Характерные черты эпохи Возрождения. Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 23:32, реферат

Описание

Философия (филео - любовь, софос – мудрость.) - любовь к мудрости. Будьте мудрыми и все проблемы найдут плодотворное решения, вы почувствуете себя счастливым человекам и поймете, что овладеть внешним миром можно при условии осознания себя самого как микрокосмоса и Вселенной как макрокосмоса. Уже Протагор в 6 в. До н. э. говорил «Человек есть мера всех вещей!»

Работа состоит из  1 файл

Философия Сократа.docx

— 28.37 Кб (Скачать документ)

Характерные черты  эпохи Возрождения. Философия Сократа

Мировоззрение как  картина бытия и форма самосознания

 

Философия (филео - любовь, софос – мудрость.) - любовь к мудрости. Будьте мудрыми и все проблемы найдут плодотворное решения, вы почувствуете себя счастливым человекам и поймете, что овладеть внешним миром можно при условии осознания себя самого как микрокосмоса и Вселенной как макрокосмоса. Уже Протагор в 6 в. До н. э. говорил «Человек есть мера всех вещей!»

Возрождение – ренессанс (от фр. Renaissanse –возрождение), эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы 14-16 веков. Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания.

В сходных условиях развивались  сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение  античной культуры, мировоззренческие  и эстетические принципы которой  были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны  всем культурам ренессансного типа. Для эпохи Возрождения характерны: - развитие мировых торговых связей;

- рост промышленности  городов-коммун, освободившихся от  власти феодалов;

- возрождение интереса  к литературе, искусству, философии  Древней Греции и Рима.

В историческом развитии Возрождения  можно выделить три периода. Первый (14 в.) — начальный этап становления  нового искусства и философии, период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма. «Искусство жизни», разработанное Петраркой и противопоставившее средневековому идеалу жертвы и надежды  на загробное воздаяние новые  ценности духовного аристократизма и совершенствования земного  бытия при помощи гуманитарной культуры, является самым очевидным знамением  поворота к обновлению.

Второй период (15 — нач. 16 вв.) — это этап созревания альтернативных мировоззренческих моделей. Гуманистическая этика окончательно формируется как особый тип философского отношения к жизни и творчеству, Параллельно с гуманистической мыслью, стремящейся христианизировать язычество, существует тенденция обновления собственно христианства. Она более свойственна северному Возрождению. Третий, последний период Возрождения (16 — нач. 17 вв.) знаменуется началом общеевропейской религиозной революции — Реформации, которая стимулировала ряд дискуссий с далеко идущими для европейской философии последствиями. Существует и другая более подробная периодизация этой эпохи

Этапы истории искусства  Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный  период, Проторенессанс, («эпоха Данте  и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий

 

2. Религиозное  мировоззрение

 

В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470–469 – 399 до н. э.). Сделав философию своей специальностью, а судя по дошедшим сведениям это так и было, поскольку кроме нескольких лет, проведенных в качестве воина, Сократ ничем другим не занимался, древнегреческий мыслитель тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам.

То, что известно о жизни  и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Именно на основании их воспоминаний, главным образом первых двух, можно излагать взгляды Сократа, так как у Аристотеля, по существу, нет ничего иного, чего бы не было у Ксенофонта или Платона. Современников поражало у Сократа многое: неординарная наружность, образ жизни, высокая нравственность, парадоксальность суждений и глубина философского анализа.

Сократ является, по существу, первым древнегреческим философом, кто отходит от натурфилософского  истолкования мира и философски, то есть путем рассуждений и умозаключений, пытается найти истину, ответы на поставленные им самим и его предшественниками-философами вопросы. Другими словами, предметом  его философских рассуждений  являются человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а  не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского  или аристотелевского понимания  философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений.

Анализируя проблемы человеческого  бытия, Сократ главное внимание в  своих речах и беседах уделял вопросам этики, то есть тем нормам, по которым человек должен жить в  обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: необходимостью каждому “познать самого себя”  и тем, что “ни один человек  ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”. С одной стороны, эти  принципы были ему необходимы для  борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать  людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском  языке – методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества. В интерпретации  Сократа ирония выступает способом самоанализа человеком самого себя, результатом чего является признание собственного невежества, что, в свою очередь, побуждает человека к расширению своих знаний. По свидетельствам Ксенофонта и Платона, в своих беседах и речах Сократ мастерски владел иронией, ставя порой собеседников и слушателей, которые до встречи с Сократом считали себя образованными, в положение ничего не знающих и не понимающих людей.

Познание самого себя, по Сократу, – это одновременно поиск  настоящего знания и того, по каким  принципам лучше жить, то есть это  поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в  этом смысле знание одновременно выступает  как добродетель. Это фундаментальный  принцип этической концепции  и наиболее полно он представлен  в диалоге Платона “Протагор”. Невежество большинства людей проявляется  в том, что знание и добродетель  они рассматривают как две  различные субстанции, независимые  друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек  нередко поступает не так, как  того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком  смысле – знание, которая демонстрирует  свою неспособность влиять на человека особенно в моменты воздействия  чувственных импульсов, не может  считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая  концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении  невежества и на знании. По-видимому, его концепцию можно представить  так: от невежества, через знание, к  добродетели, а дальше – к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.

