Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:57, реферат

Описание

С середины XIX возникает иррационализм - направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.
Основоположником европейского иррационализма является Шопенгауэр.

Содержание

Общая харрактеристика иррационализма.
Ключевые направления иррациональных учений
Иррационализм как мировозренческая основа русских философоа: Н. Бердяева, Л. Шестова, Д. Мережсковского.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 50.90 Кб (Скачать документ)

В заключение отметим, что  применение критериев общественного  прогресса при исследовании развития общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической, социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей свою историю.

 

В процессе исторического  развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале человеческой истории действовали преимущественно адаптационные (приспособительные) механизмы взаимодействия. Человек подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную природу. Затем по мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов, который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. 

Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Например, угроза термоядерной катастрофы, угроза деградации природной среды и экологического самоубийства человечества, продовольственная проблема, проблемы борьбы с опасными для человечества заболеваниями и т.д. Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития. Сознательное начало еще не стало важнейшей предпосылкой деятельности человечества как единого целого. Отрицательные результаты и последствия несогласованных, непродуманных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в глобальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Они оказывают все более существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне. 

Все глобальные проблемы современности  можно свести к трем основным группам:  
1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств: 

а) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и  создания благоприятных условий  для социального прогресса всех стран и народов; 

б) проблема преодоления  технологической и экономической  отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.  
2. Проблемы взаимодействия общества и природы: 

а) предотвращение катастрофического  загрязнения окружающей среды; 

б) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием); 

в) освоение Мирового океана и космического пространства.  
3. Проблемы взаимоотношений людей и общества: 

а) проблема роста народонаселения; 

б) проблема охраны и укрепления здоровья людей; 

в) проблемы образования  и культурного роста. 

 

В первой группе проблем  мы назвали проблемы интерсоциальные, преимущественно политические проблемы. И это не случайно. Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации человечества - ключевая глобальная проблема. Милитаризм стал "раковой опухолью" человечества. Достаточно сказать, что 1/4 ученых мира втянута в подготовку к войне. Военно-промышленный комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. И наконец, военные расходы - главное препятствие на пути положительного решения всех глобальных проблем. 

В условиях "потепления" международного климата, сокращения гонки  вооружений создаются политические и экономические предпосылки снятия проблемы термоядерной катастрофы. Однако обольщаться успехами в демилитаризации человечества не следует. Во-первых, сохраняется противостояние отдельных государств и опасность для человечества локальных конфликтов и малых войн. Во-вторых, в условиях быстрого развития атомной энергетики возрастает опасность термоядерного катаклизма из-за бесконтрольного расползания атомного оружия и попадания его в руки политических маньяков и гангстеров. 

Проблема полной демилитаризации  человечества может быть решена только на основе устранения угнетения и  эксплуатации одного народа другим, преодоления экономической отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного экономического порядка. Эта проблема является ключевой в деле перехода к новому историческому типу природопользования, к коэволюционным механизмам развития человечества в гармонии с природой и самим собой. Суть экологической проблемы заключается в опасном для существования человечества нарушении равновесия биосферных процессов. 

Известно, что жизнь на Земле существует в форме биотических  круговоротов органического вещества, основанных на взаимодействии процессов синтеза и деструкции. Каждый вид организмов - звено биотического кругооборота, процесса воспроизводства органического вещества. Функцию синтеза в это процессе выполняют зеленые растения. Функцию деструкции - микроорганизмы. 

Человек на первых этапах своей  истории был естественным звеном биосферы и биотического кругооборота. Изменения, вносимые им в природу, не оказывали решающего влияния на биосферу. 

Сегодня человек стал крупнейшей планетарной силой. Достаточно сказать, что ежегодно из недр Земли извлекается около 10 млрд. т полезных ископаемых, расходуется 3-4 млрд. т растительной массы, выбрасывается в атмосферу около 10 млрд. т промышленной углекислоты. В Мировой океан и реки сбрасывается более 5 млн. т нефти и нефтепродуктов. Обостряется с каждым днем проблема питьевой воды. 

Воздушная атмосфера современного промышленного города представляет собой смесь дыма, ядовитых испарений  и пыли. 

Проблему народонаселения  нельзя сводить только к воспроизводству  населения и его половозрастному составу. Речь идет здесь в первую очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ.

Наблюдающийся в конце  ХХ века быстрый рост населения в  странах Азии, Африки и Латинской  Америки связан прежде всего с освобождением этих стран от колониального ига и вступлением их в новый этап экономического развития. Новый "демографический взрыв" обострил проблемы, порожденные стихийностью, неравномерностью и антагонистическим характером развития человечества. Все это выразилось в резком ухудшении питания, здоровья и образованности населения. 

К стыду цивилизованного  человечества более 500 млн. людей (каждый десятый) изо дня в день хронически недоедают, ведут полуголодное существование, и это преимущественно в странах с самыми благоприятными условиями для развития сельскохозяйственного производства. Как показывает анализ, проведенный экспертами ЮНЕСКО, причины голода в этих странах надо искать в засилии монокультур (хлопок, кофе, какао, бананы и т.д.) и низком уровне агротехники. Абсолютное большинство семей, занятых на всех континентах планеты сельским хозяйством, до сих пор обрабатывают землю с помощью мотыги и сохи. 

Больше всего от недоедания страдают дети. По данным Всемирной  организации здравоохранения, ежедневно умирают 40 тыс. детей, которых можно было бы спасти в возрасте до 5 лет. Это составляет около 15 млн. человек в год. 

Только гармонизация отношения  человека к природе и к другому  человеку, осуществленная в планетарном масштабе, - залог спасения человечества. Не сама по себе красота спасет мир, а красота, ставшая отношением человека к человеку, внутренним источником полноценной творческой жизни каждого.

 

  1. Чем является время в вашем понимании? Пофилософствуйте на эту тему.

«Чтобы  узнать цену года, спроси студента, который  провалился на экзамене.

Чтобы узнать цену месяца, спроси мать, родившую преждевременно.

Чтобы узнать цену недели, спроси редактора  еженедельника.

Чтобы узнать цену часа, спроси влюблённого, ждущего свою возлюбленную.

Чтобы узнать цену минуты, спроси, опоздавшего на поезд.

Чтобы узнать цену секунды, спроси того, кто потерял близкого человека в автомобильной катастрофе.

Чтобы узнать цену одной тысячной секунды, спроси серебряного медалиста Олимпийский игр».

 

Время — одно из основных понятий философии и физики, условно-сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.

Что и откуда "течет" в нашем Мире, порождая изменения  и даря новое Миру? Что не позволяет Миру оставаться постоянным ни на "один миг"? Что же такое время? Механик скажет, что время – это движение, астрофизик – что это расширение Вселенной, биолог – это жизнь, историк – это смерть, психолог – что это сознание...

Время многолико. Это и  явление Мира, обнаруживающее себя изменениями внутри и вне нас, и способ измерения изменений, именуемый часами, и конструкт человеческого разума, позволяющий описывать и сопоставлять изменения друг с другом.

 

Литература:

 

  1. Философский энциклопедический словарь. 1983.
  2. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное – философская проблема. // Вопросы философии. - №9. – 1994. –С.53-65.
  3. Волкогонова О.Д. Специфика иррационализма Л.И.Шестова. // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. -1997. -№ - С.16-25.
  4. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ФИЛОСОФИИ (ПОД РЕД. АКАД. Ф.С. ФАЙЗУЛЛИНА),  Уфа: УГАТУ, 1996.
  5. Интернет

 


Информация о работе Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы