Философские взгляды Спинозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:15, реферат

Описание

Новое время в философии, начавшееся в XVII веке, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек как инициативный и деятельный работник.

Содержание

I. Новое время и философы XVII века.
II. Жизненный путь Б. Спинозы.
III. Философские взгляды Б. Спинозы и основы философии Б. Спинозы. Главный труд Б. Спинозы –«Этика»:
1. Учение Б. Спинозы о субстанции (природе);
2. Учение Б. Спинозы о душе;
3. Социологические взгляды Б. Спинозы;
IV. Б. Спиноза в культуре.
Vl. Философия Б. Спинозы в России.
VI. Память о Б. Спинозе.
VII. Заключение.
VIII. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

спиноза.docx

— 57.54 Кб (Скачать документ)

 

ПЛАН:

I.    Новое время и философы XVII века.

II.   Жизненный путь Б. Спинозы.

III. Философские взгляды Б. Спинозы и основы философии Б. Спинозы. Главный труд Б. Спинозы –«Этика»:

       1. Учение Б. Спинозы о субстанции (природе);

       2. Учение Б. Спинозы о душе;

       3. Социологические взгляды Б.  Спинозы;

IV.    Б. Спиноза в культуре.

Vl.    Философия Б. Спинозы в России.

VI.    Память о Б. Спинозе.

VII.   Заключение.

VIII.   Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l. Новое время и философы ХVII века.

Новое время в философии, начавшееся в XVII веке, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек как инициативный и деятельный работник.

Основной  темой философии Нового времени  стала тема познания. Сложились два  крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники  и природу человеческого знания.

Сторонники  эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и  опыт человека. Сторонники эмпиризма  призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники  рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что основным источником достоверного знания является знание. Основателем  рационализма считается Декарт - автор  выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы и ничто не принимать за окончательную истинную.

Наряду с  позитивной оценкой возможностей познания, в XVII веке возрождается и философский  агностицизм, отрицавший возможность  познания мира человеком. Он проявил  себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего  лишь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.

ll. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Б. СПИНОЗЫ И ЕГО ТРУДЫ.

Великий голландский  философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосферафанатической нетерпимости и преследования инакомыслящих евреев. Так, в 1647г. из-за травли покончил жизнь самоубийством еврейский мыслитель - вольнодумец Уриель Акоста. В этой атмосфере и воспитывался будущий философ.

Спиноза был  отдан на обучение в семиклассное еврейское чилище, которое готовило раввинов. Благодаря выдающимся способностям, в молодом Спинозе видели будущее светило иудейской религии. Однако он не оправдал этих надежд. В кружке, собиравшимся вокруг выдающегося преподавателя, гуманиста и врача, ван ден Эндена, у которого Спиноза изучал латинский язык, он познакомился с математикой, естествознанием и медициной, а также с философскими идеями того времени. Спиноза все больше отдалялся от общины и иудейской религии. Совет раввинов строго предупредил его, но на него это мало подействовало. Тогда, после неудачной попытки подкупить Спинозу, совет раввинов проклял его и изгнал из общины. Не ограничившись простым отлучением, раввины подали на Спинозу жалобу городским властям Амстердама, изображая его опасным атеистом и добиваясь его изгнания из города. В результате этой жалобы философу пришлось покинуть Амстердам. В это время вокруг Спинозы постепенно собирался круг его единомышленников который продолжал существовать и после того как Спиноза покинул Амстердам и поселился в деревушке Рейнсбург, где приблизительно в 1658-1660г. г. им было написано его первое философское произведение -"Краткий трактат о боге, человеке и его счастье". Там же он начал работать над "Трактатом об усовершенствовании разума" и над своим главным трудом -"Этикой", которую он писал с перерывами 12 лет. Наконец, в Рейнсбурге Спиноза подготовил и издал "Основы философии Декарта, доказанные   геометрическим способом" с приложением "Метафизических мыслей". Это произведение - единственное, вышедшее при жизни Спинозы под его именем.

В 1663 г. Спиноза  переселился в Ворбург - селение вблизи Гааги,   где близко познакомился с знаменитым физиком, математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжал работу над "Этикой" и написал "Богословско-политический трактат", который был выпущен в свет в 1670 г. . В целях предосторожности, он был издан анонимно. Этот трактат вызвал бурюнегодования против его автора, имя которого вскоре стало известно. В 1674г. трактат был запрещен к продаже и распространению как книга, содержащая"много нечестивых, кощунственных и безбожных учений".

