Хосе Ортега-и-Гассет «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:08, реферат

Описание

На вопрос «Что на свете всего труднее?» поэт-мыслитель Гёте отвечал в стихах так: «Видеть своими глазами то, что лежит перед ними». Эти строки могут показаться странными: со способностью видеть мы свыкаемся настолько, что она кажется нам прирожденной. Между тем видеть приходится учиться, только обучение происходит в том возрасте, события которого не сохраняются в нашей сознательной памяти.

Работа состоит из  1 файл

Хосе_Ортега-и-Гассет.docx

— 45.71 Кб (Скачать документ)

     Успехи  познания тесно связаны с развитием  науки как одной из форм общественного  сознания. Без науки невозможно представить  современную жизнь и человеческую культуру, она — высшая форма  знания, которая охватывает все явления  неживой и живой природы, материальную и духовную деятельность людей. С  помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются  текущие события, но и в известной  мере прогнозируется будущее. Слово  “наука” означает знание, которое  противоположно незнанию — отсутствию достоверной информации о каком-либо явлении, процессе или вещи. Каждая наука имеет свой предмет и  метод. Под предметом подразумевается, что исследуется, а под методом  — как, каким способом осуществляется это исследование. Наука — результат общественного развития, с момента своего зарождения она неразрывно связана с человеческой деятельностью, с одной стороны, находясь под ее постоянным влиянием, а с другой — оказывая на нее активное воздействие. Она всемерно способствует становлению и развитию мировоззрения, одна из главных ее задач — удовлетворение общественных потребностей.

     В результате усилий ученых, прежде всего, естествоиспытателей, меняется образ  мира, возникает его научная картина. Утверждается представление о бесконечности  Вселенной, в которой Земля —  небесное тело, существующее наряду с  другими планетами. С эволюцией  образа мира меняется и образ человека, обогащенный новым типом мировоззрения. Вместе с тем и сама наука не стоит на месте. С появлением новых  теорий и открытием естественных законов расширяются возможности  исследования и объяснения мира природы.

     Важнейшее значение в понимании сущности и  предназначения науки имеет выяснение  факторов, которые сыграли решающую роль в ее возникновении. Вся история  человеческой жизни свидетельствует, что до настоящего времени главнейшей задачей человека остается борьба за существование. 

     
  1. «Итак, философия ищет в качестве реальности именно то, что обладает независимостью от наших действий, не зависит от них; напротив, последние зависят от этой полной реальности…»

     Совершенно  очевидно, что никакая сфера человеческого  духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю  совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может  быть наукой всех наук, т.е. стоять над  частными дисциплинами, равно как  она не может быть одной из частных  наук в ряду прочих.

     Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству  обучения, законодательству и др. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом. Она устремлена к целостному постижению универсума. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос: "Что есть сущее?" В этом смысле справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах".

     Частные науки обращены к явлениям и процессам  реальности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не интересует ценностная шкала  человеческих смыслов, они безоценочны. Свои выводы наука формулирует в  теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное  отношение ученого к изучаемым  явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или  иное открытие. Фигура ученого, строй  его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывают особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система элементов Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.

     Мир в глазах философа - это многообразие взаимодействий, в котором переплетены  причина и следствие, цикличность  и спонтанность, упорядоченность  и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий  разум должен определить свое отношение  к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как  вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи). 

     
  1. «Стыдно, что после стольких усилий, потраченных философами на разработку теории познания, физикам пришлось самим заняться окончательным уточнением характера своего знания и показать нам, что оно, строго говоря, является низшей разновидностью теории, удаленной от предмета своего исследования, а вовсе не образцом и прототипом знания…»

     Научная теория есть обобщение экспериментальных  результатов и опыта. Она есть такое обобщение, в котором схвачены все главные связи и закономерности, обнаруженные человеком и существующие в данной предметной области. Как  известно, любое обобщение предполагает выделение главных связей и отсечение  всего второстепенного, т.е. идеализацию  реальных явлений и связей.

     В этом смысле научная теория всегда ограничена своей предметной областью и областью своей применимости, за пределами которой она теряет свою силу и не предсказывает правильных результатов. Иными словами, любая  научная теория ограничена. Помимо этого, любая теория не может претендовать на абсолютную точность, поскольку  она не в состоянии учесть все  без исключения тонкости рассматриваемых  явлений (она отсекла «второстепенное»). Она есть приближение к абсолютной истине, т.е. объективная истина.

     В то же время научная теория выступает  как особая форма практики, т.е. как  обобщение результатов эмпирической деятельности человека и человеческого  опыта в широком смысле этого  слова. Именно при таком понимании  сути любой теории (физической, химической и др.) исчезает разрыв между теорией (как бы связанной только с мыслительным процессом) и практикой (как исключительно  материальной деятельностью человека). 
 

     
  1. «Почему у человека – вчера, сегодня и завтра – возникает желание философствовать? Нужно получше разобраться в том, что скрывается за привычным словом "философия", чтобы затем ответить на вопрос, "почему" люди философствуют...»

     Буквально, в переводе с древне греческого, философия — любовь к мудрости (“фио” — любовь, “софия” —  мудрость). Философия — это любомудрствование. Это не столь мудрость как таковая, здесь важно стремление быть мудрым. 

     Начнем  с мировоззрения. Философия выступает  теоретической основой мировоззрения. Мировоззрение — это в широком  смысле, взгляд на мир, т.е. система представления  о мире в целом, месте в нем  для человека, и отношении человека к миру. Философия выступает в  ряду исторических типов мировоззрения  третей по счету. Первым историческим типом мировоззрения выступает  мифология. 

