Фридрих Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:04, реферат

Описание

К первой категории можно отнести философов с уравновешенным эпическим складом духа, создающие в конце жизни устойчивую, стройную и логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер…
Ко второй категории - философов страстного лирического склада, которые воплощали собой ненасытное искание, динамику вечного потока относятся Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений этих философов невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая философия и Фридриха Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией их болезненного гения.
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.

Содержание

Введение 3
Биография 5
Развитие философских идей 14
Новое философское мировоззрение и разрыв с прошлым 19
Последние произведения. Болезнь и смерть 22
Заключение 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Фридрих Ницше.docx

— 52.55 Кб (Скачать документ)

 Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу

«Философия»

на тему

«Фридрих Ницше»

 

 

                                                  Выполнил

                                      Студент группы №314

                                                                                     Ф.И.О. Волчихина Светлана Борисовна

                                                                                     Проверил: Ангеловская  Марина Анатольевна

 

 

Копейск 2011 г

Оглавление

 

 

Введение 3

Биография 5

Развитие  философских идей 14

Новое философское  мировоззрение и разрыв с прошлым 19

Последние произведения. Болезнь и смерть 22

Заключение 25

Список литературы 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рассматривая различные  течения в философии на всем протяжении человеческой истории, можно выделить две основных категории философов.

К первой категории можно  отнести философов с уравновешенным эпическим складом духа, создающие  в конце жизни устойчивую, стройную и логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер…

Ко второй категории - философов  страстного лирического склада, которые  воплощали собой ненасытное искание, динамику вечного потока относятся  Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие  мировоззрений этих философов невозможно теперь без последовательных психологических  жизнеописаний. Многогранная и противоречивая философия и Фридриха Ницше может  быть истолкована лишь в неразрывной  связи с осторожной патологией их болезненного гения.

Жизнь Ницше - воплощение самой  его философии во всей ее суровой  величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И  не поняв вторую, невозможно постичь  то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше  на уходящий ХХ век.

В литературе неоднократно делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю  четверть жизни Фридриха Ницше, как  праведную божественную кару за его  нечестивое вольнодумство, как достойное  искупление его сатанинской гордыни.

Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал  невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие. Непроницаемое темное облако окутало навсегда горделивую вершину  его духа именно тогда, когда он, казалось, дождался возрождающего озарения от мирового светила - Логоса и запел  восторженный победный гимн. Точно  леденящий вихрь Хаоса погасил  навсегда этот трепетный Прометеев  огонь. В сумерках надвигавшегося безумия Фридриху Ницше стало казаться, что душевные и плотские страдания ниспосланы ему, как Спасителю человечества, он видел самого себя в золотом нимбе и так странно отождествлял себя с Распятым.

Современники довольно холодно  встретили Ницше; но ученый синклит  внимательно следил за деятельностью  юного профессора, чтобы потом  отвернуться от гениального поэта  и мудреца; и лишь немногие одобряли его деятельность. Он медленно и  верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала от Ницше  небольшую горсть последователей. Он остался в пустоте, опасаясь людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

 

Время, в которое жил  Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс  объединения, проводимый жесткой рукой  Бисмарка, ломались столетиями накопленные  стереотипы, нормы, правила, которые  были так привычны, приятны и ценны  немцам и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно  образованная, воспитанная цветом европейской  культуры - сонмом великих поэтов, философов  и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время  в Европе, немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость  радикальных перемен. Одним из них  был Ницше.

Фридрих Вильгельм Ницше  родился 15 октября 1844 года в день рождения прусского короля в Реккене, Саксония. Отец и дед его были пасторами. Ницше растет в женском окружении, вместе с младшей сестрой Элизабет. В нем открывается чудо-ребенок; близкие с любовью хранят его школьные сочинения и музыкальные композиции. Фридрих был серьезным уравновешенным мальчиком.

Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно  требовательной и боязливой. Страдая  от малейшего выговора, он не раз  хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. “Когда умеешь владеть собой, поучал он важно сестру, - то начинаешь владеть всем миром”. Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества.

