Философское учение о материи и современная научная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:07, реферат

Описание

Философское понятие о материи отражает ее основное свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания - и ориентирует конкретно-научные дисциплины на познание неисчерпаемых ее свойств, на познание ее строения и структуры.
В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее. Система (от греч. – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство.

Работа состоит из  1 файл

Философское учение о материи и современная научная картина мира.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

С точки зрения диалектико-материалистической философии материальное единство мира проявляется: в несотворимости и неуничтожимости материи; в единстве важнейших свойств, присущих различным видам материи (движение в пространстве и во времени, объективность существования, сохранение и т.д.); во взаимной связи и взаимопревращениях различных материальных систем; в генетической связи и взаимозависимости живой и социально организованной материи на основе эволюции неживой материи; в подчинении всех форм бытия диалектическим закономерностям.

Таким образом, мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что не было бы движущейся материей или что не было бы ею порождено. Материя проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.

Материя структуирована и системно организована. Определенный уровень организации материального мира изучается конкретными науками. Данные естественных и общественных наук о строении и свойствах конкретных видов материй, форм ее движения, пространства и времени постоянно изменяются и углубляются, уточняя теоретические модели, составляющие целостность научной картины мира.

Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения мира, определяющих стиль и способ научного мышления, направляет движение мысли в поисках истины.

Эволюция современной картины мира отражает путь движения науки от создания классической к неклассической и постнеклассической картины мира.

Классическая картина мира основывалась на достижениях классической механики Галилея и Ньютона. В ее фундаменте лежали принципы житейской однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Отдельные, единичные события не могли оказать существенного воздействия на фатальную предопределенность развития универсума. Графическим образом классической картины мира была модель прогрессивно направленного линейного развития.

Неклассическая картина мира родилась под влиянием первых теорий термодинамики, в ее основу легли принципы специальной и общей теории относительности. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, охватывающей магистральную направляющую развития, допускающую роль случая. Развитие мира происходит направленно, его состояние в каждый конкретный момент не детерминировано однозначно, изменения происходят по закону вероятности и больших чисел, в соответствии со «статистической закономерностью».

Образ постнеклассической картины мира создается с учетом достижений синергетики. Древовидная ветвящаяся графическая модель позволяет представить неопределенность и случайность направленности развития. В многомерной модели взаимодействий отсутствует логика развития с установленным порядком зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Это делает будущее принципиально неопределенным и открытым для любых возможных новообразований. В эволюционировании неравновесных, открытых и саморазвивающихся систем допустимы многочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленности изменений возможен эффект ответвления. В постнеклассической картине мира понятия упорядоченность, структурность, закономерность так же объективны, как неопределенность, стохастичность, многоальтернативность. В ее основу легли концепции нестабильного, неравновесного мира, глобального эволюционизма, принцип возникновения порядка из хаоса и другие. В постнеклассической картине мира хаос понимается не как источник деструкции и отсутствие всякого порядка, а как состояние, которое в результате различных взаимодействий может стать причиной спонтанного структурогенеза.

Бытие мира, каким оно представляется человеку в современной картине мира, бесконечно и многообразно, но еще более сложным образованием он предстанет в будущей картине мира, основы которой закладывает современная постнеклассическая картина мира. 

Литература

1.      Астрономия и современная картина мира. - М.: ИНФРАН, 1996.-246 с.

2.      Дубровский В.К. Концепции пространства и времени. Физический и философский аспекты. - М.: Наука, 1991.- 168 с.

3.      Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Темы 13-15,19,21,24-29. М.: Конкур, 1998.-464 с.

4.      Лобанов В.Д. Бытие и реальность. - М.: Наука, 1999.-153 с.

5.      Потемкин В.К., Симаков А.А. Пространство в структуре мира. - Новосибирск: Наука, 1990.- 176 с.

6.      Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИНФРАН, 1994. - 272 с.

