Государство и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание

Проблема взаимоотношения государства и личности появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..3
1. Ретроспектива соотношения государства и личности …………………………………3
1.1 Точка зрения философов - идеалистов ………………………………………………...3
1.2 Критический подход к сущности государства ………………………………………...5
1.3 Правовое и деспотическое государства как пример идеалистического и критического подхода к сущности государства…………………………………………………………….6
2. Правовой статус личности ………………………………………………………………..8
2.1 Определение правового статуса личности …………………………...…………………8
2.2 Структура правового статуса личности…………………………………………………8
Заключение …………………………………………………………………………………...14
Источники …………………………………………………………………………………….15
Литература…………………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты  поведения, которые государство  считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.См. также: Малько А.В. Право для человека: ограничение или стимул? // Правоведение. - 1992. - №5. - c.12

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования.

Предпосылкой обладания правами  и обязанностями является гражданство  как определенная юридическая связь  между государством и лицом, которое считается членом нации, политического общества.

2.2 Структура правового  статуса личности

Правовой статус, природа прав и  обязанностей как ключевые понятия  правовой науки привлекают пристальное  внимание юристов. Существуют несколько подходов к определению структуры правового статуса личности. В структуру правового статуса включается раз личный набор элементов. Наряду с системой прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии; законные интересы; юридическая ответственность и др.

Ряд дополнительных элементов следует  считать либо пред посылками правового  статуса (например, гражданство, общая  правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая  ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите».

Социальная активность человека неотделима от его сознания. Поэтому изучение всех юридических категорий, в том  числе и правового статуса, должно осуществляться в неразрывном единстве с сознанием и деятельностью  индивида

Рассмотрим сущность элементов, составляющих право вой статус,- юридических прав и обязанностей.

Права личности -это ее социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них  выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение личности, ставятся условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни.

Права личности, или субъективные права,- это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение.

Способ возникновения, форма  проявления и реализации тех пли иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных.

Разумеется, права личности чрезвычайно  многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Однако закрепление того пли иного субъективного права в законодательстве в условиях демократического строя означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право - форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные. См: Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. - 1998. - №4.- С 12.

Государство закрепляет права личности непроизвольно; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности - не “дар” законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие чело веку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать” пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет, в конечном счете, к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

Разумеется, ни один человек не может  одновременно практически реализовать  все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного  права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.

Субъективное право как юридическая  категория раскрывается через набор  признаков: «Субъективное право  лица означает выраженные в норме права и закрепленные в ней:

а) возможность пользования определенным социальным благом,

б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих  действий от других лиц,

в) свободу поведения, поступков  в границах, установленных нормой права». Там же. - С.13.

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших  категорий, характеризующих свободу  личности, возможности пользоваться социальными благами в обществе.

Права личности (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением  ее интересов в материальной или  духовной сферах. Поэтому интерес  выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение  к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в социальной активности личности, которая служит важнейшим слагаемым развития полноценного гражданского общества.

Государство не может и не должно принуждать граждан к использованию  прав. Вместе с тем нормальное функционирование политической системы, совершенствование  общественных отношений невозможны без активного использования  тех широких прав и свобод, которые вытекают из существа Конституции.См: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв.ред. В.А.Четвернин. - М: Центр конституционных исследований Московского Общественного Научного Фонда, 1997.- С 234.

Провозглашая права и свободы личности, государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами. В силу ст. 2 Конституции РФ Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Таким образом, интересам личности, в конечном счете, подчинено общественное производство, политика государства, всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.

Принимая на себя обязательства  по обеспечению прав граждан, государство  имеет право требовать от них  правомерного поведения, которое соответствовало  бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан с юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно решить важнейшие исторические задачи государства. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение личности. Следует  вместе с тем подчеркнуть, что  такая объективная необходимость  определенного по ведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению  от требования нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность - это возможное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально  полезный и необходимый вариант  поведения. Однако, как уже отмечалось, свобода выбора включает множество  факторов и не замыкается в пределах правовых эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной нормативной ориентации. Личность может избрать нормы, противоречащие требованиям, заключенным в обязанности.

Все сферы действия правового статуса  в единстве прав и обязанностей - это «пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Курносенко Р. А. О сущности, причинах и путях преодоления правового идеализма // Российская правовая система: становление, проблемы, пути совершенствования. Барнаул, 2001. С.120-121.

Такие правовые запреты полностью  соответствуют ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ от 16.12.66 "О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - №12., предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации  других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения ».

В Международном пакте о гражданских  и политических правах предусмотрена  возможность запрещения антигуманных, аморальных действий - пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Подобные ограничения предусмотрены и Всеобщей декларацией прав человека ХАРТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА от 10.12.1948 // Российская газета. - 1995. - №67.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ от 16.12.66 "ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - №12. также допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в обществе (ст. 4). В основе этих ограничений лежит стремление исключить эгоистическое, анти гуманное использование прав.

Таким образом, правовой статус личности в обществе обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности, равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и личных интересов.

Государство социально ответственно за правильное, научное закрепление  в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей.

Если бы правам граждан не соответствовали  обязанности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих  деклараций. Взаимная ответственность государства и личности -это важнейший гуманистический и демократический принцип построения нормального демократического правого государства. Мами К. Е. Правовое государство: социальный идеал и реальность // Законодательство. - 2003. - №2. - С.16

Таким образом, мы установили, что  правовой статус личности - это определенный комплекс прав, свобод, и обязанностей устанавливаемых государством и закрепляемых в конституции. Именно он является основным критерием при определении степени демократичности государственного строя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании всего вышеизложенного можно заключить, что государство и личность на протяжении практически всех исторических эпох находились в центре внимания ученых и философов. Государство эволюционирует от деспотического, служащего интересам локальных групп (а иногда и конкретному историческому субъекту - «исторической личности») к демократическому, служащему интересам всего социума, защищающего личность, как от злоупотреблений самого государства, так и от иных преступных по своей сути посягательств на суверенитет личности, неприкосновенность собственности.

Степень свободы личности в государстве  определяется её правовым статусом, который  состоит из комплекса прав и свобод, а также обязанностей, которые  предъявляет государство к своим  гражданам. Права и свободы неотделимы от ответственности, которая является прямым следствием реального обладания личностью правами и свободами. Путем установления равной для всех ответственности за девиантное поведение государство уравнивает граждан в правах и создает равные предпосылки для комплексного развития личности, детерминирует общественный прогресс, вследствие чего возникает реальная возможность появления и развития гражданского общества.

Информация о работе Государство и личность