Маленький Фридрих, по свидетельству  очевидцев, с таким воодушевлением читал отрывки из Священного писания, что у слушателей часто не обходилось без слез. При всей своей детской  незрелости он, без всяких сомнений, глубоко понимал суть написанного, чем несказанно удивлял окружающих, даровавших уме прозвище “Маленький пастор”.

Фридрих хотел поступить  в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.

Учеба в школе, а затем  в Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотя удивительная тщательность и аккуратность заставляли его засиживаться над тетрадями и учебниками до полуночи. Но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно музыка. Его кумирами стали классики - Ф. Шуберт, В.А. Моцарт, И. Гайдн и                          Ф. Мендельсон, Л. ван Бетховен и И.С. Бах. В современной же музыке Г. Берлиоза или Ф. Листа он не находил ничего, способного взволновать человека. Тех же людей, которые презирали музыку, Ницше рассматривал как “бездуховных тварей, подобных животному”.

В апреле 1862 г. Ницше создает  два философско-поэтических эссе: “Рок и история” и “Свобода воли и рок”, где содержатся, чуть ли не все основные идеи его будущих  произведений. Вновь и вновь на протяжении всей жизни он будет возвращаться к этим темам, с каждым разом все  более страстно и открыто.

     “.В свободе  воли заключен для индивида  принцип обособления, отделения  от целого, абсолютная неограниченность, но рок вновь органически связывает  человека с общим развитием... Абсолютная свобода воли без  рока сделала бы человека Богом,  фаталистический принцип – механизмом”, - пишет Ницше в этом сочинении.

Во втором эссе “Свобода воли и рок” самыми примечательными  кажутся резкие выпады Ницше против христианской идеи потустороннего мира:

   “То, что Бог  становится человеком, указывает  лишь: человек должен искать свое  блаженство не в бесконечности,  а создать свое небо на земле;  иллюзия неземного мира исказила  отношение человеческого духа  к миру земному: она была  созданием детства народов... В  тяжких сомнениях и битвах  мужает человечество: оно осознает  в самом себе начало, сердцевину  и конец религий”.

В этих небольших произведениях, скорее даже набросках, уже видны  зародыши тех проблем, вокруг которых  до самого конца жизни Ницше будет  обречена вращаться его мысль.

Критика церковных догматов, переоценка всех сложившихся за тысячи лет человеческих ценностей, признание  ограниченности и относительности  всякой морали, идея вечного становления, мысль о философе и историке как  о пророке, ниспровергающем ради будущего прошлое, проблема места и  свободы личности в обществе и  истории, страстная мечта о новой  исторической эпохе, когда наконец-то род человеческий возмужает и  осознает свои задачи, - все это можно  уловить в его первых философских опытах. Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позднее. Пока они не слишком были ясны и самому автору.

Наряду с музыкальными исследованиями, Ницше усиленно изучал историю литературы и эстетику, библейские тексты и античные трагедии. Разбросанность интересов начала тревожить и  его самого, пока он не решил обратиться к изучению филологии. Здесь он надеялся найти именно то, что гармонично сочетало бы холодную логику, научный  рационализм и художественную сторону. Он твердо выбрал филологию, хотя понимал, что для склада его ума и  характера узкая специализация  мало подходила. Философское мышление еще не завладело разумом Ницше, но именно годы учебы в Лейпциге дали решающие духовные импульсы для  его последующей жизни и творчества.

В сентябре 1864 г. Ницше закончил обучение в Пфорте и после сдачи экзаменов. Возвратился в Наумбург. А затем, через месяц, 16 октября 1864 г., после небольшой поездки по Рейну и Пфальцу Ницше приехал в Бонн, где продолжал дальнейшую учебу в Боннском университете. Он перешел там осенью 1865 на отделение филологии и занимался в семинаре одного из лучших немецких филологов - Фридриха Ричля, и, той же осенью, перевелся в Лейпцигский университет в связи с переездом туда своего наставника. Занятия филологией вернули ему чувство самоутверждения, в значительной мере потерянное за год обучения в Бонне, где он постоянно разрывался между теологией, музыкой и филологией, не решаясь остановиться на чем-нибудь одном.