Рассматривая другие идеи Сократа, оказавшие огромное влияние  на дальнейшее развитие философии, важно  отметить его роль в разработке общих  определений и индуктивных рассуждений. “Две вещи можно по справедливости, – пишет Аристотель, – приписывать  Сократу – доказательства через  наведение и общие определения”.* При этом общие определения, с  помощью которых Сократ стремится  отыскать “сущность вещей”, Аристотель увязывает с появлением диалектического  анализа, который, по существу, отсутствовал до Сократа. “Ведь тогда еще не было, – объясняет свою мысль  Аристотель, – диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь  сути, рассматривать противоположности.

Индуктивное рассуждение  предполагает, что в процессе анализа  определенного числа вещей или  отдельных суждений можно сделать  общее суждение через понятие. Так, например, (в диалоге Платона “Горгий”) из утверждений о том, что тот, кто изучил архитектуру, является архитектором, кто обучался музыке, является музыкантом, тот, кто изучал медицину, стал врачом, Сократ приходит к общему утверждению, то есть к понятию, что тот, кто изучил науку, – это тот, кто сделал саму науку. Таким образом, индуктивное рассуждение предназначено для определения понятия и это понятие должно выражать сущность или природу вещи, то есть чем в действительности она является. С полным основанием можно утверждать, что Сократ стоял у истоков формирования в философии общих понятий.

Существенным, как уже  отмечалось выше, является вклад Сократа  в развитие диалектики. Аристотель, например, считает, что до Сократа  не существовало диалектики. Учению Гераклита  о постоянной текучести чувственных  вещей он противопоставляет идеи Сократа о диалектике, так как  последний никогда не наделял  общее обособленным существованием. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа – это учение о преодолении противоречия, отрицания  противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, то есть учением о целесообразности.

Таким образом, Сократом завершается  натурфилософский период в истории  древнегреческой философии и  начинается новый, можно сказать, философский  этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и  Аристотеля.

Хотя попытки вырваться  из объятий натурфилософии предпринимались, правда скорее стихийно, чем сознательно, и до Сократа, например, Гераклитом и Пифагором то удалось это осуществить только ему.

 

3. Философское  мировоззрение

 

Духовная революция Сократа. Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.

Сущность человека — душа. Этика Сократа. Человека отличает от других существ душа, считает Сократ. Душа — это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесными упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные — мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье.

Этика Сократа, описанная  в предыдущем абзаце, имела в становлении современного человека, как свидетельствует история, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Задумаемся над следующими сложными для этики Сократа вопросами.

1. Почему много знающий  человек, как известно хотя бы из истории преступлений, все-таки совершает зло? По Сократу, только кажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно. Современный философ склонен считать, что преступник не обладает доброй волей. Этика Сократа не содержит представления о доброй воле.

Поворотным пунктом в  развитии античной философии явились  воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры [2].

2 Сведения о его воззрениях  историки философии черпают из  исторических источников, главным  образом из "сократических"  сочинений Платона и Ксено-фонта. Образ Сократа, нарисованный Платоном с удивительным художественным мастерством, навеки вошел в сознание всех последующих поколений как замечательный пример кристально чистого, независимого, ироничного, уникальнейшего мыслителя, ставящего искание истины путем диалога, споров выше всяких иных побуждений души.

Сократ был женат на Ксантиппе, злой нрав которой и терпение, с которым переносил его Сократ, вошли в пословицу. Так, однажды, когда Сократ подходил к дому, Ксантиппа  из окна выбросила ему на голову целый таз арбузных корок. Но Сократ лишь отшутился. Он утверждал, что такая  жена послана ему судьбой, чтобы  он закалял свой характер и оттачивал  лезвие бритвы своих слов. Свои едкие  уколы в спорах Сократ толковал так: он, как овод, призван жужжать  и кусать, с тем чтобы государственные мужи не дремали, а честно служили обществу.

Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в  том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне  обсуждал всевозможные подходы. Его  антидогматизм выражался, в частности, в отказе от претензий на обладание достоверным знанием. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой - искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.

Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников  диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод  диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в  рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак  их истинности. В спорах Сократ стремился  доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые  поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря  этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к рождению истины посредством  самопознания. Сократ возвел в философский  принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: "Познай самого себя!" Главная  цель его философии - восстановить авторитет  знания, поколебленный софистами. Софисты  пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная  душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к  совершенству общения, дабы уяснить  истину. Софисты не считались с  истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает  только то, что он ничего не знает [1].

Информация о работе Характерные черты эпохи Возрождения. Философия Сократа