Философские взгляды Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:24, контрольная работа

Описание

Краткая биография и основные идеи Аристотеля. Его работы можно разделить на три группы:
1. Работы, написанные им самим и предназначенные для широкого круга читателей.
2. Научные материалы были по содержанию как исторического, так и литературного и естественнонаучного характера.
3. Материалы, содержащие научные разработки и предназначенные для использования в школе.

Работа состоит из  1 файл

КР по философии.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

В этом проявляется отступление Аристотеля от позиции Платона, который добивался тождества обоих порядков, а не их противопоставления. Платон считал, что разум исходит из врожденных общих понятий и на их основе дедуктивно действует в знании.

Платону было достаточно разума для познания, у Аристотеля чувства играли такую же важную роль, как и разум. Аристотель воздавал разуму и чувствам «по заслугам» и компромиссно гасил взаимные претензии рационализма и сенсуализма. Аристотель стоял на позиции рационализма, но его рационализм был связан с генетическим эмпиризмом. Его философия, по сравнению с философией Платона, значительно усилила эмпирический характер.

Аристотель также дел акцент, что познание имеет пассивный характер. Вся власть принадлежит чувствам, если необходимо познавать внешние предметы, чувства должны быть такими, чтобы с необходимостью подвергаться влиянию предметов. Это касается и разума с той лишь разницей, что он сталкивается с объектами через образы, которые ему доставляют чувства.

Аристотель выступал против мистических факторов. Ни одно вещее воображение не может заменить опыт. В сравнении с Платоном, который видел бессилие разума по отношению к конечным принципам, Аристотель признавал не только силу разума, но и силу чувств. Он занимал позицию преклонения по отношению к врожденной власти разума. По Аристотелю, доказательства не могут идти в бесконечность, поскольку должны существовать изначальные предпосылки; это положение дало ему возможность обосновать веру в силу разума. Он считал, что общие истины, которые пытается постичь разум, можно принять на веру, и они не требуют доказательств. В силу этого они могут выполнять функции первых предпосылок. Философия Аристотеля опиралась на истины без доказательств и была догматической философией. Вера Аристотеля в разум позволяла построить метафизику, делая ненужной критику познания. К его системе философии принадлежат логика и психология познания.

Теоретическая философия

1. Разделение философии. Философия, понимаемая как «познание истины», и стала актуальной конкретика ее предметов. Аристотель вначале выделил логику как подготовительную дисциплину, а затем разделил философию на две большие части:

- на теоретическую

-и практическую.

Это деление он объяснял тем, что разум выполняет двоякие функции (познание принципов бытия и принципов деятельности), люди могут вести образ жизни исследовательский и практический.

В практической философии он выделял - этику и политику, к которым относил дисциплины, как риторика, экономика и поэтика.

Теоретическую философию он разделил на физику, математику и первую философию.

Основой такого разделения был уровень его знаний, так как он хорошо понимал математику, поэтому он включал туда еще целый ряд наук (музыка, оптика, астрономия и механика).

Существует еще одна наука, которая больше, чем математика, абстрактна. Эту науку Аристотель назвал «первой философией», которая имеет бытие как таковое, т.е. где рассматриваются только общие характеристики бытия, а все другие проблемы остаются в других науках. Позже эту аристотельскую работу - «Метафизика». Метафизика была истинным ядром философии Аристотеля, а из сделанных выводов получились новые разделы, таких как учение о Боге, о природе или о душе.

2. Субстанция. «Субстанцией» называли конкретные вещи, которые обладали  самостоятельным бытием. На самом деде, бытие можно рассматривать: как совокупность вещей, либо как совокупность качеств. Однако только одна «вещь» является субстанцией, в то время как качества, и отношения могут существовать только в связи с вещами, как их «принадлежности». Это убеждение, не признающее самостоятельного бытия вне реальных вещей было принципиальной позицией Аристотеля. Точная задача «первой философии»: она должна исследовать бытие само по себе и, следовательно, реальные вещи; она должна установить их всеобщие характеристики и атрибуты.

3. Форма и материя. Логические рассуждения привели Аристотеля к выделению в субстанции двух элементов. Если взять какую-то единичную субстанцию, например, какого-либо определенного человека, то отдельные его характеристики входят в понятие «человек», в его определение, а иные (например, что он небольшого роста) не входят в это понятие, в его определение. Можно и необходимо, с этой точки зрения, разделить каждую вещь на то, что включено вес понятие, и то, что не входит в это понятие; на то, что принадлежит к определению и что не принадлежит. Общие видовые качества вещи Аристотель назвал «формой», остальные — «материей». И субстанция, в понимании Аристотеля, разделилась на форму и материю. «Форма» у Аристотеля потеряла свое начальное значение и заменила его на переносное. Аристотель создал другое совершенное понятие — понятийную форму.

