Философские взгляды Спинозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:15, реферат

Описание

Новое время в философии, начавшееся в XVII веке, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек как инициативный и деятельный работник.

Содержание

I. Новое время и философы XVII века.
II. Жизненный путь Б. Спинозы.
III. Философские взгляды Б. Спинозы и основы философии Б. Спинозы. Главный труд Б. Спинозы –«Этика»:
1. Учение Б. Спинозы о субстанции (природе);
2. Учение Б. Спинозы о душе;
3. Социологические взгляды Б. Спинозы;
IV. Б. Спиноза в культуре.
Vl. Философия Б. Спинозы в России.
VI. Память о Б. Спинозе.
VII. Заключение.
VIII. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

спиноза.docx

— 57.54 Кб (Скачать документ)

     3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ.

В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией механико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм, который целиком может найти свое объяснение в категориях физической природы. Спиноза отождествляет божество и государство. По его мнению, государство возникает не в результате определенных социально-экономических процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти и законов как норм ". . . умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей. . . ". С этой точки зрения, назначение государства состоит в том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом и, тем самым, обретать свою свободу. Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал, что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать им законы совести. Спиноза так же выступал за свободу мысли и слова, свободу совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше всего может быть обеспечена при демократической форме правления.

Учение о  государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз менялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас, так как они охватывают вечные человечества категории.

Спиноза видел  главную задачу своей философии в обосновании этических вопросов, в выработке теории индивидуального поведения. Этическая направленность философских интересов Спинозы подчеркнута им самим, главный труд философа называется "Этика".

В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие добродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как ". . в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека. . . ". Вершина добродетели - это ". . . человек, руководствующийся разумом. . . ". Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши.

В учении Спинозы  обоснованны критерии индивидуального поведения человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному: ". . . из их сообщества гораздо больше удобств чем вреда. . . ", поэтому ". . . людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы. . . ". А для этого надо помнить, что ". . . души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием. . . ". Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы, считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление и самоунижение одинакого дурны. Не надо делать то, после чего мы будем испытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства так же дурны. Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оно унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих постулатов актуальны и сегодня. В своем учении об этике философ указал путь, который ведет к познанию самого себя, к уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако сам Спиноза указывал, что этот путь труден и найти его нелегко, но высшая цель человека идти поэтому пути.

lV. Спиноза в культуре.

Влияние сочинений  Спинозы выходит за пределы философии. Английская писательница Джордж Элиот  сделала собственный перевод  «Этики» и так же выступала  против суеверий. Гёте называет Спинозу  наряду с Уильямом Шекспиром и  Карлом Линнеем в числе трёх личностей, оказавших сильнейшее влияние на его жизнь и творчество. Большое  влияние Спиноза оказал на мировоззрение  Альберта Эйнштейна. В телеграмме раввину  нью-йорской синагоги Герберту Гольдштейну Эйнштейн пишет: «Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ.» В ходе полемики с Нильсом Бором Эйнштейн апеллировал к авторитету «старика Спинозы», а за год до своей смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы (Spinoza dictionary. Ed. by D.D.Runes. With foreword by A.Einstein. N.Y.: Philosophical Library, 1951).

V .Философия Спинозы в России.

Философией  Спинозы интересовались и упоминали  в своих работах такие отечественные  авторы как Феофан Прокопович, Александр  Галич и Николай Надеждин.

Философии Спинозы  посвящали свои исследования Н. Н. Страхов, В. С. Соловьев, А. И. Введенский, Л. М. Лопатин, Н. Я. Грот, Б. Н. Чичерин, В. С. Шилкарский, В. Н. Половцова, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, Л. М. Робинсон, С. Н. Булгаков, Л. Шестов и др.

В настоящее  время изучением философии Спинозы  в России занимаются такие российские учёные как Т. А. Дмитриев, Н. В. Мотрошилова, С. В. Кайдаков, К. А. Сергеев, И. С. Кауфман, А. Д. Майданский. При этом следует отметить, что количество и широта тематики российских спинозоведческих исследований пока уступает зарубежным (начиная с конца 1960-х годов «спинозовский ренессанс» привел к количественному и качественному росту на всех основных европейских и мировых языках — английском, испанском, итальянском, немецком и французском).

Переводы  сочинений Спинозы на русский  язык

1.Спиноза  Б. Избранные произведения: в 2-х  томах. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1957.

2.Спиноза  Б. Избранные произведения: в 2-х  томах. Т. 2. — М.: Госполитиздат, 1957.

