Формы общественного сознания и их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 23:04, контрольная работа

Описание

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1.Общественное сознание и реальная жизнь общества.

Общественное и индивидуальное сознание……………………………..............4

1.1 Общественное сознание………………………………………………….....4

1.2 Индивидуальное сознание………………………………………………….8

1.3 Сопоставление общественному сознанию индивидуальное…...….........10

2. Обыденное и теоретическое сознание

Общественная психология и идеология……………..………………………....15

2.1 Обыденное и теоретическое сознание……………………………………15

2.2 Общественная психология и идеология………………………………….17

3. Формы общественного сознания и их взаимосвязь………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы……………………………………………………………....

Работа состоит из  1 файл

Сущность и структура общественного знания.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

     Правосознание общества способствует поддержке идей регламентированных отношений между  личностью и государством, оно  необходимо для установления законно-порядка, для защиты общества от произвола и анархии. Но если политическое сознание формируется в зависимости от социально-экономических интересов, то правовое сознание помимо этого опирается на рациональные и нравственные оценки.

     Правосознание появилось как необходимость иметь четкие знания о праве, об оценке его различными социальными группами и классами. Правосознание связано с правом. Эта связь объясняется общими причинами их возникновения, функционирования и изменения.

     Нравственное  сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.

     Нравственность - это понятие, которое является синонимом  морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как  форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

     Мораль  возникла раньше других форм общественного  сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения  людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

     Нравственное  сознание пронизывает все сферы деятельности человека. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное.

     Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные  чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести.

     Взаимосвязь и соотношение этих начал в  нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени.

     Эстетическое  сознание в системе форм общественного  сознания занимает особое место. Выделившись  в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория.

     Эстетическое  сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

     Эстетическое  сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика.

     Эстетическое  сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность.

     Особенностью  эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.

     Эстетическое  сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия  на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека.

     В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом  эстетического отношения к миру.

     Религиозное сознание является одной из старейших  форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более, чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религии значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Но научное опровержение религиозных взглядов не может полностью решить проблемы религии.

     Религиозное сознание соответствовало объективным  потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозные потребности. Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др.

     Религиозное сознание специфично. Ему присуще  прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с  иллюзиями, диалогичность (диалог с  Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия.

     Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Религиозное сознание как одна из сторон духовной жизни может взаимодействовать с другими, поэтому здесь могут иметь место философские, нравственные, эстетические, экономические, политические воззрения [3,44 ].

     Естественнонаучное  сознание как особая форма общественного  сознания - это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она активно вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредственной производительной силой. При всей сложности содержания науки следует помнить, что наука - явление духовного характера. Наука - это система знаний о природе, обществе, о человеке. Научное знание - это продукт духовного производства, по природе своей оно идеально.

     Естественнонаучное  сознание - это всеобщий духовный продукт  общественного развития, и в таком  качестве она многогранна. С эпохи  Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, располагающей своими методами познания. В науке критерий рационального освоения мира занимает главное место и из триединства - истина, добро, красота - в качестве ведущей ценности в ней выступает истина [5, с.69].

     В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между  экономической деятельностью и  теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая практика. Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. Экономическое сознание, осмысление и совершенствование нацелено на существующей экономической реальности.

     В структуре экономического сознания следует прежде всего выделить такой  элемент, как экономические знания, на основе которых совершается практическая деятельность. И в данном случае экономическое сознание играет активную и относительно самостоятельную роль. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально-экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки экономической деятельности и выступает значительным фактором поведения различных социальных групп. В экономическом сознании отражены прежде всего условия хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано социально-экономическим положением человека, практическим опытом, традициями и конкретными ситуациями. Таким образом экономическое сознание не пассивно отражает реальный мир, оно его оценивает и, исходя из конкретных потребностей, изменяет. Оно оказывает активное воздействие на всю социально-экономическую жизнь общества.

     Экономическое сознание включает в себя разные уровни осмысления действительности. В его структуре следует выделить теоретическое, научное сознание и эмпирическое, обыденное осмысление экономики.

     В современных условиях важнейшая  роль отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой. Экология - это наука, изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с другом и со средой их обитания. Экологическое сознание - это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности. Экологическое сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе. Это рассмотрение любых производственных и социальных вопросов с учетом экологических факторов и последствий, это экологический подход к решению определенных проблем.

     В экологическом сознании проявляется  отношение человека к событиям и  процессам действительности, затрагивающим  так или иначе природную среду. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д.

       Экологическое сознание заключает  в себе определенные знания  о природе и месте человека  в ней, экологические оценки происходящих процессов, чувства любви к природе. Экологическое сознание призвано выполнять определенные социальные функции. Оно имеет прежде всего познавательную, воспитательную и практическую функции.

     Современная экологическая обстановка требует от человека нравственного и эстетического отношения к природе во имя сохранения жизни на Земле. Нравственно-эстетические критерии должны быть отражены и в правовом, и в политическом сознании. Сущностью экологического сознания является гуманное отношение к природе, понимание человеком себя как частицы природного мира. Критерием развитости экологического сознания служит сформированная духовная потребность, в бережном отношении к природе, в стремлении не только сохранить, но и приумножить природное богатство и красоту [3, с.35]. 
 
 

     Заключение 

     Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие  от психического отражения, свойственного животным - это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

     В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает  как “предстоящее” субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

     Каждый  индивид на протяжении всей своей  жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

     Общественные  нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Информация о работе Формы общественного сознания и их взаимосвязь