7.      Философия, естествознание, социальное развитие. - М.: Наука, 1989. - 247 с.

8.      Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Aol Mazginem , 1997. - 451 с.

9.      Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе. Философские аспекты синергетики. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 111 с.

10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.20. - 827 с.

 

 

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Основной вопрос философии о соотношении материи и духа в свете раскрытия объективизированной сущности информации неожиданно разрешился в полном согласии с диалектическим воззрением. Поэтому с изменения философско-методологических взглядов на мир и следует начинать анализировать современную изменившуюся трактовку научной картины мира.

Вопрос о первичности духа или материи, стоявший в теории познания длительное время как основной вопрос философии и методологии  исследования существующего мира, в своём разрешении должен был привести к качественно новым философским понятиям. Информация, активно шествующая через информационно-фазовые состояния  материальных систем по всему миру, пронизывающая информационным духом всё бытие, превращает его в управляемыйсуществующий мир. Следовательно, с самого начала разрешение основного вопроса философии приводит к новому философскому понятию управляемого мира. Однако это действительно лишь начало разрешения основного вопроса философии, поскольку  на этот шаг познания возникает следующий не менее фундаментальный вопрос: кто или что управляет миром?  

Понятно, что ответ на него опять же остаётся двойственным: либо кто-то в виде божественной сущности или абсолютного духа как бы извне управляет всем сущим, либо происходит самоуправление.

Останавливаться на этой стадии философского исследования бессмысленно, поскольку провозглашение последнего утверждения ничем не отличается от противопоставления духа материи. Экспериментальное подтверждение объективизации информации позволяет продолжить разрешение основного вопроса философии.

Действительно, что значит - управлять миром? Это означает, прежде всего, признание источника информации и объекта, к которому доходит и на который действует эта информация.

Открытие единой информационной взаимосвязи между информационно-фазовыми состояниями материальных систем позволяет утверждать, что к управлению миром оказывается причастным любое создание, информационная деятельность которого подключается к единой энергоинформационной системе мира (единому информационному полю).

По отношению к человеку это означает, что как извне из единого информационного поля информация действует и, тем самым, управляет человеком, так и мыслительная деятельность каждого, имеющая вполне материализованное воплощение, способна передавать информацию и влиять через единое информационное поле на любой взаимосвязанный с этим полем объект.

Информационное взаимодействие – это взаимообусловленный обмен информацией. Следовательно, по информационному влиянию на мир человек выступает как часть божественной сущности.

Проблема взаимоотношения духа и материи практически полностью разрешается. Мир управляется разумом, в том числе и нашим. Остаётся только признать, что высший Разум, включая нашу мыслительную деятельность, всё равно остаётся высшим, поскольку включает в себя интеллект на разных уровнях развития, т.е. и гораздо выше, чем наш.

Получается своеобразное многоуровневое самоуправление материальным миром, когда каждый уровень одновременно оказывается как божественным для низших уровней, так и соподчинённым Разуму на высших уровнях.

При таком выводе у многих философских течений, школ и просто взглядов легко выявить рациональные зёрна.

Например, в гилозоизме и панпсихизме всеобщую одушевлённость легко соотнести с информационным духом материи; у панлогизма, полагающим в основе всего Разум, практически полная согласованность с предложенной ролью Разума на разных уровнях развития; отождествляя бога и мировое целое, пантеизм близко подходит к понятию разумно управляемого мира.

