Характер экзистенциализма Альбера Камю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, реферат

Описание

Альбер Камю – один из крупнейших представителей западной философии ХХ века. Среди всего многообразия философских вопросов, затронутых в творчестве А.Камю, для данного реферата были выбраны проблемы абсурда и бунта.
Противоречивость мира и бытия, смысл жизни, отношение
к свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в мире
и в обществе, - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали мыслителей во все времена.

Содержание

1. Основные идеи экзистенциализма 4
2. Краткая биография Альбера Камю 6
3. Понятие абсурда, его философское осмысление 7
3.1.Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы 7
3.2. Влияние “абсурда” на человеческое бытие 9
4. Бунт и образ бунтующего человека 12
4.1. Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества 12
4.2. Оценка различных категорий бунта 13
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Характер Экзистенциализма Альбера Камю .doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  университет физической культуры»

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине философии

" ХАРАКТЕР ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА АЛЬБЕРА КАМЮ "

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнил:

                                                                                       студент 131 группы

                                                                                       Пастухов В.Я.

      Проверил:

                                                                                       д.ф.н. профессор

                                                                                       С.С. Домрачев

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2010

 

Содержание

 

Введение

Альбер Камю – один из крупнейших представителей западной философии ХХ века. Среди всего  многообразия философских вопросов, затронутых в творчестве А.Камю, для данного реферата были выбраны проблемы абсурда и бунта.

Противоречивость мира и бытия, смысл жизни, отношение  
к свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в мире  
и в обществе, - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали мыслителей во все времена. Но особенно актуальными они стали именно в ХХ веке, который войдет в историю как эпоха бурного развития техники и появления техногенной среды обитания, эпоха драматичных политических преобразований и глобальных войн, эпоха становления и краха, невиданных до этого тоталитарных режимов.

Рассматривая понятия  абсурда и бунта, Камю анализировал идеи современных ему философских  школ, и некоторыми своими мыслями  и выводами полемизировал с ними. Камю выдвинул собственную точку  зрения на эти проблемы, и тем интереснее для современного читателя его творчество.

Молодому Камю принадлежит  спорный тезис: «Хочешь быть философом  — пиши роман». Он хотел превратить художественное творчество в полигон  для философских экспериментов. В их основе первоначально лежит понятие абсурда.

Несмотря на то, что хронология жизни и творчества Альбера  Камю не является целью данной работы, считаю всё же необходимым упомянуть  некоторые  важные, на мой взгляд, факты биографии писателя, потому что они являются своеобразным комментарием к его творчеству.

Цель данной работы – проследить, как решалась экзистенциальная проблематика Альбером Камю.

 

 

  1. Основные идеи экзистенциализма

 

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Эта философия, в основном, отражает веру в свободу и принимает последствия действий индивида, в тоже время, признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Экзистенциалисты отдают предпочтение субъективизму, и рассматривают людей в качестве субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.

Появился экзистенциализм в период между двумя мировыми войнами (1918 - 1939), охватившими большую часть Старого и Нового Света. Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время предчувствия новых, еще более страшных потрясений, время кардинальных переоценок прежних идеалов и формирования новых. Если атмосфера начала ХХ века еще оставляла место для изысканных чувств, проникнутых светлой печалью, за которыми кроется надежда на лучшее, то война 1914-1918 годов показала человечеству реальность конца цивилизации. Словно из глубин первобытного сознания наружу вырвались самые темные стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности, культивировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. В Германии, Италии и Испании зарождались и стремительно шли к власти фашистские режимы, опирающиеся на низменные и животные инстинкты людей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаянность - вот главные черты менталитета той эпохи. Именно в это время формируется экзистенциализм - одно из самых иррациональных и пессимистичных философских течений, в котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение людей той эпохи. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

Экзистенциализм отталкивается  от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые  приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса  цивилизации, кризиса разума и кризиса  гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный  мир" личности. Жизненный мир - это  не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма.

Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзистенциализма главный момент выбора "за" или "против" Бога. "За" - значит, путь веры, любви, смирения. В результате человека ждет бесконечное блаженство. "Против" - означает отречение от Бога, чреватое божественной карой. В секулярной разновидности экзистенциализма главный момент выбора связан с формой самореализации личности. Это самореализация определяется фактом случайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и ему не на что опереться.

 

2. Краткая биография  Альбера Камю

 

Родился 7 ноября 1913 в алжирской  деревне Мондови, в 24 км к югу от г. Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г. Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, оканчивая лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю жизнь. Так, из-за туберкулёза рухнули  надежды  на  продолжение  учебы  в Эколь  Нормаль - высшей  школе,  готовящей  университетских преподавателей философии, развалился  первый  брак.

