Философские воззрения Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого. Философия Всеединства Владимира Соловьёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание

История философии – это дисциплинa, предметoм изучения кoтoрой являeтся прoцесс вoзникнoвения и рaзвития филoсoфскoгo знания. Истoрия филoсoфии представляет сoбoй теoретическую рекoнструкцию, интeрпрeтaцию и критическoе oсмысление этoгo знания, выявление внутренней связи и взаимooбусловленности его сoставляющих, представленных различными филoсoфскими течениями, направлениями и шкoлaми, а тaкже выявляет их сoциокультурную oбусловленнoсть.

Содержание

1. История философии. 2-5 стр.
2. Особенности русской религиозной философии: 6-7 стр.
2.1 Философия Всеединства В.Соловьева. 7-11 стр.
3. Философские воззрения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. 11- 19 стр.
4. Вывод. 19- 20 стр.
Словарь терминов. 20-27 стр.
Персоналии. 27- 39 стр.
Используемая литература. 41 стр.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по философии_ правленный.docx

— 173.62 Кб (Скачать документ)

Философский энциклопедический  словарь. 2010.

 

ТЕОДИЦЕЯ

1) (греч. theos — Бог и  dike — справедливость) — «оправдание  Бога», общее обозначение религиозно-филос.  доктрин, стремящихся согласовать  идею «благого» и «разумного»  божественного управления миром  с наличием мирового зла, «оправдать»  это управление перед лицом  темных сторон бытия. Термин  введен Г.В. Лейбницем в одноименном  трактате (1710).

Исторические формы Т. целесообразно рассматривать в  свете идеи о расширении «ответственности» Бога за мировое бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно-анимистических формах или в греко-рим. мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Однако и от таких божеств можно требовать того же, что и от любого старейшины и судьи, т.е. справедливого распределения наград и наказаний. Поэтому первая и самая общая форма критики божественного.

2) (полное название «Опыты  теодицеи о благости Божией, свободе  человека и происхождении зла») — соч. Г.В. Лейбница, написанное  около 1710, в котором разрабатываются  основные принципы «естественной теологии». В задачи «Т.» входит оправдание Бога в Его благости и всемогуществе в связи с существованием зла в мире. В «Предварительном рассуждении» Лейбниц, полемизируя с П. Бейлем, обосновывает согласие веры и разума. Положения христианской веры оказываются не противоречащими разуму, но «сверхразумными». Истины разума и откровения предстают как разновидности всеобщего разума Бога. Это дает возможность такого филос. объяснения существования зла, которое не только совместило бы с ним совершенство Бога и мира, но даже включило бы зло как необходимый элемент совершенства целого. Лейбниц различает три разновидности зла: метафизическое, физическое и моральное. Важным моментом теодицеи становится представление о нашем мире как наилучшем из возможных. Мир как совершенное целое может включать элементы, которые вне контекста целостности выглядят несовершенными. Всякое создание по своему существу ограниченно, и эта ограниченность заключает в себе причину «метафизического зла», которое само по себе необходимо. Зло по своей природе относится к добру как несовершенное к совершенному, возникает как недостаток или отсутствие добра.

Философия: Энциклопедический  словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией  А.А. Ивина. 2004.

 

ФИЛОСОФЕМА

(греч.)

философское утверждение  или философское учение.

Философский энциклопедический  словарь. 2010.

 

КАТЕХИЗИС

(от греч. katechein, "оглашать", "устно наставлять"), огласительное наставление, учебник, содержащий основные положения христианского вероучения. Большинство катехизисов предназначены для наставления в вере детей, однако существуют и катехизисы для взрослых или для преподавателей христианского учения. Как правило, катехизисы составляются в форме вопросов и ответов. Катехизисы отличаются от символов (исповеданий) веры прежде всего тем, что являются устной формой наставления, тогда как символ представляет собою письменную формулу вероисповедания. В раннехристианскую эпоху основным поводом для преподания основ христианского вероучения служила подготовка взрослых к принятию крещения. Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту и Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений, или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов.