     Мифы  не являются знанием как таковым. Мифология не представлена знанием  в чистом виде, так как на этом этапе общественного развития человек  еще не может отделить истинное знание от ложного. Т.е. мифология это своеобразная проекция отношения человека к миру, где все представлено в определенном наборе. Здесь не дифференцированно  знание от незнания. Место подлинной  связи занимает вымышленная, т.е. человек  стремится объяснить мир, но имеющихся  в наличии знаний не хватает, поэтому  место реальной связи занимает вымышленная. 

     Второй  мировоззренческий тип мышления — это религия. Надо сказать, что  мифология и перерастает религию  и сосуществует с ней. Т.е. они, хотя и отделены друг от друга как два  типа мировоззрения, определенный период сосуществуют. 

     Что составляет особенности религии? Религия  представляет собой культовую систему, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление связи  со сверхъестественным. Религия четко  разделяет мир на посюсторонний  и потусторонний. И рассматривает  первый, т.е. мир, в котором человек  находится здесь и сейчас, как  подготовительный этап, ступеньку в  мир потусторонний. Т. е. Атрибутом  подлинности обладает не тот мир, в котором человек живет, а  тот, в который он перейдет после  смерти. 

     Философия приходит на смену мифологии и  религии, но на первых этапах в ней  в значительной степени представлены мифологические и религиозные знания. В чем же специфика философского знания? Бертран как-то точно заметил, что философия начинается там  и тогда, где для здравого смысла заканчиваются все проблемы. 

     Рассмотрим, что из себя представляет философия, исходя из структуры общественного  сознания. Общественное сознание включает в себя два уровня: 

     1)       Уровень обыденного (повседневного,  или массового) сознания. Носители  — абсолютное большинство людей. 

     2)       Научно-теоретический. 

     Рассматривать философию как уровень научно-теоретического сознания надо в соотношении с  обыденным. Философия и обыденный  уровень сознания. Чем они отличаются? Рассел весьма точно определил это  различие. Здесь мы постоянно сталкиваемся с парадоксами. Необходимо обратить внимание на местную роль парадоксов в процессе познания. ”Гений — друг парадокса» (Пушкин). Парадоксы —  это симптом противоречий, или  выражение противоречий, которые  надо выявить, т.е. как бы раскодировать  сущность, с помощью противоречий. Т.е. можно сказать, что парадоксальность, это указатель противоречий. Так  вот философия примечательна  тем, что уже в первом приближении  к ней, в ней сконцентрированы все парадоксы, с которыми мы сталкиваемся. Дело в том, что философия стремится, познавая мир, выясняя положение  человека в этом мире, выясняя его  отношение к миру, раскрыть самые  глубинные основания бытия, поэтому  выявляется целый ряд противоречий.

     Давайте посмотрим понятие мудрости. В  житейском понятии мудрость накапливается  с возрастом, и к старости человек  становится мудрее, как правило. Но житейская мудрость, это совершенно не то, что мудрость в философском  понимании. Дело в том, что если житейская  мудрость предполагает аккумуляцию  знаний, приобретаемых индивидом  в его собственном жизненном  опыте и опыте других людей, то мудрость в философском понимании  отличается тем, что она базируется на знании, приобретенном всем человечеством.

     Каждый  человек философствует, в меру своего интеллектуального ресурса. Здесь  мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны большая часть  людей невежественна в вопросах философии, а с другой стороны  желание человека философствовать. Это все объяснимо, если принять  во внимание, что важен сам факт философствования. Весьма точно передает эту мысль высказывание Петра  Ивановича Лаврова: ”Философия есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени не раздельное с  нашим существом, что мы философствуем  не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии. Философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо”. ”Философия не есть наука, она есть только деятельность, строящая науку, и без нее не существовало бы не одной науки”. Из этого высказывание следует, что стремление философствовать  заложено в каждом человеке, но далеко не у каждого это стремление аполизированно. Что такое философствование? —  это по своей сути элементарное обобщение. Для чего нужна философия, если ее даже рассматривать сугубо прагматически? Она нужна для того, чтобы формировать  культуру мышления. Чтобы учиться  мыслить. 

     
  1. «Таким образом, от философии неотделимо требование занимать теоретическую позицию при рассмотрении любой проблемы – не обязательно решать ее, но тогда убедительно доказывать невозможность ее решения. Этим философия отличается от других наук. Когда последние сталкиваются с неразрешимой проблемой, они просто отказываются от ее рассмотрения. Философия, напротив, с самого начала допускает возможность того, что мир сам по себе – неразрешимая проблема. И доказав это, мы получим философию в полном смысле слова, точно отвечающую предъявленным к ней требованиям...»

     Итак, можно утверждать, что первым или  основным вопросом философии является достоверное установление ИСТИНЫ. Если философия не может решить этот вопрос (отсутствует система критериев  истины), возникает неопределенность, которая превращает философские  доводы в схоластику, в пустую болтовню, несмотря на актуальность рассматриваемых  проблем. Вопрос об истинности будет  решаться субъективно либо большинством при голосовании, либо мнением непререкаемого авторитета, с которым все обязаны  согласиться.

     Вопрос  об отношении материи и сознания, как и вопрос о характере самой  истины (абсолютная, объективная, субъективная и т.д.) решается в рамках самой  теории познания каждой философской  системы. Эти вопросы есть частные, хотя и достаточно важные, случаи основного  вопроса философии. Они служат демаркационной линией, отделяющей материалистическую философию от идеалистических философских  систем. 

Информация о работе Хосе Ортега-и-Гассет «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»