Религиозного  воспитания  Камю  не  получил,  веры  у  него  не  было  ни  в  юности,  ни  в  зрелости.  Идеалы  евангельского  христианства он  рассматривал  через  труды  своего  «земляка» - святого  Августина,  а  также  современных  философов - Кьеркегора,  Шестова,  Ясперса.  На  всю  жизнь  у  него  сохранилось  уважение  к  древним   и  средневековым  ересям - к  гностикам,  манихеям,  катарам - и  неприятие  католицизма  ни  как  народной  религии,  ни  как  богословской  доктрины.  Ницшеанского  презрения  к  христианству  Камю  никогда  не  разделял;  выходцу  из  бедноты  были  чужды  и  гневные  филиппики  Ницше  против  «подлой  черни».  Но  провидение  для  него  означало  род  фатализма;  первородный грех,  загробное воздаяние,  спасение  Камю  считал  мифами,  примиряющими  человека  с земной  несправедливостью.

Огромное  место  в  жизни  Камю  занимал  театр.  Камю  был  талантливым  актером,  постановщиком,  драматургом.  В  конце  30-х  годов  с  театральной  труппой  «Экип»  он  объезжает  весь  Алжир,  играет   в  небольших,  неприспособленных  залах,  почти  без  декорации  роли  в  классических  и  современных  пьесах.  Главная  его  роль  в  то  время - роль Ивана  в  собственной  постановке  «Братьев  Карамазовых».  «Я  играл  его,  быть  может,  плохо,  но  мне  казалось,  что  понимаю  я  его  в  совершенстве», - вспоминал  Камю  о  ролях  Ивана  в  «Театре  труда»  и  «Экип».

Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел  из нее.

В  начале  1938 г.   Камю  начинает  осваивать  и  еще  один  вид  деятельности - журналистику,  где  он  также  сумел  достичь  много.

 В  1942 г.  Камю  возвращается  во  Францию,  вступает  в   подпольную  группу  «Комба»,  образовавшуюся  в  результате  слияния  двух  групп  Сопротивления  с  собственными  печатными  органами. 

Оставив в 1947 работу в «Комба», писал  для прессы публицистические статьи, собранные впоследствии в трех книгах под общим названием «Злободневные  заметки»

Камю много размышляет о смерти, в дневнике признаётся в том, что боится её, ищет возможности к ней подготовиться. Близко  знавшие  Камю  полагали,  что  тема  самоубийства  приходит  в  «Миф  о  Сизифе»  из  личных  переживаний.

 

3. Понятие абсурда, его философское осмысление

 

В самом начале своего эссе об абсурде А.Камю подчеркивает, что, пожалуй, основным философским  вопросом является вопрос  
о смысле жизни. Это, в общем-то, и определяет основные проблемы, рассмотренные автором в его работе: абсурдность бытия, чувство абсурда и его влияние на отношение к жизни и вопрос самоубийства, надежда и свобода.

 

3.1.Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы

 

Начиная эссе с попытки  понять причины, способные заставить  человека добровольно уйти из жизни, Камю подходит к понятию чувства абсурда. Это чувство, по мнению автора, возникает, прежде всего, на основе противоречия между человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, “между актером и декорациями”.

Если мир поддается объяснению, даже и не слишком убедительному, он понятен и приемлем для человека. Но как только человек осознает всю иллюзорность этого объяснения, он начинает ощущать себя чужим во вселенной. Перед человеком встает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?

Из этого противоречия и возникает  чувство абсурда. Камю кратко описывает факторы, присущие этому чувству.

Абсурд проникает в сознание человека неожиданно, когда он  
в какой-то момент вдруг чувствует опустошенность, усталость  
от повседневного бытия. Вдруг он перестает понимать смысл и цель этой повседневности. Цепочка привычных поступков разрывается,  
и именно в этот момент, по мнению автора, сознание человека, застывшее до этого в машинальной жизни, начинает приходить  
в движение.

Еще один фактор абсурда – время. Человек, живущий будущим, вдруг  осознает, что как раз время – его враг. Как говорит Камю, возникает своего рода бунт плоти, направленный против воздействия времени.

Следующей ступенью является ощущение человеком своей чужеродности в  окружающем мире. Мир, по всей сути, имеет  бесчеловечное начало. Плотность и чуждость мира выражают абсурдность бытия.

Кроме того, и в самом человеке скрыто нечто бесчеловечное –  поведение, жесты, действия других людей  вызывают растерянность, показывая, чем человек как физическое существо является на самом деле. В этом тоже проявляется абсурд.

Смертность человека и неизбежность смерти придают чувству абсурда  дополнительное содержание.

Камю особо останавливается  на проблеме интеллекта, разума и познания мира. Познаваемость мира для человека заключается в сведении его к человеческим понятиям. Однако существует неизменное противоречие между тем, что человек, как ему кажется, знает и тем, что он знает на самом деле.

Познание мира с помощью образов (литература, живопись и т.п.) предполагает отсутствие точного знания. В то же время освоение мира и с помощью науки невозможно, поскольку она способна лишь опознать и перечислить отдельные явления. При этом Камю отмечает, что мир как таковой не абсурден, он неразумен. Абсурдность же заключается в столкновении этой непознанности мира с отчаянной жаждой ясности, зов которой раздается в душе человека. Абсурд рождается из столкновения человеческого запроса быть счастливым и постигнуть разумность мира, с одной стороны, и безмолвного неразумия мира, с другой.

Информация о работе Характер экзистенциализма Альбера Камю