, отождествляюшими Бога и ничто, возникает совершенно новая для европейской философии  картина: несуществующий мир, выступающий  как продукт сознания абсолютного  ничто. Иначе говоря, все дхармы пусты, поскольку не обладают самосущностью. Парадоксально, что автором таких, мягко говоря, странных для Европы идей стал епископ. «Такой нигилизм, как  отрицание мира бытия мог бы быть божественным образом мысли», –  говорил впоследствие Ницше. Поистине, пути Господни неисповедимы! 
 


Информация о работе Хосе Ортега-и-Гассет «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»