Философские взгляды Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:24, контрольная работа

Описание

Краткая биография и основные идеи Аристотеля. Его работы можно разделить на три группы:
1. Работы, написанные им самим и предназначенные для широкого круга читателей.
2. Научные материалы были по содержанию как исторического, так и литературного и естественнонаучного характера.
3. Материалы, содержащие научные разработки и предназначенные для использования в школе.

Работа состоит из  1 файл

КР по философии.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Институт управления»

(г. Архангельск)

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

Философия

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема: «Философские взгляды Аристотеля»

 

 

 

Выполнила:

Студентка: Кушнарева Виктория Михайловна

Факультет: экономический

Курс: первый

Группа № 12-ФЗ

Специальность: 080105

Шифр зачетной книжки: 1860

Проверил: Полуэктов Антон Андреевич

 

г. Северодвинск

2011 год

Краткая биография и основные идеи Аристотеля.

 

Жизнь Аристотеля (384—322 гг.). Аристотель родился в Стагире, на Тракийском полуострове, в семье, в которой профессия врача передавалась по наследству. Его отец, Никомах, был придворным врачом македонского царя. Из среды, в которой он вырос, Аристотель вынес определенный объем эмпирического врачебного знания. В 367 г. Аристотель приехал в Афины и вступил в Академию Платона. Он провел в ней 20 лет, сначала как ученик, а затем как учитель и исследователь. Дух платоновского обучения отличался от эмпирически направленного воспитания Аристотеля. Соединение этих двух направлений создало особый тип философствования. Со временем он выступил против доктрины Платона, однако оставался в Академии вплоть до смерти своего учителя. После того как на место Платона был избран Спевсипп, Аристотель оставил Академию. Он уехал в Ассизи и там провел три года, занимаясь наукой и преподаванием. В 343—342 гг. он был приглашен Филиппом Македонским в качестве воспитателя к сыну царя Александру и оставался с Александром до того времени, пока тот не занял трон отца, однако и после этого Аристотель не покинул Македонии и жил в Стагире. Он оставил Александра, когда тот начал свой знаменитый поход в Азию. Затем он вернулся в Афины и основал там школу. Она была организована наподобие Академии, и отличалась всесторонностью и планомерностью работы, а также характерным для нее духом эмпиризма. В ней занимались специальными исследованиями как в гуманитарной, так и в естественнонаучной сфере. Школа находилась в Ликее. Обучение велось во время прогулок, и она получила название «перипатетической»; Аристотель руководил школой с 335 по 323 г. В этот период собственные исследования Аристотеля отошли на второй план. Главным его делом стало обучение учеников. Когда после смерти Александра Македонского началось антимакедонское движение в Греции, Аристотель бежал из Афин и через год умер в Халкиде на Эвбее.

Громадное трудолюбие и огромный ум, любовь к истине, сосредоточение всех своих усилий в сфере науки, способность организовать труд и сплотить учеников вокруг научной работы, наконец, внешние условия и независимость — все это было необходимым условием для того, чтобы сделать в философии и науке то, что сделал Аристотель.

Его работы можно разделить на три группы: 1. Работы, написанные им самим и предназначенные для широкого круга читателей. Они были, как правило, созданы в тот период, когда Аристотель еще принадлежал Академии; это были преимущественно высокохудожественные диалоги. Благодаря им Аристотель еще в древности приобрел славу прекрасного стилиста. По своим темам и названиям работы связаны с Платоном: среди них был диалог «Эвдем», инспирированный «Федоном», диалоги о любви, о справедливости, о риторике, были диалоги «Софист» и «Политика», диалоги о богатстве, о воспитании, о царской власти, о поэтах, о роскоши. К наиболее значительным принадлежал «Протрептик», который можно соотнести с платоновским «Евтидемом», содержащий защиту философии и восхваление жизни, посвященной познанию, а также большой диалог «О философии» в трех книгах. Из всей этой группы сохрани лись лишь отдельные фрагменты.

2. Научные материалы были по содержанию как исторического, так и литературного и естественнонаучного характера. Сбор этих материалов был начат в Стагире, но, главным образом, они относятся к более позднему периоду, ко времени Ликея, и принадлежат перу Аристотеля и его уче ников. Среди них были выдержки из работ древних философов, лекций Платона; сборники теорий и образцов риторики, материалы по театру и поэзии, высказывания олимпийских чемпионов, собрание 158 греческих конституций, свод законов варварских народов, систематические исследования по зоологии, собрание определений и перечень научных проблем. Из этой группы работ почти ничего не сохранилось. Относительно больше дошло до нас материалов по зоологии. Из работы, посвященной конституциям, в 1891 году обнаружили часть, которая касалась Афинского государства. Перечень научных проблем дошел до нас в искаженном виде.

