Гносеология как понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:23, доклад

Описание

Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях.

Работа состоит из  1 файл

Гносеология.docx

— 42.65 Кб (Скачать документ)

 

 

Гносеология.    

Гносеология или теория познания –  это раздел философии, в котором  изучаются природа познания и  его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия  достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.    

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому мы можем назвать эпистемологию (теорию научного познания) подразделением гносеологии, хотя довольно часто в литературе эти две науки отождествляются, что не верно.   

Дадим определения субъекта и объекта  познания, без которых невозможен сам процесс познания.   

Субъект познания – это тот, кто  его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории  и т.д.).   

С гносеологической точки зрения можно  отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и  осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся  методов научного исследования.   

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в  фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как  явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как  бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности  литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Объект объективен в отличие от собственных  представлений о нем исследователя.    

Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный  характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой  определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через  предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи. 

 

Познание.    

Познание есть специфический вид  духовной деятельности человека, процесс  постижения окружающего мира. Оно  развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.   

Знание всегда является идеальным  образом действительности. Знать  что-либо – означает иметь некоторое  идеальное представление об интересующем нас предмете.   

Познание и знание различаются  как процесс и результат.   

В своей сущности, познание есть отражение  мира в научных представлениях, гипотезах  и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств  одного объекта (оригинала) в свойствах  другого, взаимодействующего с ним  объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как  раз и выступает научный образ  изучаемого объекта, представленный в  форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном  образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это  означает, что элементы образа соответствуют  элементам изучаемого объекта.   

Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое  усвоение и признание этих знаний обществом и т.д.). Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения  и совершенствования знаний о  мире, в котором живет человек.    

Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых, познание различается  своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные  и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той  или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей  профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.   

Познание различается и своим  предметом. Познание природы ведет  к становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание. Познание самого человека и общества обуславливает становление  гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств  и догматов религии.   

В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования  понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности  человека. Немаловажное значение имеют  эти способности в сферах философского и научного познаний.   

Следует отметить, что в процессе познания человек использует как  чувства, так и разум, причем в  тесной их связи между собой и  прочими способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы.   

Научная истина никогда не лежит  на поверхности; более того, известно, что первые впечатления об объекте  являются обманчивыми. Познание связано  с раскрытием тайны об изучаемом  объекте. За очевидным, тем, что лежит  на поверхности, наука старается  вскрыть неочевидное, объяснить  законы функционирования изучаемого объекта.    

Познающий субъект – не пассивное  созерцательное существо, механически  отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу. Вопрос об отражении тесно  связан с вопросом о творческой природе  познания. Механическое копирование, где  и кем бы оно ни осуществлялось, исключает творческую свободу личности, за что его и критиковали многие философы. Нередко ставился вопрос: либо процесс познания есть отражение (и тогда в нем нет ничего творческого), либо познание всегда есть творчество (и тогда оно не отражение). На самом деле, указанная дилемма  является, по существу, ложной. Лишь при  поверхностном, одностороннем и  абстрактном понимании познания, когда абсолютизируется либо одна, либо другая его грань, возможно противопоставление отражения и творчества.   

Творчество есть специфический  человеческий вид деятельности, в  котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество – созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С гносеологической точки  зрения научное творчество представляет собой конструирование научных  образов изучаемого объекта. Важную роль в творчестве играют воображение  и интуиция.   

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда  все больше прояснялось, что у  человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали  приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых  формируются эмпирическое и теоретическое. Данное представление наиболее адекватно  реальной структуре познания, но при  таком подходе не замечается исходный уровень познания (чувственное познание) – «живое созерцание», этот этап оказывается  не выделенным из эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного познания, то живое созерцание имеет место как при научном, так и при художественном или обыденном познании.  

 

Эмпирическое  познание.   

Живое созерцание – это скорее не познавательная способность, а результат  реализации этих способностей или сам  процесс познания указанной стороны  объекта.   

Различают три взаимосвязанные  формы живого созерцания:

  1. ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;
  2. восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;
  3. представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

 

   Ощущения, по органу чувств, посредством которого они получены, делятся на зрительные (самые важные), слуховые, вкусовые и  др. Обычно ощущения являются составной  частью восприятия.   

Различают образы памяти и воображения. Обычно образы являются нечеткими, расплывчатыми, усредненными, но зато в образах  обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.    

Познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус и т.д.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.    

Все эти способности объединены в одну группу, названную «способностью  к чувственному отражению действительности». Вследствие многозначности слова «чувство», правильнее разделять чувственное  на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.  

 

Теоретическое познание.   

Теоретическое познание наиболее полно  и адекватно выражено в мышлении.    

Мышление – процесс обобщенного  и опосредованного отражения  действительности, осуществляющийся в  ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.    

Различают два уровня мышления:

  1. рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;
  2. разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

 

   Следует отметить, что рассудок – это  обычное житейское мышление, здравый  смысл; его логика изучает структуру  высказываний и доказательств, обращая  основное внимание на форму знания, а не на его содержание.   

С помощью разума человек постигает  сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное и выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот.   

Разум и рассудок имеют место  и при живом созерцании, и при  абстрактном мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.   

Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного  процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-приспособительный, либо понимающий и творчески-конструктивный характер. 

 

Истина  и заблуждение.   

Проблема истины является ведущей  в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного, теории и практики, универсальных, общенаучных и частных методов познания и т.п.), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории, научного знания и др.), форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т.п.   

Многие ученые отождествляют понятия  истины и правды. Этой же точки зрения придерживается и большой знаток русского языка В.Даль.   

От того, как каждый человек видит  истину, понимает ее суть, зачастую зависит  жизненная позиция этого человека, понимание им своего назначения.   

В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней  мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:

  1. Классическая теория истин. Истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.
  2. Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие одних знаний другим.
  3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что полезно для человека.
  4. Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает большинство.
  5. Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.
  6. Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это божье откровение.

Информация о работе Гносеология как понятие