В этот период ожесточенных нападок и преследований, Спиноза перебирается в Гаагу, где получает от курфюрста Поральца Карла Людвига предложение о профессуре в Гейдельбергском университете. Поральц не знал, что Спиноза является автором "Богословско-политического трактата" и знал его только как автора "Основ философии Декарта". Поэтому он предложил Спинозе свободу философствования, с условием что тот не будет подкапываться под государственную религию. Однако Спиноза отверг это предложение, сославшись на то, что не знает, до каких пределов будет распространяться его свобода философствовать, чтобы не вызвать к себе подозрений в посягательстве на государственную религию. Находясь в трудных материальных условиях, Спиноза продолжал работать над основным трудом своей жизни - "Этикой". В 1675 г. эта работа была окончена. Но все попытки опубликовать ее не увенчались успехом и Спинозе пришлось отложить издание "Этики" и приступить к работе над "Политическим трактатом". Но закончить его философ не успел - 21 февраля 1677 г. он умер.

 Сочинения Спинозы были изданы в декабре 1677 г. его ближайшими друзьями под названием "Посмертные сочинения". Через несколько месяцев после выхода они были запрещены и не переиздавались вплоть до начала XIX века.

Сочинения Б. Спинозы:

  1. О Боге, человеке и его счастье»

2. 1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»

3. 1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»

4. 1670 «Богословско-политический трактат»

5. 1677 «Политический трактат» (не окончен)

6. 1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»

7. 1677 «Еврейская грамматика»

lll. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ И  ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Б.  СПИНОЗЫ. ГЛАВНЫЙ ТРУД Б. СПИНОЗЫ – «ЭТИКА».

Идейное развитие Спинозы началось и в течение  нескольких лет продолжалось в еврейском религиозном училище, где кроме религиозных текстов изучались и произведения некоторых еврейских философов-схоластиков. На будущего философа значительно повлиял своими философскими взглядами еврейский философ богослов и врач XII века Маймонид. Его взгляды базировались на пантеизме, т. е. более или менее последовательном отождествлении бога и природы.

Философское учение Спинозы можно рассматривать как высший этап превращения пантеизма в материализм. Во многом этому сопутствовало влияние на Спинозу крупнейших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т. Гоббс и Т. Бэкон. Однако, Спиноза пошел дальше их.

Не могла  не оказать влияния на Спинозу эпоха, в которой он жил. Это было время зарождения буржуазных прогрессивных отношений. Спиноза родился и провел всю жизнь в первой в мире буржуазной республике, и был свидетелем самой значительной буржуазной революции - английской. Благодаря самому большому в то время в мире флоту и новым производственным отношениям Голландия очень быстро стала самой богатой страной Европы. Экономический подъем сопровождался поразительным расцветом науки и искусства. Голландия того времени являлась центром передовой научной мысли. В XVII веке в Голландии жили и работали такие крупные ученые как Гюйгенс (математик, механик и оптик), Левенгук (биолог) и многие другие. Ученые и философы других стран стремились в Голландию, где существовала наибольшая в тех условиях свобода вероисповедания и были наилучшие возможности для научных исследований. В этой стране и провел всю жизнь Б. Спиноза. В это время наибольшее развитие получили математика и механика, благодаря открытиям Д. Бруно, Галилея, И. Кеплера. Развитие этих наук сказалось и на философии, основным направлением которой стал механистический рационализм.

Одной из определяющих черт философии Спинозы является принцип механического детерминизма, который в его учении обуславливает абсолютно все явления природы, включая человека. То есть, философ считает, что все должно иметь причинное объяснение. Основным способом изложения философских проблем у Спинозы является геометрический способ, который неотделим от рационализма философа. Он был уверен, что законы человеческого сознания те же что и законы природы, то есть был уверен в абсолютной и полной познаваемости мира. Эта уверенность реализуется у Спинозы в попытке вывести всю систему природы дедуктивно-  рационалистическим путем.

Свою метафизику Спиноза строит по аналогии с логикой  в «Этике», его основном произведении. Что предполагает:

задание алфавита (определение терминов),

формулировку  логических законов (аксиом),

вывод всех остальных положений (теорем) путём  логических следствий.