3. Материалы, содержащие научные разработки и предназначенные для использования в школе. Это тезисы лекций, записанные фрагментарно, принадлежат эпохе Ликея, однако позднее они были переработаны. Одни больше, другие меньше были подготовлены к печати, но ни одни из них не были готовы полностью. В таком незаконченном виде эти работы — наиважнейшие из тех, которые знает история европейской мысли,— сохранились и дошли до последующих поколений. Они сохранились в редакции Андроника из Родоса, который придал им удобную для чтения форму и, собственно, аутентичные тексты дополнил записями учеников. Все эти работы можно разделить на пять групп: логические, естественнонаучные, метафизические, практические и поэтические.

А) Логические работы получили во времена Византии название «Органона». К этой группе относятся следующие трактаты: «Категории», «О высказываниях», «Анапитики» («ранние» и «поздние»), включающие в себя теории предположений и доказательств, «Топика», посвященная проблеме истинности доказательства и искусству ведения спора,и «О софизмах». Ядро логики Аристотеля содержится в «Аналитиках». «Топика» в большей степени, чем остальные работы, отредактирована. Работы о категориях и о высказываниях были недостаточно обработаны автором и впоследствии были дополнены, что дало повод для сомнений и их аутентичности.

Б) Естественнонаучные работы состоят из работ по физике, естественной истории и психологии. К ним относится «Физика» в восьми книгах. Составляющие ее книги написаны в разное время и, возможно, ранее представляли собой отдельные трактаты. Кроме того, сюда можно включить трактаты «О небе», «О возникновении и гибели», «Метеорологика»; естественная история животных включает в себя множество работ по зоологии: «О частях животных», «О происхождении животных», «О движении животных». Ботанические работы Аристотеля не сохранились; «О душе» — важный, относительно хорошо сохранившийся и обработанный трактат Аристотеля — является его главной психологической работой. Дополнен рядом небольших работ.

В) Метафизика стала центром философии Аристотеля, охватила, как называли раньше, «первую философию». Название работы «Метафизика» означает «работы, написанные после работ о природе». Эта работа состоит из 14 книг различной ценности и различного происхождения, которые нельзя достаточно строго связать друг с другом. «Метафизика» никогда не была ни единой книгой, ни единым курсом для преподавания до тех пор, пока комментаторы (Сириан и ПсевдоАлександр) не стали трактовать ее как единую работу и постарались укрепить это мнение. Выразительная связь существует между книгами, в которых говорится об основах «Метафизики». Одна из книг содержит изложение теологии Аристотеля и является отдельным произведением; в «Метафизике» есть свой философский словарь; две книги содержат полемику с Платоном.

Г) Практические работы охватывают этику и политику. Этика дошла до нас в трех редакциях, но только две из них носят аутентичный характер: «Эвдемова этика» — более ранняя редакция и «Никомахова этика» — более поздняя. «Большая этика» (полатыни — «Magna Moralia»), признанная большинством исследователей произведением более поздних столетий, является кратким изложением двух предыдущих. Политическая работа Аристотеля под названием «Политика» — обширный, но незаконченный труд,— так же, как и «Метафизика», не носит целостного характера.

Д) Поэтические работы. Из этой группы работ сохранился лишь фрагмент «Поэтики», речь в котором идет, главным образом, о трагедии.

Сохранившиеся работы Аристотеля составляют только часть того, что он написал, но часть важную, поскольку она дает точное и научное представление о всей совокупности его взглядов.

Научная ориентация Аристотеля. Областью науки, которой он занимался больше всего и в соответствии с которой создавал свои философские понятия, была биология. Говоря о бытии, он прежде всего имел в виду живые существа. Эта наука сыграла в его философской системе такую же роль, как математика и математическое естествознание в философской системе Платона; математику Аристотель знал меньше и меньше применял. Это различие в научной ориентации может объяснить и различие в философских взглядах обоих мыслителей.