Христианство. Энциклопедический  словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Катехизис Католической Церкви. М., 1996.

 

ПОЛИТЕИЗМ

(греч. многобожие) - языческая  вера в множественность богов,  существующих отдельно и независимо  друг от друга и не сливающихся  с природой Вселенной. Политеизм  противостоит пантеизму и теизму. Часть мировых религий - политеистична  (напр., Индуизм). Привлекательность политеизма - в обещании относительной доступности того или иного бога для исполнения каких-то определенных земных нужд. Отсюда и популярное сближение богов с силами природы. Ложность политеизма возвещалась как древнеизраильскими пророками, античными философами и раннехристианскими апологетами: политеизм - тот же пандемонизм. Ф.Шеллинг: политеизм - это результат духовного кризиса человечества на одном из ранних этапов его истории, вызванного горделивым намерением строителей Вавилона "сделать себе имя". После потери единства человеческого рода и единства веры в Бога и возник политеизм как противодействие дальнейшему распаду, как попытка сохранить единство на уровне национальном (религии народов или языков). В нынешнем увлечении восточными доктринами, в теософии, а также в мифологиях фашистского типа есть попытки ревитализации политеизма с явной антихристианской направленностью.

В. Василенко. Краткий  религиозно-философский словарь, 1996 г.

 

 

 

 

 

Персоналии:

Платон

428 или 427 г. до н. э. – 348 или 347 г.  до н. э.

Древнегреческий философ Платон родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое  происхождение.

Философия Платона  не изложена систематически в его  произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; систему Платона приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме»  и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе». Основой всякого  бытия является, по Платону, «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку  для движения необходимо изменение, т. е. множественность; к нему неприменимы  признаки тождества, различия, подобия  и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике  скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.

Почти все  сочинения Платона написаны в  форме диалогов (беседу в большей  части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными  достоинствами. К зрелому периоду (70-60-е гг.) – «Федон», «Пир», «Федр», II – X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.)

Аристо́тель

(др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[1] основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Жил в Сиракузах, которые помог защитить от римлян, с помощью системы зеркал.

Аристотель  был первым мыслителем, создавшим  всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. . Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Аристотель  разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве)[2][3]. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначал

 

Диоге́н Лаэ́ртский

(др.-греч. Διογένης ὁ Λαέρτιος) — позднеантичный историк философии.

Никаких данных о личности и биографии Диогена Лаэртского не сохранилось. Неизвестны даже даты его жизни; приблизительная биографическая датировка возможна лишь на основании  его сочинения и предположительно указывает на конец II — начало III в. н. э. Определенно лишь то, что он жил после писателя Секста Эмпирика (II—III в.), которого Диоген упоминает, и до писателя Стефана Византийского (VI в.), который цитирует трактат Диогена.

Именем  Диогена Лаэртского подписан эллинистический трактат, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с архаической эпохи (Фалес, Солон) и вплоть до рубежа нашей эры.Несмотря на то, что метод и стиль Диогена весьма далек от современных представлений о научном изложении, историко-философская ценность его трактата велика. Мы находим у него, к примеру, целый ряд изречений Гераклита, неизвестных из других источников, уникальный список несохранившихся трудов Демокрита, ценные текстологические сведения о сочинениях Платона, достаточно внятное изложение логики и этики ранних стоиков. Кроме того, трактат Диогена сам по себе является важным памятником позднеантичного стиля исторической мысли, стоящим в одном ряду со «Строматами» Климента Александрийского и «Пестрыми рассказами» Элиана.

  Диоген Лаертский. « Жизнь, учение и изречения мужей, прославившихся в философии».

  Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Секст Эмпирик

(Σέξτος Εμπειρικός, начало II века) — древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма.