Такая форма  гарантирует истинность выводов в случае истинности аксиом. Применительно к «Этике» Спинозы следует, однако, упомянуть, что она, чётко ориентируясь на этот идеал, не всегда полностью удовлетворяет ему (это относится к доказательству отдельных теорем)

Главное отличие  философской системы Спинозы от большинства философских учений XVII века - это ее этическая направленность. Он считал, что философия должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросы этики, Спиноза стремился определить место человека как в природе, так и в обществе и государстве. Окончательный вид философской системы Б. Спинозы приняло в главном труде его жизни - "Этике"

Одной из ключевых проблем в «Этике» Спинозы  являлась проблема соотношения свободы  и необходимости. Эту тему он раскрывает в 4 и 5 частях своего произведения. А  именно в 4 части, названной «О человеческом рабстве, или о силе аффектов.», философ говорит о человеческом бессилие перед воздействием бесчисленного количества аффектов.

Основная  задача «Этики» - доказать способность  разума сопротивляться аффектам. Аффектом называется как состояние человеческой души, имеющей смутные или ясные  идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Человек, как и всякая вещь, стремится пребывать  в своем существовании и сохранять  его, поэтому человек (в норме) не может желать себе физического ущерба или гибели, «ни одна вещь сама по себе не ищет своего уничтожения». Аффект есть выражение этого стремления человека к самосохранению. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Аффекты, возникнув от тех или  иных причин, могут слагаться друг с другом многочисленными способами, образуя все новые и новые  разновидности аффектов, страстей. Их разнообразие вызывается не только природой того или иного объекта, но и природой самого человека. Любая  страсть есть, безусловно, аффект, но не всякий аффект есть страсть. Страстью являются лишь те аффекты, которые связаны  со смутными, неадекватными идеями, т.е. аффекты, возникающие на основе чувственного познания. Власть аффектов над людьми увеличивается вследствие всеобщего предрассудка, будто люди свободно владеют своими страстями  и могут в любой момент от них  избавиться.

Аффекты-страсти  могут заполнять все сознание человека, упорно преследовать его, вплоть до того, что находящийся под их воздействием человек, даже видя перед  собой лучшее, будет вынужден следовать  худшему. Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называет рабством. Естественные желания являются формой насилия. Мы не выбираем, чтобы  иметь их. Наше желание не может  быть свободно, если оно подчиненно силам вне себя. Таким образом, наши реальные интересы находятся не в удовлетворении этих желаний, но в  преобразовании через познание их причины.

Рассудок  и интуиция (ясное непосредственное постижение) призваны освободить человека от подчинения страстям. Как только мы узнаем, что являемся частью «мировой» системы и подчинены рациональным необходимым законам, мы понимаем, насколько иррациональным было бы желать, чтобы вещи были отличны оттого, что они есть - все вещи необходимы ... в природе нет ни добра, ни зла». Это означает, что иррационально испытывать такие чувства, как зависть, ненависть и чувство вины. Существование этих эмоций предполагает существование различных, независимых вещей, действующих в соответствии со свободной волей. Так что мы прекращаем чувствовать такие эмоции и находим мир.

Спиноза считает, что аффекты и разум составляют в совокупности человеческий дух, и  тот из них, кто возьмет верх, уже  предопределен к этому сущностью  Бога. Свободен скорее тот, у кого адекватные идеи господствуют над смутными идеями аффектов, т.е., тот, у кого божественная часть подчинила себе менее божественную. Свобода означает, следовательно, внутреннюю структуру состояния духа, а вовсе не его генезис, а постольку человек может быть детерминированным к свободе. Свобода означает, возможно, более полное тождество с Богом и даже осознание этого тождества. Спиноза не исключает, что этой свободе можно научиться, напротив, пятая часть "Этики" указывает пять правил для достижения господства духа над аффектами. И, тем не менее, тот факт, что человек узнает и применяет эти правила, сам детерминирован. Таким образом, свобода, достигаемая у Спинозы при помощи достоверного знания, не устраняет аффектов, - это невозможно, а проясняет их благодаря осознанию их места в цепи универсальной. Поскольку свобода отождествляется у Спинозы с познанием мировой детерминации, стремление к самопознанию становится у Спинозы сильнейшим из человеческих влечений. Сугубо рационалистическая концепция свободы, развиваемая Спинозой противоречива по своей сути. Свобода одновременно и активна и пассивна. Ее активность связана с тем, что человек, развивающий только разумную деятельность, получает возможность управлять своими аффектами. Сама эта возможность - одно из важнейших следствий познания мировой необходимости, исходя и слов автора "Трактата об усовершенствовании разума", "дух тем лучше понимает себя, чем больше он понимает природу ...и, чем лучше он понимает порядок природы, тем легче удержать себя от тщетного.

Информация о работе Философские взгляды Спинозы