И в понятии «материи» у Аристотеля произошли изменения. Материя включила в себя все то, что в субстанции формой не является: то есть она стала тем, что, по своей природе, неопределенно, неоформленно. (например: бронза и мрамор, по словам Аристотеля, не чистая материя, поскольку она неоформленна). Таким образом появилось совершенное понятие «материи», как неопределенного основания явлений.

Аристотель создал новые понятия «формы» и «материи», однако он не полностью отбросил старое понимание: как примеры материи, приводил бронзу и мрамор, а как пример формирования — деятельность скульптора. Аристотель объединил результаты двух видов анализа: логического с ее генетическим анализом, исследующим то, что происходит, когда скульптор формирует бронзу или мрамор. Содержание понятия субстанции он сопостовлял с формой, которой субстанция достигла в своем развитии. Сделал он это для того, чтобы форма, как понятие, явилась проявлением единого в вещах: вещи, поскольку они материально сложны, всегда имеют одну форму и одно понятие. Также Аристотель давал материи определенные характеристики. (например: материя является основанием явлений и изменений, а когда материя уничтожается, то уничтожается ее субстанция, а материя сохраняется).

Для Аристотеля ни материя, ни идея не были субстанциями; однако в то же время и материя, и идея были элементами субстанции. Материя не существует самостоятельно, так же как самостоятельно не существует идея,- все это абстракции. На самом деле реальны лишь конкретные соединения материи и формы. Эта позиция Аристотеля получила название «гилеморфизм».

4. Сущность вещи.

а) Истинное познание имеет понятийную природу: любое понятие, которое мы имеем о вещи,— это не случайное ее восприятие, так как оно свидетельствует нам, чем данная вещь является на самом деле. Мы познаем в вещи то, что содержится в ее понятии. Значит, мы познаем только форму. В дальнейшем из этого следовало, что материя непознаваема. На самом деле, это утверждение не касается изменяемой материи, мрамора или бронзы, а относится лишь к первой материи, которая, в целом, неоформленна и непознаваема.

б) Существенным элементом вещи является то, что в ней есть от понятия. Статуей является только то, что обладает характеристиками, которые содержатся в понятии «статуя», и только они существенны для статуи, все остальные характеристики случайны: она может их иметь, а может и не иметь. Все то, что содержится в понятии, является характеристикой устойчивого, а то, что устойчиво — то существенно. значит, форма как элемент, составляющий понятие об объекте, является существенным элементом, наиболее важной частью субстанции, сущностью вещи. Благодаря выделению в вещах формы появились понятия «сущность вещи» и «существенные черты». Изначально среди черт, принадлежащих природе вещи, отличали более или менее существенные черты. Двойственность в оценке идеи и вещи, введенную Платоном, Аристотель перенес внутрь вещи.

5. Причина и цель. Объяснение характеристик вещи можно искать следующими способами:

-обращаясь либо к форме вещи,

-обращаясь либо к материи,

-обращаясь либо к действующей причине,

-обращаясь либо к цели — таким образом мы понимаем саму вещь. Форма, материя, причина и цель — это для Аристотеля четыре принципа объяснения. Например: скульптор задумал сделать статую, что будет причиной этого?, то, что скульптор только подумал, представил ее в своем разуме (нематериально), а уже из этого получилось материальная статуя. А все это связало общая форма. Такая связь имеет место при создании любых человеческих творений. Аристотель сделал вывод, что действующая причина находится не в материи, а в форме. Следовательно, форма не является только формальным и идеальным фактором, но представляет собой силу, которая действует и вызывает следствия, являясь действительной предпосылкой субстанции.

Аристотель, также принимал во внимание чисто причинное толкование: т.е. все, что происходит, происходит «по необходимости», а не ради достижения какой-то цели. Он развивал это, но считал недостаточным. У него были следующие взгляды: природа и человеческая деятельность стремятся к достижению цели, но на все действуют причины, так как они тоже зависят от достижения цели. (пример: острый нож хирурга).

В понимании цели Аристотель отличался от Платона, утверждая, что цель не является идеальной, что она не лежит вне вещи, а находится и в ней самой. То, что является целью вещи, наиболее наглядно видно на примере живых существ: они развиваются таким образом, чтобы достигнуть черт своего вида. В результате он пришел к тому, что форма — это сила, действующая целенаправленно и выражал ее двойственность: с одной стороны форма это понятийный элемент, а с другой же — активный фактор.

6. Энергия и потенция. Поскольку природой формы является действие, Аристотель характеризовал ее как энергию, а поскольку форма является существенным элементом бытия, следовательно, энергия, активность, действие становятся сущностью бытия. «Существовать» — не значит «занимать пространство», это означает «действовать». Если форма — это энергия, то материя — это потенция (двуединое выражение: сила и возможность. Понятие потенции также было созданием Аристотеля. Оно опиралось на внутреннее ощущение силы, которое Аристотель объективизировал, применив его к материальным явлениям, и ввел в словарь философских понятий.

7. Теория природы. Аристотель выделил из природы вещей факторы, которые его метафизика признавала сущностными элементами бытия, а именно: субстанции, формы, энергии и цели.