 

 

 

 

 

 

I.                    Философские взгляды Аристотеля. (свободный конспект)

 

Аристотель начал свою деятельность как сторонник платоновской философии. «Первую философию» он понимал как науку о вечном и независимом бытии, также он признавал учение о бессмертии души, развивал этику. У Аристотеля был план своих собственных исследований; в «Метафизике» и «Физике», которые имеют платоновский характер.

     Еще при жизни Платона Аристотель выступал против науки об идеях. Это написано в диалоге «О философии». После ухода из Академии он формулировал позитивное учение, которое заменило ему учение Платона, поскольку оно носило другой характер. Главные метафизические идеи Аристотеля это теория трансцендентального бога и трансцендентального разума, естествознание и этика. Описание этих взглядов на мир Аристотель описал в различных книгах «Метафизики», «О душе», «Эвдемова этика», «Физике», «О небе».

В последующие годы Аристотель дальше отходит от платонизма. В его философии преобладает устойчивый эмпирический подход. Он перестает даже заниматься общими проблемами мировоззрения; он со своими учениками строит эмпирические науки, такие как биологию, социологию, историю. Его психология превратилась в ориентированную науку (естествознание, астрономия, этика метафизике). В тот период им было написано много специальных работ.

Но всё-таки в книгах того периода его мысли не всегда были выражены в чистом виде. Философская система Аристотеля, является результатом его взглядов среднего и позднего периодов, и такое соединение по своей природе наиболее целостно и последовательно.

У Аристотеля были следующие взгляды:

Логика.

1.      Метафизика и логика.

Аристотель занимал двоякую позицию по отношению к миру: он по характеру был реалистом. Из учений Платона (истинное бытие является идеальным, а истинное знание всеобщим) он брал только половину: сохраняя теорию знания, и отбрасывая теорию бытия. Он отрицал, что существуют идеи вне единичных вещей; в то же время признавал, что знание содержится в общих понятиях. Аристотель основывался на том, что бытие единично, а знание обще.

У Платона бытие делилось на две части (мир идей и мир вещей). Аристотель создает новый взгляд — бытия и знания. Исследования разделились по двум направлениям: учение о знании и учение о бытии; логика, подразумевающая всеобщее знание, отделилась от метафизики, направленной на единичное бытие.

2. Теория понятий и суждений.

Логика должна учить, как пользоваться понятиями и суждениями. Основанием понятий является определение, а суждений — доказательство. Определение и доказательство были для Аристотеля основными проблемами логики.

а) По Аристотелю, следовало, что есть общие понятия, которые не имеют и не требуют определения.

б) По Аристотелю, существуют наиболее общие суждения, которые не имеют и не требуют доказательств. Общим принципом доказательства являлся, принцип противоречия, и каждая отрасль знания имеела свои собственные принципы.

Суждение Аристотель делил на два понятия:

-субъект

-предикат

Это основывалось на том, что менее общее понятие подчиняется более общему.

Т.е. как я понимаю речь идет о «соподчинении» понятий.

Например суждение «Сократ — человек» подчиняет понятие «Сократ» понятию «человек», а суждение «человек смертен» подчиняет понятие «человек» наиболее общему понятию, «смертное существо». На это опирается предположение, а также доказательство, которое есть не что иное, как вывод из истинных суждений.

Аристотель выводы из двух суждений имеющих одно общее понятие, назвал силлогизмом. Эта теория составила большую часть его логики, которая просуществовала очень долго.

Развивая логику, Аристотель считал ее отдельной дисциплиной, и она вышла за пределы философии. Он рассматривал ее не как самостоятельную науку, а как подготовительный часть наук,— формальную дисциплину.

Логика Аристотеля была выражением его философской позиции. Она базировалась на убеждении, что бытие единично, а общие характеристики выражают его сущность.

2.      Логика и психология познания.

Структура понятий, связанная определениями, и структура суждений, связанная доказательством, устанавливали образ знания, но знания не развивающегося, а носящего завершенный характер. Логика Аристотеля включала в себя, скорее, методы преподавания полученного знания, чем методы его получения. Из этого следует, что только через знание частей можно дойти до знания целого. Силлогизм — это та структура достигнутого знания, а структурой развивающегося знания будет индукция. Логика Аристотеля представляла реальный порядок истин, не утверждая, что она является психологическим порядком, в котором мы познаем истины. Эти порядки были даже для Аристотеля противоречивыми сами по себе, и противоречили в его философии.

Информация о работе Философские взгляды Аристотеля