Однако отличительной чертой нового взгляда на мир безусловно остаётся возможность естественнонаучного подтверждения каждого из приведённых утверждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научная картина мира. 
Исторические формы научной картины мира

 

Любой ученый находится под влиянием определенного мировозэрения, потом что он — человек своей эпохи, своего исторического времени. Так, ученые средни веков находились под влиянием мировозэрения, составной частью которого явился геоцентризм. В ХУI — ХУII вв. в мировоззрение ученых внедряется гелиоцентризм. 
Мировозэрение это совокупность взглядов человека на мир, на свое место Е этом мире. 
В состав мировоззрения входят: 
1. Знания о природе, об обществе, о культуре, о самом человеке. Эти знания исторически развиваются. 
2. Идеалы и ценности. Это те предметы (материальные или духовные), н которые ориентируется человек в своей жизни, к достижению которых он стремится. 
3. Убеждения людей и их вера. Различаются религиозная вера (вера Е сверхъестественное) и научная вера (вера в прогресс научного знания). 
для просвещенного человека, то есть человека, который оценивает мир н основе достоверных знаний, ядром мировоззрения является наука и научная картина мира. 
Научная картина мира — это упорядоченная система знаний, которая обобщаеп результаты естественных, технических и социальных наук на том или ином отрезк исторического времени. 
Научная картина мира, в отличие от ненаучной картины мира, опирается н достоверные знания, т.е. на такие знания, которые подтверждены практикой достоверные знания можно воспроизвести неоднократно, опытно подтвердить их. 
Основная функция и предназначение научной картины мира —обеспечениЕ синтеза, интеграции научных знаний. Она выполняет задачу упорядочивания систематизации научных знаний. 
В содержание научной картины мира входят не все наличные научные знания, лишь те научные знания, которые имеют наиболее важный и принципиальный характер на данном этапе научного развития. 
Очень часто в научной картине мира законы природы формулируются Е образной форме. Это делается для того, чтобы научная картина мира была понятн не только узкому кругу ученых, но и широкой просвещенной публике. Нередко законь природы выражаются в форме отрицания. Выражение (<‘Нельзя создать вечныi двигатель.)) формулирует закон сохранения энергии. 
Научная картина мира не остается неизменной. Она эволюционирует и в связи ( этим можно выделить три основные исторические формы научной картины мира: 
1. Кгiассическая научная картина мира 
2. Неклассическая научная картина мира 
3. Постнеклассическая научная картина мира 
Кгiассическая научная картина мира господствует в ХУII-ХIХ вв. Она основана на достижениях науки Нового времени. Основателями этой картины мира явилисi: 
Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон. Эталоном объяснения мира здесь считается однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое изначально определяеп настоящее, настоящее изначально определяет будущее. Считалось, что вс состояния мира могут быть однозначно просчитаны и предсказаны. Эталоног познания считалась объекi-ивность, то есть независимость научных знаний оп субъекта, от наблюдателя. 
Неклассическая научная картина мира зарождается на рубеже ХIХ — ХХ вв. Н возникновение этой картины мира повлияли достижения в области термодинамики открытие явлений электромагнетизма, исследование микромира, идея относительности А. Эйнштейна. В данной научной картине мира случайностi считается не чем-то внешним и побочным в развитии объекта, а важнейшей стороной происходящих событий. Изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел, т.е. выдвигается идея статистического понимания причинности. Кроме этого, утверждается, что на результат познания значительное влияние оказывает наблюдатель (субъект), а также используемые приборы. 
Постнеклассическая научная картина мира начинает формироваться в 70-е годы ХХ в. На эту картину мира серьезное влияние оказали труды бельгийского ученого И. Пригожина о синергетике. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается непредопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений. Предсказать, в каком именно направлении пойдет будущее развитие событий, невозможно. Направление развития чаще всего определяется каким-то незначительным фактором. достаточно небольшого укола» и система перестраивается, выбирает иное направление развития. Придается очень большое значение роли случайности в развитии. Случайное и незначительное событие может вызвать глобальные изменения в мире и в развитии системы. 
Функции научной картины мира: 
1. Объяснительная функция. Научная картина мира объясняет природные и социальные процессы на базе имеющихся знаний. 
2. Функция систематизации научного знания. В научной картине мира обобщаются наиболее важные узловые научные идеи, характерные для той или иной эпохи.



Информация о работе Философское учение о материи и современная научная картина мира