В его концепции природа была:

1) субстанциальной,

2) качественной,

3) динамичной,

4) целенаправленной.

Аристотель видел основы явлений не в абстрактных отношениях, а в конкретных субстанциях. Он считал качественные характеристики вещи, относящиеся к форме, более существенными, чем количественные, искал в природе проявления действия самостоятельных сил. Действие сил он объяснял их стремлением к цели.

Нормальное движение тел — падение камня или подъем дыма — Аристотель объяснял их целенаправленным стремлением к собственному для каждого месту. При этом он говорил, что расстояние, которое является отношением, а не субстанцией, не может оказывать влияния на тело и поэтому не может изменить силы этого стремления. Он исходил в механике в то время из ложных принципов и неправильно сформулировал закон движения, его же ошибочное мнение сохранилось, пройдя через тысячелетия.

В астрономии он также отступил назад, поскольку отбросил гипотезу движения Земли и обратился к системе Евдокса. Это заблуждение также привело к сохранению неверного взгляда на тысячелетия. У Аристотеля Земля вновь стала неподвижным центром мира, вокруг которого вращаются звездные сферы. Более того, поскольку он считал, что движение не может сохраняться, если оно не поддерживается устойчивым воздействием движущей силы, постольку вынужден был признать, что существуют силы, которые постоянно приводят в движение звездные сферы и, принимая во внимание точность этих движений, это силы божественных существ. Таким мифическим поворотом Аристотель создал немало преград для развития астрономии.

8. Первопричина. Мир является вечным и, вместе с тем, пространственно ограниченным. Он вечен, поскольку материя, из которой он состоит, являясь условием любого развития, не может быть его результатом. Мир не возникает, ибо вечен, и вместо с ним вечен и весь материальный мир. Он пространственно ограничен, с той точки зрения, что каждая стихия имеет свое место в мире, но за сферой последней стихии уже нет материи, нет даже пустоты, так как пустота — это такое место, которое не содержит материи, но могло бы ее содержать. В силу этого мир вечен, не было иного мира ни до него, не будет и после него, поскольку нет места вне его границ, следовательно, не существует миров, которые с ним сосуществуют. Значит, известный нам мир — единственный мир.

В результате Вселенная представляет собой цельную цепь причинно и целенаправленно связанных событии. Однако в этой целостности мира есть разрыв — все элементы имеют одну и ту же природу, кроме первого элемента. Каждая вещь имеет свою причину, а та, в свою очередь, свою, но цепь причин не может, по Аристотелю, уходить в бесконечность; принципиальным было то, что должна существовать первопричина. Первопричина должна обладать иными качествами, нежели известные нам вещи. Вещи есть результат действия причин, а первопричина не имеет своей причины и существует сама по себе. Вещи являются зависимым бытием, а первопричина — независимым. Вот характеристики этого независимого бытия: 1) оно неподвижно и неизменно, не может быть приведено в движение, поскольку не было бы первопричиной, если бы не могло двинуть само себя; в противном случае, оно было бы сложным бытием; 2) бытие является простым, так как объединение с какой либо частью должно было бы иметь причину; 3) оно является нематериальным, ибо материя есть источник всех изменений, и все материальное меняется, является чистой формой, чистой энергией; 4) независимое бытие является духовной сущностью, поскольку иначе нельзя понять нематериальные формы; 5) оно является разумом; аналогия с духовной жизнью человека свидетельствует о выделении низшей психической функции как обусловленной внешними причинами; 6) каким образом разум может привести в движение материальный мир? Только единственным способом: установив цель, к которой мир стремится. Действуя подобно тому, как «влюбленный постигает любящего». Двинуть мир — является целью мира. Принцип действия независимого бытия — это принцип неподвижного притяжения; 7) проявлением (результатом) разума может быть только мышление. А предметом мышления может быть, в таком случае, лишь сам разум, так как познающий уподобляется познаваемому, и если бы первопричина предметом своего мышления имела мир, то она уподобилась бы ему и приняла его непостоянные,качества; 8) оно является единым; иначе не было бы единства в мире, мир был бы собранием эпизодов, в то время как реальный мир един; 9) оно необходимо, поскольку не содержит материи, которая заключает в себе различные возможности; 10) оно является совершенным, потому что наиболее совершенным и в бытии являются форма, разум, энергия. Случайный, несовершенный, зависимый мир свидетельствует о наличии необходимого, совершенного, абсолютного бытия. Если существует мир, значит, существует и абсолют. Такой ход рассуждений отличал Аристотеля как от Демокрита, так и от Платона. Аристотель начал с исследования физического мира, чтобы через него прийти к абсолюту. Он множество раз повторял в своих работах, что не существует формы без материи, однако, в конце концов, такую чистую форму признал; множество раз он критиковал Платона за то, что тот говорил о трансцендентном бытии, сам же, в конечном счете, остановился также на этом трансцендентном бытии.

Информация о работе Философские взгляды Аристотеля