Характерные черты и особенности культуры Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:39, реферат

Описание

Долгие годы в культурологии была распространена точка зрения, что сущность культуры Возрождения образуют раннекапиталистические тенденции, и тогда по своему типу культура Возрождения - буржуазная.
В противовес этому были высказаны прямо противоположные взгляды: одни видели социальную основу Возрождения в том, что она ремесленно-демократическая, другие - считали её феодально-аристократической. Позднее обнаружилось, что в различных странах ренессансные тенденции опирались во многом на несхожие социальные основы.

Работа состоит из  1 файл

Характерные черты и особенности культуры Возрождения.docx

— 29.80 Кб (Скачать документ)

Расцвет культуры в  эпоху Возрождения сопровождался  распространением веры во всесилие демонов, ведьм, действенности суеверий, предсказаний. В эпоху Возрождения в невиданных масштабах развилась демонология и были отброшены установленные в средние века запрещения или ограничения в преследовании ведьм. Здесь нельзя сводить дело к борьбе передовой мысли Возрождения против защитников старого, развивавшегося суеверия. В ведовство - если взять для примера Англию - верили Шекспир и вольнодумец Ралей, даже сам Бэкон и знаменитый естествоиспытатель Бойль. К числу демонологов принадлежали некоторые наиболее яркие представители общественной мысли. Один из самых страшных демонологических трактатов, превосходящий своей свирепостью даже "Молот ведьм", появился в 1580 году. Он озаглавлен "О демономании колдунов", его автор, Жан Боден, - один из крупнейших политических теоретиков, которого современники считали Аристотелем своего времени, а историки в наши дни нередко называют прямым предшественником великих мыслителей эпохи Просвещения.

Особенно широкий  размах процессы ведьм получили в  Германии; вот пример: известный  юрист Бенедикт Карпцов не только утвердил за свою жизнь 20000 смертных приговоров ведьмам и колдунам, но и "научно" обосновал необходимость применения пыток в этих процессах. Шпренгер и Инститориус в XV столетии хвастались тем, что за 5 лет сожгли в Германии целых 48 ведьм. В XVII столетии во многих небольших немецких местностях пять десятков ведьм нередко отправляли на костёр уже за один раз [ibid., с. 30].

"Расцвет культуры - век Рубенса, Рембрандта, Веласкеса,  Пуссена, Буало, Мольера, Расина, Джордано Бруно, Декарта, Лейбница был одновременно веком, когда под напором фанатизма и атмосферы страха чудовищные казни сделались бытовым явлением, а юридические гарантии прав обвиняемых в колдовстве и ведовстве были фактически сведены на нет и спустились до уровня, по сравнению с которым самое тёмное средневековье представляется золотым веком. Была введена специальная судебная процедура, фактически отменявшая все ограничения на применение пыток. Подозрение превратилось в обвинение, а обвинение автоматически означало приговор. Защитники обвиненных объявлялись их сообщниками, свидетели послушно повторяли то, что им внушали обвинители".

Самое примечательное то, что в атмосфере невротического страха такой порядок стал казаться естественным не только фанатическим доминиканцам, но и светочам эпохи - гуманистам. Даже Бэкон разделял веру в злокозненное могущество ведьм. Жан  Боден, автор "Гептапломероса" - подпольной "библии для неверующих ближайших эпох", в своём сочинении "De Magorum Daemonomania" (1578 г.) именует автора "Молота ведьм" "многомудрым инквизитором Шпренгером" и утверждает: "Ни одна ведьма из миллиона не была бы обвинена и наказана, если бы к ней применялась обычная судебная процедура: подозрения являются достаточным оправданием для пытки, ибо слухи никогда не возникают на пустом месте". Ж. Делюмо отмечал, что рождение нового времени в Западной Европе сопровождалось невероятным страхом перед дьяволом. В катехизисе Канизиуса имя Сатаны упоминается 67 раз, в то время как Иисуса лишь 63, а в "Молоте ведьм" дьявол упоминается значительно чаще, чем Бог.


Информация о работе Характерные черты и особенности культуры Возрождения