Жил в Александрии и Афинах. Его произведения «Пирроновы положения» (Πυῤῥώνειοι ὑποτύπωσεις) и «Против учёных» (Adversus Mathematicos) являются основными источниками по философии античного скептицизма. В них сохранилось много свидетельств и фрагментов из учений философов, чьи произведения не сохранились.

Весь  цикл «Против ученых» многие делят  на две части, из которых одну называют «Против догматиков», а другую «Против  отдельных наук». Книги «Против  догматиков», объединяясь с другим циклом «Против ученых», обычно в  науке именуются такими цифрами: «Против логиков» именуется VII и VIII (так как в этом трактате две  книги), «Против физиков» — IX и X (по той же причине) и «Против этиков» — XI (в этом трактате только одна книга и содержится). Что же касается книг, направленных против отдельных ученых, то они соответственно обозначаются римскими цифрами I—VI: «Против грамматиков» — I, «Против риторов» — II, «Против геометров» — III, «Против арифметиков» — IV, «Против астрологов» — V, «Против музыкантов» — VI. Обычно, однако, книги «Против догматиков» ввиду их философской принципиальности печатаются раньше книг против отдельных наук. Поэтому первые и самые принципиальные книги из всего цикла «Против ученых» обозначаются цифрами VII—XI, а книги против отдельных наук обозначаются цифрами I—VI.

Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х

(нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут, Бавария — 13 сентября 1872, Нюрнберг, Бавария, Германская империя) — выдающийся немецкий философ-метафизик, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг.

Умер  в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте  его жилища разбит парк Рехенберг, установлена  массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций.Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838).В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).

Иоганн  Эдуард Эрдман

(нем. Johann Eduard Erdmann; 13 июня 1805, Вольмар — 12 июня 1892, Халле) — немецкий философ.

Изучал  теологию в Дерптском университете, а затем в Берлине, там же в 1834 г. защитил диссертацию. Находился под влиянием Гегеля. С 1836 г. и до самой смерти преподавал в университете Халле, с 1839 г. профессор.

Основной  научной заслугой Эрдмана является двухтомный «Очерк истории философии» (нем. Grundriß der Geschichte der Philosophie; 1866), в котором предпринята попытка представить историю философии как непрерывную цепочку ответов на вечные вопросы, стоящие перед человечеством. Эрдману принадлежат также книги «Тело и душа» (нем. Leib und Seele; 1837), «Основы психологии» (нем. Grundriß der Psychologie; 1840), «Основы логики и метафизики» (нем. Grundriß der Logik und Metaphysik; 1841) и другие.

Целлер Эдуард Готтлоб

(нем. Eduard Gottlob Zeller; 22 января 1814, Клейнботвар — 19 марта 1908, Штутгарт) — немецкий теолог и философ XIX века.Эдуард Целлер родился в семье чиновника. С 1831 года он изучает теологию и философию в Тюбингенской богословской семинарии. За работу о «Законах» Платона он получает учёную степень в 1836 году. В 1840 году становится доцентом. Будучи представителем Тюбингенской школы, он применяет метод историческо-критического антиковедения.

 «Очерк истории греческой  философии» (нем. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung 1856—1868, 1876—1882)  «Политика в ее отношении к праву» (нем.  Die Politik in ihrem Verhältniss zum Recht 1868)   «Государство и церковь» (нем. Staat und Kirche 1873)

Вильге́льм Виндельба́нд

(нем. Wilhelm Windelband; 11 мая 1848, Потсдам — 22 октября 1915, Гейдельберг) — немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства.Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903).

Виндельбанд известен следующими трудами по истории философии:

«История древней философии», 1888; рус. пер. 1893;

«История новой философии», Bd 1—2, 1878—80; рус. пер., Т. 1—2. 1902—05.

В них философские системы  прошлого излагаются с кантианских  позиций. Виндельбанд устраняет  из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём.Философию Виндельбанд определяет как «… критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных.Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд расчленил науки на:

Информация о работе Философские воззрения Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого. Философия Всеединства Владимира Соловьёва