Характер экзистенциализма Альбера Камю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, реферат

Описание

Альбер Камю – один из крупнейших представителей западной философии ХХ века. Среди всего многообразия философских вопросов, затронутых в творчестве А.Камю, для данного реферата были выбраны проблемы абсурда и бунта.
Противоречивость мира и бытия, смысл жизни, отношение
к свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в мире
и в обществе, - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали мыслителей во все времена.

Содержание

1. Основные идеи экзистенциализма 4
2. Краткая биография Альбера Камю 6
3. Понятие абсурда, его философское осмысление 7
3.1.Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы 7
3.2. Влияние “абсурда” на человеческое бытие 9
4. Бунт и образ бунтующего человека 12
4.1. Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества 12
4.2. Оценка различных категорий бунта 13
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Характер Экзистенциализма Альбера Камю .doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Подлинная революция  ставит целью всеобщее единство и  окончательное завершение истории. Происходившие же до сих пор революции  приводили лишь к замене одного политического  строя другим. Даже начинавшаяся как экономическая, любая революция в итоге становилась политической. И в этом также заключается отличие революции от бунта.

Кроме того, цели революции  и бунта совершенно различны. Революция  предполагает низведение человека до уровня истории, точнее, материала для истории. Бунт же утверждает человека и человеческую природу, не подвластную миру силы. Бунт исходит из отрицания во имя утверждения. Революция исходит из абсолютного отрицания и обрекает себя на всевозможные виды рабства и террора ради цели, достижимой лишь в конце времен.

Таким образом, делает очень  важный вывод Камю, бунт созидателен, революция нигилистична. Бунт предполагает, что вместо того, чтобы убивать и умирать во имя созидания такого бытия, каковым человечество не является, человечество должно жить ради созидания того, чем оно является.

Бунт в искусстве. Искусство, творчество заключают в себе бунт, проявляющийся в одновременном  отрицании и утверждении. Творчество отрицает мир за то, чего ему недостает, но отрицает во имя того, чем мир  хотя бы иногда является.

Бунт в искусстве, по мнению Камю, это созидатель вселенной. Творец считает, что мир несовершенен, и стремится переписать, переделать его, придать ему недостающий  стиль. Искусство спорит с действительностью, говорит Камю, но не избегает ее.

Искусство приобщает  человека к истокам бунта в  той мере,  
в какой оно наделяет формой ценности, неуловимые во всем многообразии бытия, но зримые для творца, который, улавливая их, отделяет их от истории.

Заканчивая исследование понятия бунта, Камю сопоставил бунт и понятие убийства – аналогично ранее сделанному им сопоставлению абсурда и самоубийства. Ценность бунта заключается в том, что он, положив предел угнетению, создает общее для всех людей достоинство. Бунт несет в себе созидательное начало. Его значение – в общности людей, единстве их природы, общении, всем, что способствует их схожести и содружеству. Таким образом, бунт и убийство логически противоречат друг другу. Совершив убийство, бунтовщик раскалывает мир, разрушая  
те самые общность и единство людей. Таким образом, появляется новая формула, вмещающая в себя ценность и значение бунта:  
“я бунтую, следовательно, мы будем существовать”.

 

Заключение

В данном реферате были рассмотрены  проблемы и понятия абсурда и  бунта – одни из основных в творчестве А.Камю.

Подводя итог исследованию этих двух понятий, можно прийти к  выводу, что Камю придал им позитивный, созидательный, жизнеутверждающий  смысл. Действительно, чувство абсурда  пробуждает сознание человека, и он возвышается над своей судьбой, обретает в определенной степени смысл бытия. Сознание, в свою очередь, является первоисточником бунта – стремления  
к преображению. Бунт индивида, развиваясь, переходит в ценность для множества людей, определяя их общность и объединяя их как созидательную силу. “Я бунтую, следовательно, мы существуем и будем существовать”, - таков принцип бунтующего человека.

Рассмотренная в творчестве Камю проблематика остается актуальной и по сей день. В современном  противоречивом мире с его катаклизмами, на пороге третьего тысячелетия, эти вопросы являются одним из центральных предметов исследования философской мысли.

Экзистенциализм Камю основан  на отчаянии, которое вызвано не мыслью о мерзости жизни и человека, а мыслью о величии личности, неспособной  найти связь с равнодушным, но прекрасным миром.

Альбер Камю в своих романах  сделал попытку найти ответ на проблему человеческой свободы в  мире, в котором привычные моральные  императивы пришли в негодность или  утрачены. «Пограничная ситуация», пробуждающая к подлинной жизни его героев, не всегда является следствием их собственной смертельной болезни. Камю показал, что  существуют  вещи и положения, вызывающие в душе человека могучий стихийный протест, возникающий из отказа быть равнодушным очевидцем чужого несчастья.

 

 

 

Список литературы

 

  1. А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. Западная философия ХХ века. – М.:“Проспект”, 1998.
  2. А.Камю. “Избранное”. – М.:Правда, 1990.
  3. А.Камю. Изнанка и лицо: Сочинения. – М.:ЭКСМО-Пресс, 1998.
  4. Краткая философская энциклопедия. – М.:Прогресс, 1994.
  5. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Издательство политической литературы, 1987.
  6. http://books.atheism.ru/gallery/kamu
  7. http://ru.wikipedia.org

 

 

 




Информация о работе Характер экзистенциализма Альбера Камю