Гносеология как понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:23, доклад

Описание

Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях.

Работа состоит из  1 файл

Гносеология.docx

— 42.65 Кб (Скачать документ)

 

   В истории  философской мысли существовали разные понимания истины. Приведем примеры некоторых: «Истина –  это соответствие знаний действительности»; «Истина – это опытная подтверждаемость»; «Истина – это свойство самосогласованности знаний» и др.   

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины; именно с  нее и начинается теоретическое  исследование истины. Эту концепцию  поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах и др.   

Существует несколько определений  истины. Вот определение из марксистской литературы: истина – это адекватное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.   

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной  и субъективной сторон.   

Истина, по определению, – в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъектна. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит, что она не существует помимо человека и человечества. Истина объективна – это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества.   

В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных  объектов (Платон, Августин), или как  согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант). По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.   

Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании  истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений.    

Общая черта различных концепций  истины в современной западной философии  – отрицание объективности содержания знания. Признание объективности  истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.    

На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной  – приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Признание  относительности истины связано  с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.   

Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого  познания, своим объективным содержанием  включается в последующие этапы  познания.   

Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает  предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы  относительных истин. Истина всегда конкретна.   

Критерий истины находится не в  мышлении самом по себе и не в  действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.   

Процесс достижения истины, в особенности  в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику  и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических  форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылок  теоретических построений.   

Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно  есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно  отличающимся ото лжи. Наряду с этим и заблуждение, и ложь – ошибочные утверждения. Заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное (Э.М.Чудинов), или, если учесть случаи, когда, наоборот, истина может выступать как ложь, это восприятие (осознание) ложного знания как истинного или истинного знания как ложного. 

 

Научное познание.

Структура познания.   

Рассмотрим подробнее научное  познание. Будучи профессиональным видом  общественной деятельности, оно осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым  научным обществом. В нем используются специальные методы исследования, а  также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных  критериев. Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.    

Следует отметить, что наука имеет  дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта, а также то, что научные знания являются продуктами научной деятельности.    

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во- первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.    

Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных  данных, их классификацию, первичное  обобщение. Словом, для эмпирического  познания характерна фактофиксирующая деятельность.   

Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием  выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д.   

Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому.    

Основной формой знания, получаемого  на эмпирическом этапе, является научный  факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий. Основными  методами, используемыми на эмпирическом этапе, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом  этапе познания используются такие  методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.   

В эмпирическом познании доминирует чувственный коррелят, а в теоретическом  – рациональный. Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.   

Научное исследование предполагает не только движение "вверх", к все  более совершенному, разработанному теоретическому аппарату, но и движение "вниз", связанное с ассимиляцией эмпирической информации.   

Как уже упоминалось выше, научное  познание тесно связано с творчеством  познающего человека. 

 

Метод Декарта.   

Несмотря на индивидуальность решения  научных задач, можно назвать  некоторые общие правила, лежащие  в основе исследовательского процесса и составляющие сущность метода Декарта  для получения нового знания:

  • ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым;
  • трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;
  • останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не опущено.

 

 

Принципы  научного познания.   

Подводя итог, сформулируем кратко три  основных принципа научного познания действительности.   

1. Причинность. Первое и достаточно  емкое определение причинности  содержится в высказывании Демокрита:    

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком- нибудь основании и в силу необходимости.   

В современном понимании причинность  означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи  в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и  систем, а также изменение их свойств  во времени имеют свои основания  в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями.    

2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. Естественно-научные теории проверяются экспериментом, связанным с наблюдениями, измерениями и математической обработкой получаемых результатов. Подчеркивая важность измерений, выдающийся ученый Д. И. Менделеев (1834- 1907) писал:   

Наука началась тогда, когда люди научились  мерить; точная наука немыслима без  меры.   

3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено. 

 

Методология научного познания.   

Метод – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ или образ действия.    

Методология науки исследует структуру  и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы  обоснования его результатов, механизмы  и формы реализации знания в практике.    

В современной науке вполне успешно  работает многоуровневая концепция  методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:

  1. Философские методы. Сюда относятся: диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.
  2. Общенаучные подходы и методы исследования.
  3. Частно-научные методы.
  4. Дисциплинарные методы.
  5. Методы междисциплинарного исследования.

 

   Диалектическим  методом мы часто пользуемся. Он исходит из того, что если в объективном  мире происходит постоянное возникновение  и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки.   

Так, например, научными методами эмпирического  исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты. Определим  эти понятия.   

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной  действительности.   

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.   

Измерение – сравнение объекта  по каким-либо сходным свойствам  или сторонам.   

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход  явления при повторении условий.    

Существует шесть видов эксперимента:

  1. исследовательский;
  2. проверочный;
  3. воспроизводящий;
  4. изолирующий;
  5. количественный;
  6. физический, химический и др.

 

   Среди научных  методов теоретического исследования выделяют:

  1. формализацию;
  2. аксиоматический метод;
  3. гипотетико-дедуктивный метод.

 

   Научным исследованием широко используются общенаучные методы исследования:

  1. анализ и синтез;
  2. абстрагирование;
  3. обобщение;
  4. индукция и дедукция;
  5. аналогия и моделирование;
  6. идеализация;
  7. классификация;
  8. системный подход.

 

 

Социальная  философия

Социальная философия  изучает человека и мир, который  он создает и в котором живет. В него входят и язык и наука, право  и этика, нравы и манеры, средства и способы человеческой деятельности и организации (начиная с простейших орудий труда и кончая совершенными информационными технологиями). 

 

Все социальные и гуманитарные науки (история  и социология, языкознание и теория культуры) занимаются взаимодействиями людей и продуктами этих взаимодействий. Специфика социальной философии состоит в том, чтобы выявить в реальном социально-историческом бытии) т.е. в нашей жизни, в нашем сознании то место, которое в них занимает некий невидимый элемент. 

 

Каждый  человек, проживающий жизнь, ощущает  на себе воздействие сил, которые  не поддаются наглядному описанию и тем не менее играют, таинственную и существенную роль в том, как складываются наши жизни и наши исторические судьбы. Человек ощущает, что окутан невидимыми нитями, которые связывают его свободу, но без которых эта свобода вряд ли может проявиться. Эти силы задают порядок существования, которому подчиняется каждый человек. В истории люди по-разному стремились этот порядок обозначить, дать ему имя: Космические силы, Боги или Бог. Сегодня этот порядок все чаще обозначают словом Общество. 

Информация о работе Гносеология как понятие