Зимой 1868-69 г. Базельский университет предложил ему профессуру, когда он не был еще и доктором. Вслед за этим, 23 марта 1868 г. Лейпцигский университет присудил Фридриху Ницше степень доктора весьма почетным образом: без какой-либо защиты, даже без диссертации. Все предсказания и надежды старого Ричля, насчет Ницше, превратились в ничто, в момент когда Фридрих впервые раскрыл том малоизвестного, тогда еще и не пользующегося решительно никаким доверием в университетских кругах, философа Шопенгауэра.

     “Я принадлежу  к тем читателям Шопенгауэра,  которые, прочитав первую его  страницу, вполне уверены, что  они прочитают все страницы  и вслушаются в каждое сказанное  им слово. Я понял его как если бы он писал для меня”. Из произведений Шопенгауэра одно оказалось усвоенным сразу и бесповоротно: вкус к маргинальности, исключительности уникальности. Ницше поразило презрение философа к людям, с их мелочными заботами и своекорыстными интересами. Бессмысленность этого существования, так ярко обрисованная Шопенгауэром, привела Ницше к мысли о том, что искать смысл жизни человека в исполнении им своего долга - напрасная трата сил и времени. Человек исполняет свой долг под давлением внешних условий существования, и этим ничем не отличается от животного, также действующего исключительно по обстоятельствам.

Страстные выпады Шопенгауэра  против философов на университетских  кафедрах отвратили Ницше от официальных  преподавателей этой дисциплины. С  тем большей жадностью набросился он на оригинальную философскую литературу. И, кроме любимых им Канта и  Шопенгауэра он внимательно изучил вышедшую в 1866 г. Книгу Ф.А. Ланге “История материализма”. Прочитав ее, он пришел в восторг от этого, по его словам, “самого значительного философского произведения последних лет”.

В философии Ланге выступил как один из ранних представителей неокантианства, наметивший главные принципы этого направления и его социально-политические основы. У Ланге Ницше нашел и подтверждение собственным, еще смутным философским представлениям. Согласно Ланге, окружающий нас мир – это представление, обусловленное физической структурой человеческого организма. Но человек не может удовлетвориться только ограниченным чувственным материалом, открываемым в опыте. Человек - духовное, нравственное существо, он нуждается и в идеальном мире, который сам же и создает. Человек – творец поэтических образов, религиозных представлений, дающих ему возможность построить в своем сознании более совершенный мир, чем тот, который его окружает. Такой идеальный мир возвышает человека над миром обыденности, вооружает его этической идеей, а ею для Ланге была идея социализма.

Представление о реальном мире как алогичном, иррациональном явлении Ницше почерпнул уже  у Шопенгауэра, а Ланге лишь укрепил в нем это убеждение. Вообще, Ланге и Шопенгауэр – это два противоположных друг другу философа. Если Ланге прав, то Шопенгауэр не прав, и наоборот. Ницше же обладал способностью восхищаться обоими одновременно. Встреча в ноябре 1868 г. с Рихардом Вагнером, который жил тогда в поместье Трибшен, возле Люцерна, оказалась решающей; маргинальности, исключительность и уникальность предстали здесь воочию. Потрясение, несмотря на разницу в возрасте, было обоюдным: 56-летний композитор едва ли не сразу с первой встречи расслышал в своем 25-летнем друге героические лейтмотивы еще не написанного “Зигфрида”: “Глубокоуважаемый друг!.. Дайте же поглядеть на Вас.

До сих пор немецкие земляки доставляли мне не так  уж много приятных мгновений. Спасите  мою пошатнувшуюся веру в то, что  я вместе с Гете и некоторыми другими, называю немецкой свободой”.

Кроме музыки, они сразу  нашли еще одну, глубоко волновавшую  их тему - философию Шопенгауэра. После  знакомства, Ницше погрузился в чтение эстетических произведений Вагнера “Искусство и революция” и “Опера и драма”.

Вновь его начали одолевать  сомнения в правильности того, что  он избрал своей профессией филологию. Преподавание в университете довольно скоро начали тяготить Ницше. Его все чаще охватывали периоды меланхолической депрессии, спасение от которой он находил в дружбе с Вагнером. Погружение в возвышенный мир искусства разительно контрастировали с размеренным и скучным существованием Ницше в Базеле. Это вызывало у Ницше отвращение к филологии и науке вообще. В набросках того периода сомнения в науке выражены достаточно определенно:

Информация о работе Фридрих Ницше