3. Спиноза  Б. Сочинения. В 2-х томах.  Т. 1. / Вступительная статья К.  А. Сергеева — Изд. 2-е. —  СПб.: Наука, 1999. — 489 с. — (Слово о сущем). — 2050 экз. — ISBN 5-02-026750-3.

4. Спиноза  Б. Сочинения. В 2-х томах.  Т. 2. / Вступительная статья К.  А. Сергеева — Изд. 2-е. —  СПб.: Наука, 1999. — 629 с. — (Слово о сущем). — 2050 экз. — ISBN 5-02-026751-1.

5. Спиноза  Б. Этика / Пер. с лат. Н.А.  Иванцова — СПб.: Аста-пресс ltd., 1993. — 248 с. — 5000 экз. — ISBN 5-85962-044-6.

6. Спиноза  Б. Трактат об очищении интеллекта / Пер. с лат. В.Н. Половцовой — М.: Кушнерев и К°, 1914. — 188 с.

 Vl. Память о Спинозе

Спиноза —  важная историческая личность на родине в Нидерландах. Самая престижная премия в области науки названа  в его честь — премия Спинозы. С пометкой «За поиск истины»  он включен в 50 основных тем базовой  программы по истории Canon van Nederland в нидерландских школах. Его портрет на 1000-гульденовой банкноте, которая была в обороте до введения евро.

Vll. З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

Философское учение Бенедикта Спинозы имело большое значение в развитии философии. Оно оказало большое влияние на философов XVIII-XIX веков, в том числе на Дидро, Гегеля, Шелленга, Фейербаха и многих других. Философия Спинозы нанесла мощный удар по религиозному консерватизму. Спиноза назван одним из отцов свободомыслия. Практически все последующие революционные прогрессивные мыслители были его сторонниками и последователями.

Спиноза первый в философии нового времени создал глубоко обоснованное учение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности и господствующей в ней всеобщей закономерности. Одно из особенностей материализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит к атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, развитых в дальнейшей системе Гегеля, в основном материалистическом учении. К любой исследуемой области действительности Спиноза стремился подходить с научных позиций. Учение Спинозы - один из важнейших этапов развития материалистической философии, развитие человеческой мысли вообще. Выдающийся нидерландский философ Б. Спиноза разработал монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом, или природой. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Но это не Бог теистических религий, не личность, наделенная сознанием, волей и могуществом, не творец природных вещей. Бог Спинозы - это бесконечная, безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве причины и начала всего сущего. Существует единая, находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.

Единая субстанция обладает двумя атрибутами (неотъемлемыми  свойствами) - протяжением и мышлением. Наряду с протяжением, материя, начиная  от камня и заканчивая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в  разной степени; человеческое мышление есть лишь частный случай мышления вообще.

Мышление  трактовалось Спинозой как самопознание природы. По его мнению, порядок и  связь идей те же, что и порядок, и связь вещей. И те, и другие суть только следствия божественной сущности; любить то, что не знает  начала и не имеет конца, - значит любить Бога.

Подлинными  правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира. Понимать вещь - значит видеть за ее индивидуальностью универсальный элемент, идти от модуса (вида бытия) к субстанции. Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий. Эта гармония постижима, когда разум, не довольствуясь непосредственным наблюдением, исходит из всей совокупности впечатлений.

 

 

Vlll. Список Литературы:

1. Б. Спиноза «Этика»

2.  Антология  мировой философии ( «Этика» Спинозы).

3.  В.В.  Соколов «Спиноза»

4. Кауфман  И. С. Философия Спинозы в  России. Первая часть. 1774—1884.// Историко-философский  ежегодник 2004. М., 2005. С.312-344.

5. Луначарский  А. В. Спиноза и буржуазия  1933

6. Ильенков Э. Три века бессмертия

7. Соколов,  В.В., Философия Спинозы и современность,  М., 1964.

8.Соколов, B.B., Спиноза., М., 1973.

9. Коников,  И.А., Материализм Спинозы, М., 1971.

10.  Майданский А. Д. Геометрический порядок доказательства и логический метод в «Этике» Спинозы // Вопросы философии. М., 1999. № 11. С. 172—180.

11. Маньковский Л. А. Спиноза и материализм. М., 1930

13. Беленький  М. С. Спиноза. М., 1964.

14. Коников  И. А. Материализм Спинозы. М., 1971.

15. Большаков  А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” России, 1997.

   16.  Философия: теория и методология:  Учебное пособие под ред. М., Галкина, МЭСИ, 1991.

   17. Философское  понимание мира: Учебное пособие  под ред. В.В. Терентьева,  МИИТ, 1994.

Ссылки:

1. http://www.epwr.ru/quotauthor/511/


Информация о работе Философские взгляды Спинозы